Александровский дворец в Царском Селе. Резиденция последнего императора.
На фотографиях покои последней царской четы.
Николай II родился и вырос в Царском Селе, залах Александровского дворца, поэтому его неизменно сюда влекло. Не стоит удивляться, что после восшествия Николая II на престол он провел в нем большую часть времени.
Уже с декабря 1904-го в связи с переездом во дворец царская семья встречала здесь Рождество.
После Февральской революции, в марте 1917-го, генерал Лавр Корнилов объявил здесь императрице о домашнем аресте. Вскоре и императора Николая II лишили свободы в его любимой государственной резиденции. Утром 1 августа 1917-го супружеская чета вместе с детьми отправилась отсюда в путешествие, оказавшееся последним.
С 1918 года по жилым покоям Николая Александровича и Александры Федоровны, последних царей из династии Романовых, проводили экскурсии для всех желающих. Затем залы левого крыла, где находились покои Александра III, его супруги Марии Фёдоровны и сестры великой княгини Марии Александровны, использовали в более прагматических целях: в них разместили Дом отдыха сотрудников НКВД.
Второй этаж правого флигеля занял Детский дом имени Юных Коммунаров под патронажем Луначарского. На тот момент коммунистов вообще не интересовало сохранение исторического облика здания Александровского дворца и его залов. В результате дворец стал медленно разрушаться, а часть его экспонатов банально продали.
В первые месяцы войны эвакуировали люстры, мебель, мраморные и фарфоровые изделия, но многие ценности остались во дворце.
Жизнь в залы обветшалого Александровского дворца вдохнул искусствовед и хранитель Всесоюзного музея Кучумов, он добился поддержки от государства, спас помещения и часть предметов внутреннего убранства в Великую Отечественную войну. Благодаря ему дворец получил статус заповедника.
Интересный факт:
В войну здесь размещался штаб гестапо, в подвалах – тюрьма, линия фронта проходила по местному парку. Деревья использовались зимой в качестве топлива, а предметы интерьера, которые еще оставались в помещениях, варварски уничтожались. Дворцовая площадь была превращена немцами в кладбище.
После войны многие дворцы Санкт-Петербурга были разрушены. Александровский дворец отдали Академии наук для хранения коллекций Института русской литературы и размещения музейных фондов пригородных музеев. В начале 1950-х его передали Военно-морскому ведомству, а коллекция старинных изделий, эвакуированных перед войной, поступила в Павловский музей.
Ситуация во дворце изменилась только в 1996 году. Александровский дворец был передан государственному заповеднику «Царское Село», и он получил грант от Всемирного Фонда памятников на ремонт кровли. В правом крыле, где прежде находились семейные апартаменты последнего русского царя, связанные коридорами, создали постоянную выставку «Воспоминания в Александровском дворце»: в залах, утративших свой исторический облик, представили личные вещи семейства Романовых.
В 2009 состоялась окончательная передача дворца руководству музея-заповедника, уже через три месяца оно представило масштабный план реставрационных работ, который начал осуществляться с сентября 2015-го.
Если в советское время работы во дворце частично привели к уничтожению подлинных конструкций зданий, то на этот раз под присмотром научных работников они соответствовали стандартам и затянулись до 2021 года. Советские реставраторы не считали нужным сохранение следов пребывания последнего российского императора Николая II в залах и комнатах Александровского дворца. Имя Николая II старательно вычеркивалось из истории. По окончании ремонта некоторые комнаты оказались полностью уничтоженными: Кленовая и Палисандровая гостиные, Мавританская комната (Уборная) Николая II.
Интерьеры Александровского дворца восстанавливали по многочисленным фотографиям членов императорской семьи, использовали архивные документы, фотографии и записи современников. Были оставлены все сохранившиеся фрагменты исторической отделки интерьеров: дубовые стенные панели, деревянная обшивка потолка и керамическая плитка. Воссоздали рамы для картин из бука и сосны со сложным орнаментом в технике мастичной лепки.