…Еще одной древней постройкой монастыря была церковь во имя Богоявления Господня. Храм, который остался запечатлен на фотографиях и рисунках, построили во второй половине XVII века (или, по предположению, перестроили пострадавший в Смуту храм XVI века). Здание имело подклет, храмовая часть была бесстолпной пятиглавой с тремя апсидами, с запада примыкали трапезная и кельи.
Текст: Александра Шапиро, сайт https://indicator.ru/humanitarian-science/rossiiskie-drevnosti-ischeznuvshii-pokrovskii-paisev-uglichskii-monastyr.htm
Значительный пятиглавый храм возвышался к северу от Покровского собора, образуя с ним симметричную группу. Как и другим зданиям обители, ему посвящено крайне мало публикаций и даже имеющиеся «жалкие крохи» наполнены неточностями и ошибками.
Начнём с того, что архимандрит Антоний и вслед за ним многие другие авторы сообщали, что храм упоминается в 1596 году. Как и в случае с Никольской церковью, эта ссылка на более ранние «приправочные книги» ошибочна – касается не зданий монастыря, а земельных владений. В Писцовых книгах Угличского уезда 1629-1631 годов о храмах сообщается следующее: «церковь Покров Пресвятыя Богородицы да предел Богоявления Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, да другой храм Николы Чудотворца под колоколы каменные, да тёплой храм Преподобнаго Чудотворца Сергия древян, клецки, верх шатровой».
Как можно заметить, описание не только не отражает период конца XVI столетия – в нём вовсе нет Богоявленской церкви, но есть одноимённый придел Покровского собора. По сообщению Типографской летописи, наряду с соборным храмом он был освящён в октябре 1523 года. Этот придел, очевидно, не существовал изначально при постройке собора в 1479-1482 годах. Принято считать, что Паисий, став настоятелем монастыря, построил деревянную церковь во имя Богоявления Господня. Возможно, полвека спустя храм упразднили, а посвящение перенесли в придел. Очевидно, на протяжении последующих полутора веков в Покровском монастыре не имелось отдельной Богоявленской церкви.
Исследователи, описывая ансамбль Покровского монастыря, обычно упоминают о существовании Богоявленской церкви в 1596 году, но при этом неизменно отмечают, что её облик всецело принадлежал XVII столетию. Как свидетельствуют приведённые выше факты, «документальное известие» недостоверно – храм получил облик, типичный для второй половины – конца XVII века, не в результате перестроек, а потому что в тот период изначально был построен.
Храм имел несомненное сходство с другим местным памятником – церковью Одигитрии Воскресенского монастыря. Оба здания относятся к типу трапезных храмов – включают комплекс помещений бытового и хозяйственного назначения. Нетрудно заметить совершенно аналогичные объёмы, поднятые на высокий подклет. Такова прямоугольная, вытянутая в поперечном направлении храмовая часть, завершённая ярусом глухих кокошников. Сильно выступающие алтарные апсиды, разделённые лопатками. Практически одинаковые пояски с поребриком и Т-образными «городками», широкие угловые лопатки. Близкие формы наличников.
Говоря о последних, отметим, что у двух храмов в оформлении северного фасада доминируют наиболее простые наличники с треугольными сандриками, но в Воскресенском монастыре они также использованы в оформлении окон подклета. В Богоявленской церкви преобладают килевидные вогнутые сандрики, а проёмы южного фасада храмовой части получили наиболее нарядные наличники с фигурными многолопастными очельями и рядами миниатюрных двойных кубышек в боковых частях. В оформлении южного и западного фасадов церкви Одигитрии преобладают наличники с парными килевидными сандриками.
Ещё одним отличием являлась композиция окон храмовой части. Богоявленская церковь имела более насыщенный и сложный декор из наборного лекального кирпича. Объём здания был удлинён в западном направлении – к трапезной примыкали паперть и ещё ряд помещений.
Наиболее ценные сведения о здании содержатся в Описных книгах 1702 года: «Церковь тёплая каменная во имя Богоявления Господня, да в пределе престол во имя Сергия Радонежскаго чудотворца, о 5 главах, главы обиты черепицею зелёною… перед трапезою паперть, перед папертью палатка отдаточная, да келья жилая, каменные ж, а в них 5 окошек больших с решётками железными, окончики слудяные; 2 печи изращатые зелёные, у трапезы всход каменный…»
В отличие от Покровского собора, внутреннее убранство было довольно скромным – включало тябловый иконостас с местным, деисусным и праздничным рядами, иконы которых, несмотря на недавнее построение храма, оказались ветхими. Клиросы и архимандритское место были каменные. Немало икон находилось в братской трапезной. Там же были упоминавшиеся печи с зелёными «муравлеными» изразцами. В середине XVIII века значится более сложный декор иконостаса, включавший «царские двери и сень мелкой рези, посеребрены», позолоченные каймы и столбики.
Исследователи отмечали непропорциональность пятиглавия храма. Можно предположить, что изначально завершение было лучше согласовано с формой тесовой крыши, не скрывавшей кокошники в основании барабанов. Миниатюрные луковичные главы, подобно единственной главе церкви Одигитрии, очевидно, были каменные. Покрытием служила поливная зелёная черепица. Также важно учитывать наличие придела Сергия Радонежского, располагавшегося в апсиде дьяконника и явно завершённого дополнительной главкой. К зданию, вероятно, с южной стороны примыкало крыльцо, с которого был вход в помещение паперти и трапезную палату.
Будущее оказалось немилосердно к Богоявленскому храму. Ко времени составления описи имущества 1834 года храм и придел были упразднены, а трапезная перестроена в келейный корпус. На втором этаже сооружены сводчатые кельи и продольный коридор. В трапезную преобразована одностолпная палата подклета, к которой прилегали кухня, пекарня и две кладовые.
В 1834-1839 годах церковь была возобновлена на средства купца М.А. Братцова и освящена 24 сентября 1839 года. При этом новый иконостас столярной и резной работы, по фасаду, утвержденному архиепископом Ярославским и Ростовским Евгением, изготовлен заозерским мастером Семёном Ивановичем Стрелковым.
Несмотря на многочисленные перестройки, Богоявленская церковь в значительной степени сохраняла облик и основные объёмы. В особенности это касается храмовой части и алтаря, практически не подвергшихся искажениям. Это был один из наиболее интересных памятников архитектуры Угличского края – равноценный памятникам Воскресенского и Николо-Улейминского монастырей. Как и Покровский собор, Богоявленский храм можно отнести к числу крупнейших и наиболее трагических утрат.
Е. Лиуконен «Богоявленский трапезный храм», https://uglmus.ru/about/publics/bogoyavlenskii_trapeznii_hram/