Каражал (Покровка). Покровская церковь (1907-1908).
Не много на земле Восточного Казахстана сохранилось памятников зодчества, во внешнем облике которых с необычайной силой, яркостью нашёл бы отражение творческий гений мастеров давно и безвозвратно ушедшей эпохи. Но и среди этих малочисленных шедевров архитектуры как-то особо выделяется бывший православный храм села Покровка, ныне переименованного в Каражал. Точнее было бы сказать – остатки храма, его руины, ибо все, что сохранилось до настоящего времени – это мощные стены, дивно изузоренные великолепной кирпичной кладкой, стены с зияющими глазницами пустых оконных проемов, начисто лишенные какого бы то ни было потолочного перекрытия, сохраняющие следы копоти страшного пожара, уничтожившего все, что могло гореть. Пожар случился как раз на 100-летний юбилей села – в июне 2003 года. Тогда же были похищены основные кованые детали храма – решетки на окнах, двери и т.д.
Покровка – одно из старейших переселенческих сел, появившихся на территории современной Восточно-Казахстанской области в начале XX века. В 1903 году выходцами из западной части Российской Империи, в основном украинского происхождения, был основан поселок Покровский. Вскоре он стал селом Георгиевской волости Устькаменогорского уезда. Уже в 1907 году, то есть через 4 года после своего основания, поселяне, на свои, видимо, скромные средства начали строительство кирпичной (каменной) церкви, законченное в 1908 году. При строительстве сельских церквей в Прииртышье часто использовались проекты уже существовавших храмов Усть-Каменогорска и Семипалатинска. Речь идет о Покровском соборе в Усть-Каменогорске, строившемся с 1885 по 1888 гг., и Никольской церкви Семипалатинска, сооруженной в 1889-1901 гг. В облике Никольского храма явно угадывается Устькаменогорский прообраз, сообщивший свои черты и некоторым сельским храмам.
Наиболее ярко и гармонично архитектурные мотивы Покровского собора нашли свое отражение в облике Каражальской церкви. В плане этот храм не отличается большой оригинальностью – все те же разновеликие части, «насаженные» на одну «ось». Так строились большинство Прииртышских церквей. Весь свой художественный талант вложили архитекторы и строители, имена которых, к сожалению, остаются неизвестными, в отделку стен здания. Различные декоративные элементы – люкарны, карнизы, рельефные тяги, сандрики-кокошники, обрамление стен и дверей, рисунок западного портала – все это великолепие – результат не только кропотливой работы, но и наличия высокого художественного вкуса, любви к своему делу. Вероятнее всего, оформление интерьера отвечало наружному убранству храма, но сейчас судить об этом сложно, так как все, что можно видеть теперь – это голые стены с осыпающейся штукатуркой и сохранившимися фрагментами лепнины над полукружием завершений оконных и дверных проемов.
Сохранились скупые сведения о священно- и церковнослужителях этой церкви в дореволюционный период. Незадолго до октябрьского переворота 1917 года настоятелем Покровской церкви был Андрей Турхан. Должность псаломщика исполнял некто Бабанов. Жили они в небольшом домике рядом с храмом, от которого сохранились лишь жалкие руины. Старожилы села указывают на место погребения одного из священников – возле церковного алтаря. Возможно, именно отец Андрей Турхан нашел здесь место своего упокоения, хотя документы, которые могли бы подтвердить это, не обнаружены. В настоящее время ничто не указывает на наличие здесь захоронения. Деятельность священника Покровского храма не ограничивалась только рамками своего прихода. Ему вменялось в обязанность духовное окормление прихожан Вознесенского храма в близлежащем селе Вознесеновке.
Храм был закрыт в период массового закрытия церквей в области – в 1929 году. Использовался под зернохранилище, овощехранилище. Позднее здесь разместилась школа, а затем сельский клуб. Тогда же церковь утратила свои вертикальные завершения – колокольню и купола, а также верхнюю часть основного объема. Сейчас после того как пожар уничтожил крышу бывшего храма, обнажилась линия более раннего разрушения главной части церкви. В частности выяснилось, что уцелели нижние части люкарн – небольших оконных проемов в форме полуокружностей. Наличие люкарн – дополнительное свидетельство схожести Устькаменогорского собора и сельской церкви. По словам местных жителей, пустующий после закрытия клуба храм собирались освоить христиане-католики, действующие приходы которых находятся в близлежащих населенных пунктах – Георгиевке и городе Чарске. Был сделан ремонт помещения, побелены стены, но затем случившийся пожар уничтожил все эти начинания.
Данная статья является фрагментом книги: Ларионов М.М. Православное зодчество Восточного Казахстана. Усть-Каменогорск: Издательство Восточно-Казахстанского Фонда поддержки культуры и искусства, 2007.
Церковь однопрестольная, в честь Покрова Пресвятой Богородицы, построена усердием прихожан в 1907-08 гг. и освящена 2 ноября 1908 г. Зданием каменная, в одной связи с колокольнею, прочна, утварью недостаточна. Кладбище имеется в селе и в пос. Вознесенском.
В пос. Вознесенском (Вознесеновке) 26 сентября 1906 г. заложена церковь в честь Вознесения Господня.
Население прихода: 539 душ муж. пола и 466 душ жен. пола, прихожане – переселенцы из Харьковской, Полтавской, Екатеринославской, Таврической губерний и области Войска Донского. В течение года бывает до 35 крещений, 4 браков, 12 погребений.
В приходе в селе и поселке по одной министерской школе, церковной земли 99 дес., отдается в аренду. Причтовых домов нет, прихожане заботятся о содержании храма и дают причту, за неимением казенных домов, общественные квартиры.
Жалования от казны положено: священнику – 600 руб. и псаломщику – 200 руб. в год. Капиталов причта нет, братских доходов может быть до 120 руб. в год. Крестные ходы по полям бывают в обоих селениях. Пасхальное хождение со св. иконами бывает по всем домам. Причта по штату положено и налицо состоят: священник и псаломщик. Прихожане занимаются земледелием.
Справочная книга Омской епархии, составитель Иоанн Голошубин. Омск, типография «Иртыш», 1914 г.