Обитель находилась на левом берегу реки Волги в 3 км выше Углича (в районе современной деревни Покровские Горки). Основан, вероятно, в середине XV века. В конце 1460-х годов настоятелем стал Паисий Угличский. В конце XV веке обитель получила земельные пожалования от Андрея Большого в окрестностях города. На средства угличского князя в 1482 года было завершено возведение собора в честь Покрова Богородицы. Монастырь относился к числу значительных культурных центров края. В нем работали артели иконописцев, существовали мастерские производившие иконы и рукописные книги.
С начала XVI века, после смерти преподобного Паисия и обретения чудотворной иконы Покрова Богородицы, монастырь становится духовным центром и местом паломничества. В 1509 году по грамоте князя Дмитрия Жилки ему дано сельцо Архангельское с деревнями. В 1534 году грамотой Ивана IV и в 1585 году грамотой царевича Дмитрия были даны монастырю значительные льготы. К концу XVI века ему принадлежали слобода на городской стороне, 36 сел с деревнями. В это время на территории монастыря сооружается каменная церковь Богоявления Господня, храм Николы Чудотворца, деревянная церковь Сергия Чудотворца. В 1609 году разорен поляками, погибли игумен Антоний и 40 монахов. Возобновлен около 1619 года.
В конце XVII века на территории монастыря перестроена соборная церковь, возведена новая каменная Богоявленская церковь с трапезной, колокольня, начато строительство ограды с башнями. В 1692 году грамотою патриарха Адриана в монастыре учреждена архимандрития. Первым архимандритом был крестовый иеромонах патриарха, старец Макарий. Упразднена в 1764 году. В 1828-31 годах в монастыре построена колокольня высотой 30 м, в 1840-42 годах перестроен придел Дмитрия Ростовского, в 1860 году сделано новое здание гостиницы. В обители находились также многочисленные жилые и хозяйственные помещения, начальное двухклассное училище. На ее территории были захоронены преп. Паисий, Федор, Данила и Алексей Адашевы, местные церковные деятели.
Упразднен был монастырь в 1920-х годах, в настоящее время находится в зоне затопления Угличской ГЭС.
Автор статьи: Денисов В.В. http://www.yaroslavskiy-kray.com/35/pokrovskijj-muzhskojj-monastyr.html
На дне Угличского водохранилища, созданного на Верхней Волге в 1930-40-е годы заключенными Волголага, покоятся руины не только старинного города Калязина и Троице-Макарьевского мужского монастыря, но и древней Покровской обители, основанной в 15 веке преподобным Паисием Угличским.
Угличское водохранилище печально знаменито колокольней Свято-Никольского собора в старой затопленной части города Калязина Тверской губернии. Колокольней, которая вот уже без малого 75 лет возвышается над водами искусственного моря, напоминая о той трагедии, что произошла в России в первой половине ХХ века, — поругание и затопление водохранилищами святынь, превращение рек в озеровидные химерные водоемы. Святейший Патриарх Кирилл, проплывая однажды по Угличскому водохранилищу на теплоходе, назвал Калязинскую колокольню символом непотопляемости Русской Православной Церкви.
Неподалеку от колокольни затоплен некогда величественный Свято-Троицкий мужской монастырь, основанный в 15 веке преподобным Макарием Калязинским. В этой святой обители не единожды бывали Иван Грозный и Борис Годунов, Екатерина II и Александр II. Троице-Макарьевский монастырь был духовной кузницей Верхневолжья. Именно отсюда вышло немало святых Христовых подвижников, в том числе преподобный Паисий — племянник Макария Калязинского, основавший ниже по Волге близ города Углича Покровский мужской монастырь.
Точная дата рождения Павла, а именно так до монашеского пострига звали преподобного Паисия, неизвестна. Известно лишь то, что родился он примерно в 1427 году неподалеку от Тверского города Кашина в селе Богородском. Его отец Иоанн Гавренев служил у угличского князя Андрея Большого — сына великого Московского князя Василия Темного. А мать Ксения была дочерью полководца Василия Кожи и родной сестрой преподобного Макария Калязинского. Павел вместе с родителями часто ездил в Калязин в Троицкий монастырь к своему дяде игумену Макарию, там он рано был обучен грамоте и уже в семилетнем возрасте много и бегло читал, пересказывая неграмотным прихожанам Священное Писание.
В десятилетнем возрасте Павел осиротел, и отец Макарий взял отрока к себе в монастырь на воспитание. Спустя пару лет Макарий постриг Павла в иночество с именем Паисий. В монастыре юному послушнику было поручено переписывание священных книг, многие из которых, как например «Житие и деяния святителя Григория Богослова», сохранились до наших дней, и находится в краеведческом музее города Калязина, а «Четвероевангелие», написанное им около 1481 года, хранится в Угличском музее. Послушник Паисий достойно нес свои труды. Он усердно не только созидал стены новой обители, но много и молился.
Однажды во время ночной молитвы Паисию явился Ангел и сказал: «Ты должен быть наставником для многих. Ты выйдешь отсюда и будешь жить там, где тебе велят. Так надобно для славы Божией». Спустя некоторое время это чудесное предсказание осуществилось. По просьбе Угличского князя Андрея Большого преподобный Макарий благословил иноку Паисию основать монастырь, под который князь даровал землю бывшей Богоявленской пустыни на левом берегу Волги, в трех верстах от города Углича.
Точно неизвестно когда инок Паисий поселился на месте затухающей Богоявленской пустыни, по некоторым данным это был 1466 или близкий к нему год. Придя на богоизбранное место, Паисий первым делом соорудил себе одноместную келью, а затем построил небольшой деревянный храм в честь Богоявления Господня. Здесь и ранее жили монахи, имевшие по Указу великого князя Василия Темного право собирать с проходивших по Волге судов пошлину, но из-за отсутствия должного духовного руководства жизнь в обители угасла. Спустя некоторое время к Паисию присоединилось около десяти послушников из Макарьевского монастыря, пожелавших общего с ним служения и спасения. Ростовский архиепископ Тихон, в епархию которого входил Углич, рукоположил инока Паисия в сан иеромонаха, а затем в игумена и назначил его настоятелем новосозидаемого монастыря.
Благочестивый угличский князь Андрей с огромным уважением относился к отцу Паисию и не раз содействовал укреплению новой обители. Он даровал монастырю не только огромное количество земель, обширные экономические и политические свободы управления близлежащими селами и деревнями, но и совершал для обители щедрые вклады. В благодарность Господу за рождение двух сыновей, Димитрия и Иоанна, восприемником которых был Паисий, в 1479 году князь передал пожертвования на строительство в монастыре каменного собора, который был окончательно построен и освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы в 1482 году. Строительством собора лично занимался отец Паисий. Будучи уже далеко не молодым, он сам носил кирпичи и камни, поправлял кладку и на 30-метровой высоте проверял качество крыши и куполов. Этот собор вместе со Спасским собором и княжеским теремом Угличского Кремля стал одним из первых каменных зданий в Угличе. Алтарь, по божественному откровению святому Паисию, был обращен не на восток, как это положено, а на юг, и в единственном громадном барабане, венчавшем здание, был расположен придел в честь Герасима Иорданского.
Внешний облик собора сохранился в описаниях начала ХХ века: «Собор украшают пояски, лопатки, ступенчатые килевидные порталы, но вместе с живописной пластикой кирпича и пропорциями они придают храму дивное своеобразие — высокое и простое. Внутри его своды поддерживают четыре столба, снаружи фасады делятся на пять прясел, а сверху их завершают два яруса закомар». Доподлинно известно, что росписью собора занимался известный русский иконописец, самый талантливый из учеников преподобного Андрея Рублева Дионисий. На момент завершения строительства (конец 15 в.) Покровский собор был самым крупным монастырским храмом на Руси.
Почему именно в честь Покрова Пресвятой Богородицы был освящен монастырский собор?
По этому поводу сохранилось два достоверных предания, запечатленных в житиях нескольких святых, подвизавшихся в сей обители. Согласно первому преданию, вначале строительства собора, по Волге к монастырю приплыла икона Покрова Богоматери, ставшая впоследствии чудотворной и главной святыней обители. Она сохранилась в монастыре до самого его разорения в 1930-е годы. Согласно второму преданию, еще задолго до начала строительства собора, в 1472 году в келье старца Паисия собрались несколько ближайших его учеников: преподобный Адриан Угличский, преподобный Кассиан Грек и инок Герасим, и пели они акафист Пресвятой Богородице. Внезапно по всей обители засиял необыкновенный свет, и преподобные услышали голос, призывавший их выйти из кельи. В страхе и недоумении подвижники вышли, и Ангел показал им явление Матери Божией, сидящей на воздушном престоле и держащей на руках Богомладенца. Подвижники пали на землю, но Ангел восставил их и сообщил преподобному Паисию повеление Богоматери устроить на этом месте церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Видение кончилось, и преподобные всю ночь провели в бдении и славословии.
По величию построенного собора Паисиев монастырь стал именоваться в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Сюда в новосозидаемую обитель в поисках спасения и духовного утешения стали стекаться не только паломники; много приходило сюда верующих людей на постоянное послушание под окормление высокодуховного отца Паисия, прославившегося к тому времени чудесами и пророчествами…
В трудах и воздержании, в молитвах и делах помощи ближним преподобный Паисий достиг глубокой старости. При этом он неустанно совершал богослужения, а когда не позволяли силы, сидя исполнял келейное правило. Незадолго до своей праведной кончины старец Паисий собрал в своей келье многочисленную братию обители. Он заповедовал им и дальше строить монастырь, молиться и трудиться, а все духовное руководство обителью передал своему ученику — пустынножителю, основателю Учемской пустыни, что ниже по Волге, преподобному Кассиану Греку. Приобщившись Святых Христовых Таин, 6 июня 1504 года преподобный Паисий преставился и был похоронен у алтаря Покровского собора. После смерти на могилку к старцу Паисию стали стекаться верующие, получая исцеление и решение жизненных недугов. Точной даты, когда преподобный Паисий был причислен к лику святых, неизвестно. Предположительно это был 1547 год, тогда же была вскрыта гробница, и обретены нетленные мощи святого преподобного Паисия. День его памяти Церковью было установлено совершать 6 июня. А также в день его рождения — 23 января и в день Собора всех Ростово-Ярославских святых 5 июня.
Преподобный Паисий оставил после себя немалое количество учеников, среди которых были особенно угодившие Богу и достигшие святости. Это основатель Учемской пустыни преподобный Кассиан Грек (греческий князь Византийского происхождения Константин Мангупский), келейник Паисия преподобный Адриан Угличский, основатель Троице-Рябовского монастыря преподобный Вассиан Угличский, постриженник Паисия благоверный Игнатий Прилуцкий и многие другие святые Христовы угодники, некогда подвизавшиеся в Паисиевом Покровском монастыре.
После преставления преподобного Паисия основанная им обитель постоянно росла. Прибавлялась не только братия, не только приходили сюда новые люди и стекались паломники, но и росли стены монастыря, были возведены новые храмы.
Кроме Покровского собора также был построен каменный храм с трапезной в честь Богоявления Господня, и в 1526 году над монастырскими вратами построен храм святителя Николая Чудотворца. Оба этих храма считались уникальными памятниками допетровского зодчества. Также на территории монастыря был построен деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского. В 16-17 вв. по периметру монастыря была возведена каменная ограда с башнями.
В 1509 году по грамоте князя Димитрия Жилки монастырю было передано в собственность сельцо Архангельское с деревнями и живущими в них крестьянами, а это около тысячи человек. В 1534 году личной грамотой Ивана Грозного и в 1585 году грамотой царевича Димитрия монастырю были даны существенные льготы. К концу XVI в. обители принадлежали слобода на городской стороне и 36 сел с деревнями.Доподлинно известно, что в монастыре останавливался царь Иван Грозный, но, к сожалению обстоятельства и дата этого знаменательного события до нас не сохранились.
Уже в 16 веке Паисиев Покровский монастырь считался значительным духовным центром Верхневолжья. Здесь целыми артелями несли свое послушание много талантливых людей: зодчих, живописцев, ювелиров и других мастеров. Они занимались иконописанием, переписыванием книг, изготовлением священной утвари и даже изготовлением ювелирных украшений для икон, панагий и прочих церковных атрибутов. В годы Смуты сбылось одно из пророчеств преподобного Паисия — разорение Углича и монастыря и мученическая кончина братии.
Согласно летописным документам, летом 1609 года на обитель напали войска сторонников Лжемитрия II, которые накануне разорили Углич. В ходе осады настоятель монастыря игумен Антоний собрал братию и селян в Покровском соборе, всех исповедал и причастил. Затем с крестом в руках, вместе с 12 иноками, вышел навстречу захватчикам и пытался уговорить осаждавших, не проливать кровь мирных людей, укрывшихся в обители. Но игумена и сопровождавших его иноков тут же зарубили, а их тела сбросили в Волгу. После чего захватчики ворвались в монастырь, разграбили его и убили 40 иноков и более тысячи скрывавшихся мирных жителей. Через 355 лет — в 1964 году имена угличских мучеников были включены в Собор Ростово-Ярославских святых, день памяти которых было установлено совершать ежегодно 24 мая.
Лишь спустя 10 лет обитель была не только восстановлена, но и более благолепно приукрашена: Покровский собор и Богоявленский храм стали пятикупольными; а при личном содействии митрополита Ионы Сысоевича, близкого сподвижника патриарха Никона, надвратная Никольская церковь по образу ростовского кремля была фланкирована двумя симметричными башнями и колокольней со шпилем. В 17 веке над архитектурным обликом монастыря трудились ростовские зодчие и архитекторы, отчего в итоге Паисиева обитель обрела уникальное изящество, схожее с Авраамиевым монастырем в Ростове Великом.
В 1692 году указом Святейшего Патриарха Адриана в монастыре была учреждена архимандрития, то есть настоятель ставился архимандритом, что придавало обители особый высокий статус. Первым архимандритом был крестовый иеромонах Патриарха, преемник Никона старец Макарий.
В 1828-31 годах над надвратной Никольской церковью была построена 30-метровая колокольня. В 1860 году за территорией монастыря построена новая гостиница для паломников и начальное двухклассное училище. Кроме этого постоянно производилось строительство жилых и хозяйственных помещений.
Среди всех угличских монастырей Паисиев Покровский был самым развитым в плане промыслов, ведения хозяйства и превосходил по количеству паломников. А в плане архитектурном он был жемчужиной Верхневолжья. С проходивших судов виделись белоснежные раскинувшиеся крылья ограды, могучие Святые ворота и в центре и высившиеся над ними пятиглавые Богоявленский и Покровский храмы, взаимно дополнявшие друг друга.
На территории монастыря было кладбище, где покоились в числе прочих монахи и окрестные жители, героически защищавшие обитель в Смутное время. Также были погребены известные деятели русской истории времен Ивана Грозного, господа Адашевы: Федор Григорьевич, воевода и крупный дипломат, приближенный к царю, и его сыновья воевода Даниил и глава Избранной Рады Алексей…
В 1928 году Паисиев Покровский мужской монастырь был закрыт и частично разорен. Но несколько монахов под видом сельскохозяйственной трудовой артели все же смогли остаться в стенах полуразрушенной обители, сохраняя не только уцелевшую немногочисленную утварь и иконы, но и творя молитвы о мире. Новые власти всячески притесняли немногочисленную братию: то облагали все новыми налогами, то просто приходили бесчинствовать и издеваться над беззащитными монахами.
В феврале 1932 года в монастырь пришла комиссия воинствующих безбожников под председательством главного угличского атеиста А.М. Лобашкова. 24 февраля они вскрыли раки с мощами почивавших в Покровской обители святых: преподобного Паисия, преподобного Адриана и преподобномученика Антония. Что было с мощами дальше, неизвестно. По протоколу они должны были уничтожить их — сжечь и закопать. Но сохранились сведения, что монахи выкрали мощи и захоронили в тайном месте, в каком точно — неизвестно. Есть также предположение, что незадолго до наполнения водохранилища мощи были тайно захоронены на высоком волжском берегу за зоной затопления, возможно в районе села Покровские Горки. Поэтому местонахождение мощей святых Покровского монастыря — неизвестно.
В 1935 году было принято решение о создании Угличского водохранилища и соответственно затопления огромных территорий, в которые попадал и монастырь, вернее то, что от него осталось после разорения безбожниками. В том же году в полутора километрах от обители ниже по Волге началось строительство Угличской гидроэлектростанции и судоходного шлюза, и началась активная подготовка будущего ложа водохранилища к наполнению — массовая вырубка лесов, снос всех строений, в том числе жилых домов, переселение людей из зоны затопления. Основную массу работ по строительству гидросооружений и расчистки ложа выполняли заключенные Волголага подразделения системы ГУЛАГ НКВД, преимущественно это были бывшие интеллигенция, духовенство, крестьяне. Решением комиссии по строительству Угличских гидросооружений были использованы кирпичи взорванных строений монастыря. Монастырский кирпич имел высокое качество и небывалую прочность, поэтому учитывая дефицит строительных материалов предвоенного времени, его закладывали в фундамент ГЭС и шлюза.
В 1939 году началось наполнение чаши Угличского водохранилища и спустя несколько месяцев воды искусственного моря поглотили собой то место, где некогда стоял мужской монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, основанный преподобным Паисием, где трудилось и молилось славное множество русских святых людей, прославлявших Бога и русскую землю. Ныне вот уже 75 лет над бывшим Паисиевым монастырем плещутся волны, скрывая собой то духовное наследие, что созидалось сотнями монашествующих и скрывая прах святых Христовых подвижников. Конечно, спасти монастырь можно было обваловкой территории со стороны Волги или переносом места строительства ГЭС. Но Волжский каскад водохранилищ для того и создавался, чтоб уничтожить величайшее русское духовное наследие, а выработка электроэнергии была всего лишь предлогом к этому.
В 1997 году на берегу водохранилища в непосредственной близости от затопленной святой обители в селе Покровские Горки был установлен поклонный крест в память о монастыре. Каждый год поздней осенью, когда уровень воды в водохранилище опускается до предельно низкой отметки, на середине искусственного моря показываются три небольших островка — то место где стоял монастырь. Три островка, символизирующих память о трех святых — Паисии, Адриане и Антоние.
Дмитрий Коновалов, Русская народная линия; http://ruskline.ru/analitika/2016/07/07/prepodobnogo_paisiya_zatoplennyj_pokrovskij_monastyr