Несмотря на то, что длинные публикации обычно не читают, рука не поднялась сокращать те исторические факты, которые я нашла в разных источниках.
По Благословению Высокопреосвященнейшего Сергия митрополита Воронежского и Лискинского 13 октября 2023 года накануне Праздника Покрова Пресвятой Богородицы состоялась церемония открытия мемориальной доски в память об уничтоженном большевиками Покровском девичьем монастыре.
Идея установки мемориальной доски, принадлежащая Воронежской региональной общественной организации «Колыбель русского флота», встретила поддержку и реализована совместно с Воронежским Губернским Дворянским Собранием, Региональным отделением Общероссийского Общественного Движения «За Веру и Отечество», Воронежским представительством Союза Потомков Галлиполийцев. Автор проекта – Предводитель Воронежского Губернского Дорянского Собрания профессор архитектуры Евгений Михайлович Барсуков.
Чин освящения провел протоиерей Николай (Лищенюк), руководитель молодежного отдела Воронежской и Лискинской епархии. В открытии приняли участие руководитель Управления культуры Городского Округа город Воронеж Андрей Васильевич Харитонов, руководитель ВРОО «Колыбель русского флота» М. Д. Бубелев, автор проекта профессор архитектуры Евгений Михайлович Барсуков, настоятель Владимирского храма протоиерей Геннадий (Пашкевич), историк, краевед профессор Александр Николаевич Акиньшин, краевед Ольга Фадеевна Рудева, члены Воронежского Губернского Дворянского Собрания, Общероссийского Общественного Движения «За Веру и Отечество», Союза Потомков Галлиполийцев, представители партии «Родина», кадеты Горожанского казачьего кадетского корпуса и жители окрестностей.
«ДЕВИЧОК»
Моё детство… С момента как помню себя, я помню чудом сохранившиеся остатки монастырских построек. В одной — заколоченная наглухо дверь с вывеской над ней «Керосин», в другой — магазин «Галантерея», там мы с мамой купили нитки, она мне рассказывала, что когда-то на этом месте был целый рынок называемый Девичьим, старое ветхое здание с необычными окнами, в котором к моему ужасу жили люди (я тогда и предположить не могла, что это была Печерская церковь монастыря). Родители не разрешали нашей компании гулять на Девичок, далеко и небезопасно. Поэтому верхом смелости было сесть на автобус № 10 и проехать кругом до конечной остановки, находившейся рядом с порушенном Терновым кладбищем, и обратно. И это в историческом центре города. Сейчас на Девичке многоэтажные дома премиум-класса, салоны красоты, супермаркеты, в которые я часто захожу за покупками. Реставрируют фасад дома, бывшей церкви. Там и сейчас квартиры.
Место это хорошо знакомо не только коренным-воронежцам, но и нынешнему поколению. Многие помнят, что улица Сакко и Ванцетти прежде именовалась Большой Девиченской, да и сейчас старое и новое названия можно употреблять одновременно. Нередко, правда, её путают с Большой Девицкой, с Девицким выездом. Такая сумятица сама собой исчезнет, если знать о происхождении этих названий. Большая Девицкая (ныне улицы Платонова и 9 Января) называлась так потому, что выводила на село Девицу за Воронежем. Большая Девиченская отразила местоположение на ней Покровского девичьего монастыря, долгое время бывшего единственной женской обителью в Воронежской епархии.
Женский монастырь, получивший официальное название по главной церкви Покрова Пресвятой Богородицы, устроен был в Воронеже очень давно. Он всего лишь на десять лет моложе династии Романовых. Монастырь основан в 1623 году, когда тридцать сестёр во главе со старицей Марфой по благословению митрополита Филарета (Романова), отца первого царя из новой тогда династии Романовых, решили построить деревянную церковь. Разместился монастырь в тот момент в старом городе, на склоне холмов — выше Успенской церкви и ниже собственно крепости. Материальную помощь ему оказывали горожане и особенно донские казаки как единственному религиозному прибежищу для женщин на всем течении реки Дон. По челобитью казаков уже в 1626 году обители была пожалована на прокормление речка Хворостань со всеми угодьями вёрст на пятьдесят по её течению. Там расселились монастырские крестьяне, платившие немалый денежный и натуральный оброк.
К концу XVII века материальное положение монастыря ухудшилось: на его земли стали претендовать жители городка Коротояка. В самой обители в тот момент начались нестроения между монахинями, опиравшимися на воронежских родственников, что привело даже к смене игуменьи. Игуменью Иулианию (Прибыткову) вытребовали в Москву и сослали в Новгородский Тихвинский монастырь на послушание. Упорядочение и регламентация внутренней жизни произошли при святителе Митрофане епископе Воронежском (канонизирован в 1832 году), главе новосозданной Воронежской и Елецкой епархии. Теперь монастырь с задворок Рязанской митрополии переместился в центр Воронежского архиерейского дома. В 1699 году монастырь устроил близ Пятницкой церкви часовню для сбора подаяний и епископом повелено было игуменье Ирине срочно завести приходно-расходные книги.
Строительство в Воронеже флота отразилось на судьбе женской обители. В ближайшем соседстве с нею оказалась Немецкая слобода с евангелической кирхой, рядом кипели кораблестроительные работы. К тому же пришли в ветхость и все деревянные постройки, стоявшие вплотную друг к другу на склоне холма. Петр I 17 декабря 1702 года удовлетворил ходатайство игуменьи Ирины о переносе монастыря за город, к урочищу Терновая поляна, близ Нищей и Посадской слобод. Обители отвели обширный незаселённый участок в пять десятин.
Петр Великий, как известно, недолюбливал духовное сословие, и при нем Покровский монастырь лишился части своих крестьян, изъятых «к государственному делу», должен был вносить в казну средства на жалованье ратным людям, на ямские прогоны, на выкуп полонян, выплачивать деньги работным людям на верфи. Царь запретил принимать в число монахинь девушек моложе тридцати лет (указ действовал до 1741 года). Епископ Иосиф (Саввин), заметив отступление воронежской братии от духовного регламента, предписал, чтобы монахи и монахини «по улицам и дворам безвременно не волочились под жестоким наказанием и под штрафом».
В 1751 году в монастыре появилась первая каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом во имя Смоленской иконы Божией Матери.
При Екатерине II в начале 1760-х годов была проведена секуляризация церковных владений. У монастырей отобрали все населенные вотчины и крепостных крестьян. Да и само их число резко сократилось. Из пяти женских монастырей Воронежской епархии епископу Тихону (Соколову) (святитель Тихон епископ Задонский чудотворец, канонизирован в 1861 году) разрешалось сохранить только один. Он выбрал Покровский девичий монастырь в Воронеже. Монастырь был отнесен к третьему классу по назначенному ему содержанию, штат определялся в 17 насельниц. На жалованье игуменье Прокле ( ?-1771) и хозяйственные нужды выделялось около двухсот рублей. Сверхштатный прием новых обитательниц категорически запретили, даже если речь шла о монахинях упраздненных обителей. Новых послушниц с 1770-х годов стали принимать при условии взноса значительных средств на будущее пропитание и строительства или покупки ими собственной кельи. В конце 1770-х годов при игуменье Тавифе в монастыре несли послушание казначея Анфиса, схимонахини Стефанида и Митродора, монахини Павла, Неонилла, Прокла, Таисия, Горгония, Евдокия, Анфиса и Ираида.
К концу XVIII века сверх установленной нормы в монастыре проживали пятьдесят человек. В таком увеличении штата выявились и нежелательные явления. Как отмечалось в историческом очерке Покровского монастыря за 1908 год, вместе с богатыми женщинами здесь стали утверждаться помещичьи и купеческие порядки, появилась многочисленная прислуга, в том числе и мужчины. Особое беспокойство игуменье доставляли находившиеся на послушании и не принимавшие монашеского пострига генерал-майорская дочь Екатерина Бехтеева и купеческая дочь Елизавета Придорогина, жившие в собственных домах с прислужницами. Епископы в тяжбах поддерживали монастырских начальниц и даже противились постригу дочерей знатных лиц. Преосвященный Арсений (Москвин) епископ Воронежский в предписании четко оговаривал права настоятельницы (ею с 1787 года была игуменья Серафима (?-1811):
«Игуменья по церковным обрядам есть доверенная особа, есть настоятельница или начальница всех живущих в монастыре; она должна знать всех поведение, нравы, наблюдать порядок монашеской жизни, каковой весьма отличен должен быть от светской жизни не именем, но вещию. А порученные ей обязываются иметь ей послушание, сохранять в послушках кротость и смирение».
Во втором десятилетии XIX века порядок в монастыре был восстановлен. Число послушниц и монахинь продолжало увеличиваться, но теперь они твердо придерживались сестринских обычаев.
В середине XIX века Покровский монастырь из-за многолюдства расширил свои пределы и занял всю ту местность, которая была ему отведена в 1702 году. Здесь постоянно росли новые постройки. Весьма деятельной устроительницей внешнего благолепия обители стала игуменья Христофора (Полтавцева), управлявшая монастырём с 1814 по 1828 год.
«Она украсила своим старанием церковь: оштукатурила ее, расписала внутри, приобрела дорогие облачения и утварь; устроила великолепную колокольню с церковью внутри; возобновила каменную ограду с башнями и монастырские службы. Отыскавши источник внутри монастыря, она устроила колодезь, что отвлекло монахинь от мирских развлечений, во время хождения за водой за монастырские стены».
В октябре 1821 года за такие труды игуменье Христофоре
было торжественно преподано благословение Святейшего Синода.
В 1788 году в монастыре началось строительство новой каменной церкви, завершенное вчерне в 1792 году. Она была освящена в 1799 году (по другим данным — в 1803 году). Главный храм стал именоваться Преображенским с приделами во имя Покрова Пресвятой Богородицы и Смоленской иконы Божией Матери.
В 1872 году Преображенская церковь была капитально отремонтирована и вторично освящена архиепископом Воронежским и Задонским Серафимом (Аретинским). Одной из архитектурных особенностей храма являлась отдельно стоящая колокольня. Архитектор Юрий Иванович Успенский видел композиционное единство между монастырской звонницей и колокольней Троицкого Смоленского собора. Он писал:
«Верхние два этажа этой колокольни трактованы совершенно так же, как и у колокольни Троицкого собора, что заставляет предполагать если не одного и того же автора, то близкое ему подражание. Необходимо, однако, заметить, что, если по композиции обе колокольни и являются аналогичными, то по пропорциям колокольня Троицкого собора представляется более выдержанной и элегантной.
Самая церковь Покровского монастыря представляет из себя обычный тип барочных, излюбленных Воронежем форм, восьмерика на четверике; но соотношение ширины восьмерика, почти равной нижнему четверику, полукруглый подъемистый купол, высокие полуциркульные окна восьмерика, наконец, ампирная обработка всех фасадов четверика выделяют эту церковь из ряда рассмотренных выше и указывают на ее переходное значение от барокко к ампиру».
В одном из приделов этой церкви хранилась особо чтимая верующими Смоленская икона Божией Матери, или Одигитрия. По преданию, именно ею в 1623 году митрополит Филарет благословил созданную в Воронеже обитель.
Преображенская церковь считалась холодной, она не отапливалась. К дому игуменьи на подворье примыкала теплая, или зимняя, церковь во имя Всех Святых Печерских. Она была построена в 1832-1835 годах по проекту известного петербургского архитектора Авраама Ивановича Мельникова (1784-1854), который в Воронеж не приезжал, его замысел был реализован местными строителями. Ходатаем перед столичным зодчим выступил воронежский губернатор Дмитрий Никитич Бегичев: его сестра Варвара (1788-1866) пребывала монахиней, а в 1836-1866 годах — игуменьей Покровского монастыря с именем Смарагды. Она была личностью достаточно примечательной и известной за пределами религиозного круга: знала и любила поэзию Ивана Саввича Никитина, который нередко бывал в монастыре и читал настоятельнице свои стихи.
Гостем игуменьи Смарагды был не только И. С. Никитин. 5 июля 1837 года здесь побывал поэт Василий Андреевич Жуковский, он записал в дневнике: «В Девичьем монастыре. Картина Андреа дель Сарто. У игуменьи Бегичевой. Кладбище. Садики у келий».
Уже при управлении игуменьи Смарагды в 1838 году в Печерской церкви устроили придел во имя святителя Митрофана Воронежского, а в 1842 году — во имя великомученицы Варвары. Главный престол этой церкви и все приделы освящал архиепископ Воронежский и Елецкий Антоний (Смирницкий). Творению Авраама Мельникова на удивление не везло: трапезная церковь чуть ли не каждое десятилетие перестраивалась, расширялась и обрастала пристройками. Сейчас ее остатки превращены в жилой дом (ул. Рабочий городок, 30).
В Печерской церкви имелось немало драгоценных реликвий. Особенно выделялась Казанская икона Божией Матери «старинной живописи». Ее оклад по ценности не имел себе равных в Воронеже: в венце Богоматери был большой бриллиантовый перстень с гиацинтом в середине, который окружали двадцать два бриллианта средней величины и два кольца с восемью алмазами. Икона перешла к монастырю по духовному завещанию вдовы надворного советника Марии Михайловны Борисовой в 1887 году. В южной стене церкви находился ковчег с частицами мощей 55 святых.
В отдельно стоящей трехъярусной колокольне в 1829 году была устроена небольшая домашняя церковь. Она помещалась над входными воротами. Церковь появилась в память о благотворительности монастырю графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской и посвящалась её святой покровительнице Праведной Анне, матери Богородицы. Богослужение совершалось здесь только в день храмового праздника — 25 июля по старому стилю.
В каменном больничном корпусе, в северной части его второго этажа, в 1854 году «иждивением» монахини Аполлинарии (Араповой) была устроена маленькая домовая церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Служба и здесь проходила раз в год — 24 октября.
В начале XX века население монастыря составляло маленький городок: игуменья, 86 монахинь, 151 послушница, 648 живущих на испытании и 132 обучающихся рукоделиям и грамоте; всего 1017 человек.
На подворье Покровского девичьего монастыря помимо храмов стояли ещё каменный с мезонином дом игуменьи, при нём каменный флигель, пять построек служебного назначения, в два ряда тянулись кельи. В 1904 году был построен деревянный дом «для общежития», в 1907 году — деревянный дом для привратниц. Монастырю принадлежал деревянный на каменном фундаменте странноприимный дом, со стороны двора переходящий в жилое помещение. Он был построен в 1868 году и находился на Большой Алексеевской улице (ныне Пролетарская). По всей видимости, именно в этом доме в 1926 году жил архиепископ Воронежский и Задонский Петр (Зверев) (Священномученник, канонизирован в 1999 году).
Надвратную колокольню с церковью соединял обширный сад. Внутри находилось кладбище, земля под которое была отведена в 1771 году. Но, по сведениям «Синодика купцов Елисеевых» (1886), еще в 1757 году здесь была погребена купчиха М. Т. Клемешова. Вообще же монастырское кладбище в конце XVIII века считалось местом упокоения «людей знатных». За вторую половину века Синодик отмечает тут более сорока захоронений. В девичьем монастыре были погребены представители дворянских родов: Веневитиновых, Сенявиных, Сонцовых, Тевяшовых. Здесь рядом со своей женой завещал похоронить себя воронежский наместник В. А. Чертков. Купец Елисеев об этом событии в своей домашней летописи сообщил так:
«1793 года сентября 24 дня представися раб Божий наместник генерал-порутчик и разных орденов кавалер Василий Алексеевич Чертков и погребен в Девичьем монастыре о. игуменом Тимофеем Задонским со всеми соборными и градскими священниками; гроб был обит малиновым бархатом и серебряным газом обложен, тело с гробом накрыто богатой парчею; кавалерии несли на бархатных подушках по 3 офицера, а как тело несли и после погребения стали в землю опускать — во всех церквах был звон, тож была и пушечная пальба и из мелкого ружья; зрителей было едва не весь город».
Похоронен генерал-губернатор был у самой алтарной стены. В 1921 году краевед Василий Васильевич Литвинов сообщал, что внутри церкви на стене сохранялись две медные дощечки: одна в память супругов Василия Алексеевича (1726-1793) и Натальи Дмитриевны (1729-1790) Чертковых, другая — их дочери Анны Васильевны Леванидовой (1760-1796).
На кладбище стоял также каменный саркофаг, две аллегорические фигуры на нем поддерживали щит с изображением фамильного герба: здесь покоилась княгиня Анна Урусова, урожденная Ярцова (1767-1791).
В XIX веке упоминаний о пышных похоронах нет. Рядом продолжали погребать настоятельниц монастыря — игуменью Августу (+1812), игуменью Анастасию (Водяницкую; 1806-1878), игуменью Зинаиду (Агаркову; 1813-1888), игуменью Клавдию (Евреинову; 1888) и монахинь, из их числа отмечались сестра Македония, в схиме Христофора (1770-1866), и Мелитина, дожившая до 94 лет.
Были могилы «безмолвника Иакова» (+1869) и «молчальника Иайсова» (1800-1824), Андрея Захаровича, Христа ради юродивого; участника Отечественной войны 1812 года Василия Мартыновича Шаганова (1780-1861) и его жены Дарьи (1807-1867), полковника Клавдия Аполлинариевича Паренаго (1830-1887), действительной статской советницы Софьи Николаевны Перелешиной (1833-1881), генерал-майора, учёного ботаника, мемуариста и прототипа капитана Тушина в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого Ильи Тимофеевича Радожицкого (1788-1861).
В монастыре с XVII хранился ценный архив, где находились документы, определявшие его имущественные права и внутреннюю жизнь. Часть материалов была опубликована историком, краеведом, священником Стефаном Егоровичем Зверевым под заглавием «Древние акты Воронежского Покровского монастыря» (Рязань, 1890). Архив до наших дней не уцелел; на его основе краеведом Павлом Васильевичем Никольским написан исторический очерк «Воронежский Покровский девичий монастырь» (1908). Сохранился также архивный список должностных лиц за 1890 год: настоятельница — игуменья Маргарита (Понятовская; управляла с 1889 года, +1912), казначея — монахиня Нонна, ризничая — монахиня Афиногена, экономша — монахиня Иосифа, надзирательница больницы — монахиня Андроника. В списках упоминаются всего лишь несколько имен священников, служивших в монастырских храмах. Это отец Николай Анохин (+ 1843), отец Василий Путилин (+ 1852) и его сын Иаков Путилин (1822-1891), отец Петр Акимов (1802-1865) и бывший преподаватель Воронежской духовной семинарии протоиерей Василий Базилевич (1843-1912). Известен полный штат Преображенской и Печерской церквей по Клировой ведомости 1911 года:
«протоиерей Петр Ефимович Палицын (служит с 1866 года), священник Алексий Митрофанович Попов (служит с 1910 года), священник Василий Андреевич Бучнев (служит с 1892 года), диакон Николай Павлович Урываев (служит с 1879 года) и диакон Симеон Васильевич Сильченков (служит с 1905 года)».
Монастырь до революции не бедствовал, средства добывались белошвейной работой, вышиванием, доброхотными подаяниями. В 1889 году, к примеру, монастырь получил 1120 рублей по духовному завещанию купчихи А. В. Андроновой, урожденной Кольцовой, за поминовение её и всех родственников. Обитель жила своей жизнью, изолированно от остального мира, и казалось, что никакие ветры перемен не способны нарушить её покой. Однако за тринадцать послереволюционных лет советская власть смогла полностью уничтожить Покровский монастырь, который обустраивался на этом месте два с лишним столетия.
В декабре 1918 года новые власти потребовали от монастыря сведения об имеющихся в нём ценностях. Настоятельница игуменья Арсения и ризничая монахиня Нина вскоре представили обстоятельный отчет, в коем значились:
«четыре священных сосуда весом 12 фунтов 87 золотников, десять ковчегов и дароносиц весом 8 фунтов 48 золотников, девять напрестольных крестов весом 6 фунтов 22 золотника, сорок одна лампада, два кадила, пять Евангелий в окладах…»
Наибольшую ценность представляли серебряные ризы семидесяти шести икон — 12 пудов 16 фунтов 90 золотников, облачение ещё шести икон не было взвешено.
В течение нескольких дней марта 1922 года власти изъяли большинство монастырских ценностей: в первую очередь забирали напрестольные кресты, серебряные ризы с окладов икон, драгоценные камни в оправах. Когда 9 июня 1922 года победно рапортовали в центр, что собрали по городу Воронежу 5 фунтов 46 золотников золота и 1142 бриллианта, то здесь явно ощущается присутствие драгоценных камней с оклада Казанской иконы Божией Матери…
Осенью 1924 года у сестер была отобрана и закрыта Печерская церковь. В ней разместился клуб имени Калинина. Газета «Коммуна» писала:
«Войдя в него, не верится, что здесь когда-то была церковь. Вместо икон по стенам висят портреты вождей, а высоко-высоко, под самым куполом, где стоял крест, теперь ярко горит красная пятиконечная звезда…».
Жалоба священников и монахинь на имя самого М. И. Калинина действия не возымела. В январе 1925 года на монастырской территории были муниципализированы многие кельи, в них поселились посторонние люди.
В октябре 1925 года губернские власти отобрали у монахинь главный храм и передали его новой раскольнической церкви. Интересен составленный по этому поводу документ:
«Ввиду того, что автокефалисты, выделившись из религиозной группы верующих тихоновского толка, фактически аннулировали группу и создали взамен ее религиозное общество и что в распоряжении автокефалистов в Воронеже не имеется ни одного молитвенного здания, тогда как в распоряжении тихоновцев имеются 5 церквей, а в распоряжении обновлецев — 16, считать необходимым Покрово-Преображенскую церковь передать в пользование религиозного автокефального общества».
В состав автокефалистов, как это видно из исследования епископа Сергия (Петрова) митрополита Одесского и Херсонского, вошли протоиерей Алексий Попов, протодиакон Симеон Сильченков и его сын диакон Виктор Сильченков. Они и подготовили это решение властей, однако верующие во главе с настоятелем Стефаном (Ширкевичем) не допустили торжества раскольников и не отдали им храм. Митрополит Воронежский и Задонский Владимир (Шимкович) (в 1981 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Заграницей прославлен в лике святых как исповедник и святитель) запретил всех автокефалистов в священнослужении и уволил из церкви.
В конце 1920-х годов начался завершающий этап уничтожения монастыря. Местная газета «Коммуна» за 1929 год:
«2 мая был торжественно снят крест с церкви бывшего Девичьего монастыря. Несмотря на то, что монашки и попы распускали бессмысленные слухи и угрожали «божьим гневом», снятие креста привлекло многотысячную толпу. Водружение над куполом красного знамени было встречено дружными аплодисментами».
По преданию, в этот же день скончалась игуменья Покровского монастыря…
Точная дата закрытия монастыря не известна, но упоминание его в мае 1929 года как «бывшего» свидетельствует о том, что это произошло как раз в это время. Из информации местного отдела ГПУ в партийные органы в июне 1929 года:
«Закрытие церкви бывшего Девичьего монастыря не прошло гладко благодаря неправильным действиям горсовета. По наказу избирателей горсовет закрыл церковь без утверждения ЦИКа, но потом, видя неправильность в этом, по прошествии двух недель, без уведомления кого бы то ни было из вышестоящих органов, вновь открыл
церковь, что церковники использовали для агитации по подрыву авторитета любых постановлений советской власти. Органы ГПУ о закрытии и открытии не уведомлялись».
В архивно-следственных делах есть упоминания о том, что священники Евгений Марчевский и протоиерей Иоанн (Стеблин-Каменский) служили в церкви Покровского монастыря до мая 1929 года.
Высланный из Петербурга, протоиерей Иоанн (Стеблин-Каменский (1887-1930) ) священствовал в монастырском храме с 1927 года и какое-то время даже был его настоятелем. Расстрелянный большевиками в окрестностях Воронежа, в августе 2000 года он канонизирован Церковью в сонме новомучеников и исповедников российских.
Сотни монахинь и послушниц из закрытого монастыря вынуждены были вернуться в мир, который они когда-то добровольно покинули.
Многие из тех, у кого не нашлось близких родственников, странствовали по селениям, проповедовали слово Божие и жили людским подаянием. Немало монахинь в 1930-е годы оказались репрессированными по делу Священномученика Петра (Зверева) архиепископа Воронежского и Задонского и Священномученика Алексия (Буя) епископа Уразовского, викария Воронежской епархии и другим, столь же фальшивым делам.
Послушнице Марии (Барченко) не было еще и сорока, когда ее арестовали и выслали, монахине Рафаиле (Федоровой), шестьдесят лет жившей в монастыре, к моменту ареста насчитывалось 82 года; её, к счастью, отпустили под подписку о невыезде. Арестовали монахиню Трифену, монахине Иегудииле почти двадцать лет пришлось скитаться по чужим людям.
Территория девичьего монастыря быстро ушла под частную застройку. Через неё по направлению к реке Воронеж прошли две параллельные улицы, названные обе в 1930-е годы Рабочим городком. Кельи и служебные здания были быстро приспособлены под жилые здания. Преображенская церковь и колокольня исчезли бесследно, произошло это, по всей видимости, еще до Великой Отечественной войны. На пустыре на углу Солдатского переулка и Рабочего городка еще недавно были видны следы одного пилона от въездных ворот.
Место, когда-то занятое обителью, ещё недавно было нетрудно обнаружить в начале улицы Сакко и Ванцетти. Ориентиром служил огромный котлован, вырытый в разгар перестройки на месте снесённого Девичьего рынка планировалось под новый крытый рынок. Сейчас там построен многоэтажный дом премиум класса. С севера вдоль ограды проходила Гамовская улица (ныне улица Демократии), с востока — Большая Алексеевская (ныне Пролетарская), с юга и запада — сохранившие свои прежние названия Мало-Смоленская и Солдатский переулок.
Все дома внутри этого квартала находятся на монастырской земле. При внимательном изучении там можно найти в перестроенном виде до десятка старинных зданий, к примеру — Рабочий городок, дома 32, 34, 36. Где-то здесь был дом настоятельницы. Остатки парка рядом называли садом игуменьи. Следов многочисленных прежде могил не осталось.
На месте старинного Покровского девичьего монастыря пролегла улица Рабочий городок…
Использованные материалы:
Акиньшин А. Н. Храмы Воронежа, Воронеж, 2003
Никольский П. В., Справочная книга для духовенства Воронежской епархии на 1900 год, под редакцией прот. А. М. Спасского / Особое приложение к Воронежским епархиальным ведомостям, 1900
«Воронежский Покровский Девичий монастырь. Часть I. Исторический очерк монастыря» // Воронежская Старина, Воронеж, 1908, вып. № 7
Димитрий (Самбикин), архим., Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии, Воронеж, 1886, вып. 4
Никольский П. В., Монашество на Дону. Глава II. Возникновение и первоначальное существование монастырей // Воронежская Старина, Воронеж, 1907, Вып. № 6
Палицын Петр, прот., (+ Некролог.) // Воронежские епархиальные ведомости, 1888, № 7