Покрово-Селищенский Свято-Варсонофиевский (во имя свт. Варсонофия Тверского) женский монастырь возник на месте обычного прихода, в с. Покровские Селищи (Покровское) Зубово-Полянского р-на. Селищенские мокшане, принявшие крещение, как и все окружающие мордовские села, по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1743, уже вскоре проявили себя как хорошие христиане, построив себе сразу два деревянных храма – холодный Покровский и теплый Никольский (1756). От летнего храма пошло второе, церковное наименование села, – в отличие от недалекого русского Селища, Введенского тож. В XIX в. сложившийся крупный Покрово-Селищенский приход, насчитывавший более 5500 чел., разделился на два: соседнее с. Новые Выселки (Бозуновка), насчитывавшее 3900 жителей, в 1854 построило себе деревянную Покровскую церковь с Никольским приделом, а затем, на рубеже XIX и ХХ вв. – грандиозный по размерам и облику каменный храм с тремя престолами – Покрова Пресвятой Богородицы и придельными в честь св. кн. Владимира св. муч. Ирины, спроектированный по подобию нового Спасо-Преображенского собора Серафимо-Дивеевского монастыря. В 1903 селищенские и бозуновские крестьяне входили в состав охраны царского поезда по пути следования высочайших особ с железнодорожной станции до Сарова в канун канонизации старца Серафима. С тех пор преподобный Серафим, его иконы высоко чтятся местными верующими. В 1920-е верующим удавалось отстаивать свои храмы, но в 1934 оба села церкви потеряли, причем в Покровском Селище здания еще долго стояли нетронутыми, то в Новых Выселках храм был разрушен до фундамента.
Селищенские церкви отдали сельхозкоммуне под склады, предварительно свалив колокольню и кресты. В 1975 Покровский и Никольский храмы, признанные памятниками архитектуры XVIII в., были поставлены на государственную охрану, что не помешало вскоре летний храм снести. С возникновением Саранской епархии в Покровских Селищах возродился приход. В феврале 1992 в бывшей Никольской церкви, вновь освященной во имя свт. Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца, состоялась первая литургия. Вскоре при храме возникла женская иноческая община. Официально признанная как скит, община, выросшая до 20 чел., в 1996 была обращена указом Святейшего Патриарха Алексия в женский монастырь. Обитель возглавила игумения Варсонофия (Кузмичева); духовником бессменно остается игумен Алексий (Дегаев), возродивший в селе приход. Молодой монастырь уже успел вырасти в крупное по меркам Мордовии монашеское объединение, удивляющее хозяйственников районного и республиканского уровня высокорентабельным производством, а верующих – строгостью иноческой жизни и благолепием службы. Сестры занимаются земледелием, пчеловодством, животноводством, в т. ч. разведением экзотических пород птиц. В своей экономической деятельности монастырь опирается на районные инфраструктуры, воспринимающие обитель как равноправного делового партнера. Трудовые послушания сестер и послушниц являются образцом для поселян, а заработанные деньги идут на строительство, буквально преобразившее заброшенный уголок села.
Построено несколько келейных корпусов, в т. ч. один с домовой Покровской церковью, восстановлен основной храм, возведена крупная гостиница для паломников, поток которых увеличивается от года к году. Средства идут также на увеличение и улучшение хозяйственной части, на помощь детским домам, на работу с местными детьми. Покрово-Селищенская школа, от которой обитель отгорожена всего лишь стеной – главный коллективный прихожанин монастыря, а дети – главные помощники сестер в повседневности. В самом монастыре постоянно проживают от 45 до 60 насельниц, по происхождению как местные жительницы, так и выходцы из многих областей России.
Славятся селищенские воды, – в самом монастыре имеется колодец, которым пользуются жители даже отдаленных сел; поблизости от обители есть благоустроенный источник с часовней, освященной в честь иконы Божией Матери «Донской». Из имеющихся икон сестрами и богомольцами более всего почитаются образа свт. Николая Чудотворца и прп. Серафима Саровского.
Лит.: Андриевский А. Е. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. – Тамбов, 1911; Саранская епархия: 1991-2001. – Саранск, 2001; Православная энциклопедия. Т. VI. М., 2003, с. 696. http://www.gidrm.ru/pokrov_selisch_zhen_mon/
Все основные постройки Свято- Варсонофиевского монастыря: храм Воскресения Христова и западная стена монастыря (надвратный храм Архангела Михаила, Святые врата, келейный и хозяйственные корпуса, башни, входная лестница) построены по проектам профессора В.В.Курбатова, начиная с 2001 г.
Свято-Варсонофиевский женский монастырь возник в 1996 году вокруг обычного приходского храма села Покровские Селищи Зубово-Полянского района республики Мордовия и расположен на расстоянии 186 км от г. Саранска, в 15-ти км от районного центра Зубова Поляна и 450 км от г. Москвы.
Селищи упоминаются в связи с указом императрицы Анны Иоановны, по которому в 1740-х годах приняли крещение жители всех окружающих мордовских сел. Вскоре селищенские мокшане проявили себя как добрые христиане, построив в 1756 году сразу два деревянных храма – холодный Покровский и теплый Никольский. От летнего Покровского храма пошло второе, церковное, наименование села — Покровские Селищи.
В XIX веке Покрово-Селищенский приход, насчитывавший уже более 5500 человек, разделился на два. В соседнем селе Новые Выселки (Бозуновка) в 1854 году была выстроена на средства прихожан теплая деревянная Покровская церковь с Никольским приделом. В ней настоятельствовал старший брат священномученика Владимира (Богоявленского) протоиерей Иоанн (Богоявленский). У ее алтаря упокоилась их мать Ирина Антоновна. На рубеже веков в 1899 году митрополитом Владимиром был заложен грандиозный по размерам и облику каменный храм с престолом Покрова Пресвятой Богородицы и приделами в честь святого равноапостольного великого князя Владимира и святой мученицы Ирины. Храм был спроектирован архитектором А.С.Каминским по образцу Спасо-Преображенского собора Николо-Угрешского монастыря. На освящении храма, состоявшемся в 1907 году, блаженная девица Дарья, уроженка села Покровские Селищи, предрекла скорое его поругание и разрушение, но так же и провидела, что на Покровских Селищах почиет благодать и «возгорится свеча от земли до неба».
В 1903 году, в канун канонизации старца Серафима, селищенские и бозуновские мужики вошли в состав охраны царского поезда по пути следования высочайших особ с железнодорожной станции до Сарова. С тех пор святой преподобный Серафим Саровский особо почитается местными жителями, и некоторые из них бережно хранят золотые монеты с профилем святого царя-мученика Николая II, раздававшиеся на праздновании.
В 20-е годы прошлого столетия верующим еще удавалось отстаивать свои храмы, но в 1934 году селищенские церкви отдали сельхозкоммуне под склады и клуб, а каменный храм в Новых Выселках весной 1943 года был взорван. В 1975 году Покровский и Никольский храмы признаны памятниками архитектуры XVIII века и поставлены на государственную охрану, что не помешало властям вскоре снести обветшавший Покровский храм.
В 1991 году образовалась самостоятельная Саранская епархия, которую возглавил архиепископ Варсонофий (ныне митрополит Саранский и Мордовский, Управляющий делами Московской Патриархии). В том же году жители села Покровские Селищи обратились к церковным и светским властям с просьбой о возвращении церкви. В 1992 году верующим была возвращена Никольская церковь – полностью разграбленная и нуждающаяся в капитальном ремонте. 7 февраля 1992 года в церкви, вновь освященной в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца, настоятелем иеромонахом Алексием (Дегаевым) была отслужена первая Божественная литургия.
Постепенно при приходе образовалась сестринская община. К 1996 году община, официально признанная как скит, насчитывала 20 сестер. Такое количество насельниц позволило обратиться к Владыке Варсонофию с просьбой ходатайствовать перед высшим начальством о переименовании общины в женский монастырь. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви № 609 (выписка из журнала № 9) и Указом № 26 Управляющего Саранской епархией епископа Саранского и Мордовского Варсонофия «с 22 февраля 1996 года приход церкви святителя Варсонофия с. Покровские Селищи Зубово-Полянского района преобразуется в Свято-Варсонофиевский женский монастырь». 21 января 1997 года образовалось Подворье Свято-Васонофиевского женского монастыря в селе Покассы с приписанным к нему деревянным храмом в честь Рождества Христова.
Домовый храм в честь великомученика и целителя Пантелеимона, 2010 г.
Домовая церковь великомученика и целителя Пантелеимона, расположенная в мансардном этаже здания богадельни, освящена высокопреосвященным Варсонофием митрополитом Саранским и Мордовским 14 декабря 2010 года.
Домовый храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, 2000 г.
В 2000 году в келейном корпусе была построена и освящена домовая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Домовый храм в честь святителя Николая Мир Ликийских чудотворца, 1999 г.
В 1999 году была освящена домовая церковь Святителя Николая, расположенная в мансардном этаже келейного корпуса, перестроенного из одноэтажного здания бывшей сельской библиотеки.
Надвратный храм в честь Архистратига Божия Михаила, 2005 г.
Был построен в 2005 году, а 6 мая 2012 г. освящен епископом Краснослободским и Темниковским.
Собор Воскресения Христова, 2002-2012 гг.
«Жемчужиной обители» по праву называют собор Воскресения Христова – десятиглавый белоснежный крестово-купольный храм с колокольней. Храм по проекту доктора архитектуры, профессора Валентина Витальевича Курбатова был заложен в 2002 году. Высота колокольни достигает 39 м. На ней — 8 колоколов различной величины, общим весом в 200 пудов. С колокольни открывается живописный вид на бескрайние сельские просторы. На праздничном стопудовом колоколе сделана надпись: “Во Славу Господа Бога и Спаса нашего в дар храму Воскресения Христова при игумене Алексии в 2004 году слит сей звон”. Длина собора с востока на запад, включая алтарную абсиду и притвор, составляет 35 метров, ширина – 20 метров, общая площадь собора — около 680 кв.м.
10 декабря 2007 года состоялось малое освящение нижнего храма собора в честь иконы Божией Матери Знамение, приделы которого буду освящены в честь святой великомученицы Варвары и святой великомученицы Анастасии Узорешительницы. Великое освящение верхнего храма во имя Воскресения Христова с приделами в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна было совершено 10 июня 2012 года, в Неделю всех Святых. Его возглавил высокопреосвященнейший Варсонофий, митрополит Саранский и Мордовский, Управляющий делами Московской Патриархии. Ему сослужили епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий, епископ Краснослободский и Темниковский Климент, секретари Саранской и Краснослободской епархии и сонм духовенства митрополии.
Храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» на святом источнике.
27 мая 2012 года преосвященнейшим Климентом, епископом Краснослободским и Темниковским было совершено великое освящение храма на святом источнике в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник».
Храм в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца, 1756 г., восстановлен в 1992 г.
Близ Воскресенского собора расположена бывшая Никольская церковь базиликального типа с колокольней, построенная в 1756 году, а в 1992 году вновь освященная во имя святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца.
https://monasterium.ru/monastyri/monastery/svyato-varsonofievskiy-zhenskiy-monastyr-v-s-pokrovskie-selishchi/
На первый взгляд Свято-Варсонофиевский женский монастырь имеет весьма короткую историю, всего 26 лет. На самом деле первый храм здесь был выстроен 266 лет тому назад. Эти места впервые попали в заметки историков, ещё в середине ХVIII века, а именно с повеления Анны Иоановны о крещении народности мордвы-мокши. Произошло это событие в 1740 году. Тогда сюда, в Мордовские земли пришли многие православные миссионеры. Жители поселения Селищи проявили не только послушание, но и рвение к религиозной жизни. К 1756 году крещёная община построила сразу аж два деревянных храма: Покровский и Никольский. Покровский храм был летним и поэтому село получило своё церковное название от него — Покровские Селищи, а в Никольском службы проводились лишь в холодное время года, поэтому он был тёплым.
К нач. ХIХ века Покрово-Селищанский приход насчитывал 5500 человек. С течением времени поселение разрасталось и разделилось на две приходские деревни. Покровские Селищи остались при Никольском храме, а прихожане деревни Новые Выселки или Борзуновка (3900 прихожан) посещали Покровскую церковь, в которой был устроен Никольский придел. К середине ХIХ века, а именно в 1854 году, в самом селе Новые Выселки был построен довольно внушительных размеров, каменный храм, где разместились три престола: Покрова Пресвятой Богородицы, в честь равноапостольного князя Владимира и великомученицы Ирины. Церковное здание повторяло архитектуру Спасо-Преображенского собора Серафимо-Дивеевского монастыря.
После Октябрьской революции 1917 года началась борьба с религией, но прихожанам какое-то время удавалось сохранять храмы, в которых проводились богослужения. Церковные общины платили налоги новым властям, до того, пока к началу 1930-х годов над церквями не стали сгущаться чёрные тучи. Весной 1934 года каменный красавец-храм в Новых Выселках был варварски взорван. Кирпич пошёл на мощение дорог. Покрово-Селищенские же храмы уцелели — их отдали расположившейся в Селищах сельхозкоммунне под склад (в Покровской церкви) и клуб (в Никольской церкви). Правда кресты с куполов были сбиты, а колокольню всё же безбожники и вовсе разрушили.
В 1975 году власти Мордовской АССР отнесли оба храма — Никольский и Покровский к памятникам архитектуры охраняемые государством. Но, невзирая на такой охранный статус, спустя некоторое время был разрушен Покровский храм. В селе тогда осталась стоять одиноко стоящая обветшавшая Никольская церковь. У тогдашних сельчан была вера и надежда, что на месте разрушенного Покровского храма спустя годы вознесутся ввысь купола с позолоченными крестами, церкви, краше той, что была, и будет здесь святая обитель. Вера эта родилась не на пустом месте, а связана она была с местным преданием. На послереволюционные годы приходится передаваемая из уст в уста история о блаженной старице Дарии. Старожилы сказывали, что та самая Дария родилась в селе Покровские Селищи, повзрослев, уверовала в Бога и стала прозорливицей. Около восьмидесяти лет назад она сделала пророчество, гласившее, что на месте местной Покровской церкви «воссияет Божья благодать, и будет здесь гореть огромная свеча от земли до самого неба!»
В 1991-м году началось возрождение религиозной жизни в селе. Первым знаковым духовным событием на Мордовской земле было образование Саранской епархии в 1991 году, куда сельчане и обратились с просьбой вернуть им церковь и образовать приход. Просьбы адресовались к владыке Варсонофию, и в 1992 году Никольская церковь была возвращена образовавшейся недавно церковной общине. Обветшавший храм требовал срочного ремонта и постепенного восстановления. Силами местного прихода и благотворителей Никольская церковь, 1765 года постройки, была восстановлена и освящена 7 февраля того же года. Но почему-то этот храм был освящён в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца. Торжественную литургию после освящения совершил настоятель храма, отец Алексий (Дегаев). При приходской церкви довольно быстро организовалась небольшая сестринская община.
С каждым годом коллектив сестёр, объединённых верой и желанием посвятить свою жизнь монашескому служению, увеличивался. Их трудами облагораживалась территория, где через буквально четыре года будет образован Свято-Варсонофиевский женский монастырь, а игуменом которого станет отец Алексий. Обитель обнесли высокой стеной (высота 2,5 метра), для входа на территорию были сделаны арочные железные ворота. Обустройство монастыря сразу имело большой размах: построен настоятельский корпус, помещение для изготовления просфор, для сестёр были обустроены келии в отремонтированном здании библиотеки. Чуть позже были выстроены дом для послушниц, гостиница для трудников и паломников, пекарня, баня. Для обеспечения собственных нужд при подворье был сооружён коровник, разбит сад с фруктовыми деревьями и ягодными кустарниками, а также возделан участок для огорода.
К 1996 году при храме подвизалось в монашеской жизни уже двадцать сестёр, что согласно правилам церковной жизни позволило переименовать общину в монастырь, после соответствующего ходатайства. Указ о переименовании вышел 22 февраля 1996 года. Устроитель обители игумен Алексий и настоятельница игумения Варсонофия (Кузьмичёва) приложили максимум усилий для развития обители. В монастыре общежительным уставом ныне пребывает уже более 100 монахинь и послушниц.
Свято-Варсонофиевский женский монастырь взял за правило строгий устав монашества. Здесь каждый день в течение суток совершается большой круг богослужений, постоянно читается Псалтырь, совершаются молебны святым по дням недели. Традицией стали ежедневные панихиды, совершаются молебны в честь Божией Матери. Одно из важнейших ежедневных событий состоит в ежевечернем крестном ходе вокруг обители с иконой того праздника или святого, почитание которого попадает на тот день. Также особо праздничное шествие проходит в день почитания Святого Варсонофия.
С сайта: https://FB.ru/article/267195/svyato-varsonofievskiy-jenskiy-monastyir-mordoviya/