Виртуозное мастерство русского художника Ивана Павловича Похитонова, покорившее весь мир, кроме России.
Полотна Ивана Похитонова обладают чудодейственной силой. Всматриваясь в его миниатюры, суматоха современного мира куда-то исчезает. Сердце обретает умиротворенность и спокойствие. А перед взором рождается поистине «обыкновенное чудо».
Мастер кисти волшебным образом сочетает в картинах тональное единство видения и цветовую палитру. Его произведения свежи, наполнены своеобразными штрихами, тонким индивидуальным лиризмом. А необыкновенная текстура производит на зрителя сильный эффект. Однако, настоящая магия художника заключается в красочных комбинациях.
Живописцы, передавая красоту окружающего мира, прибегают в работе к некоторым приемам. Выделим два. В первом фокус опирается на контраст цветов, один из которых, например, – нейтральный. И тогда взгляд зрителя устремляется на яркий акцент.
Второй прием: налюбовавшись опорным ярким пятном, наш взгляд начинает путешествовать по всему пространству картины. Под воздействием доминирующих оттенков отдельные куски композиции «раскрашиваются» по-иному. Эмоциональное настроение произведения меняется. В итоге смысловой, геометрический и текстурный акцент усиливается подтональной доминантой.
Маэстро достиг совершенства в применении этих творческих «хитростей». Каждое его полотно обладает россыпью цветомузыкальных аккордов. Основные элементы его цветовой симфонии уникальны. На одном панно в голубоватой дымке растворяется безбрежная даль, удивляя наше воображение необъятностью. В другой работе автор настолько филигранно передает атмосферу солнечного дня, что зритель уже щурит глаза, защищаясь от ярких лучей.
Мы отчетливо чувствуем прохладу пасмурного дня, прозрачность ветвей осенних деревьев, девственную чистоту снега. В его творчестве сочетаются поэтический взгляд на мир, свойственное русскому пейзажисту настроение и французская изысканность.
С неповторимых полотен Ивана Павловича льется воздушным потоком таинственная красота и эмоциональная свежесть. И нас не покидает ощущение, что живописное пространство безгранично. Особенность художественного дара гения – сочетание в произведениях глубины реализма с импрессионизмом.
И ещё большее изумление испытываешь, когда узнаешь, что Похитонов никогда и нигде не учился рисунку. Опираясь на работы опытных мастеров, он самостоятельно овладел навыками лучших традиций искусства своего времени.
Интересен один исторический эпизод. Однажды Илья Репин посетил французскую галерею «Салон Марсова поля». Парижские впечатления он отразил в личных заметках, где резко критиковал представленные на выставке произведения. Расхаживая по художественным залам, он отдохнул душой лишь перед простыми миниатюрами Ивана Павловича. Виртуозность его мастерства покорила Репина. Он с неподдельным восхищением описывал блеск, свежесть, тональную целостность картин русского автора.
К сожалению, художника знают лучше за рубежом. Например, во Франции его произведения активно экспонируются в престижных музеях, выставках. Широкого признания в России у него никогда не было, нет и до сих пор. Уверена, вы разделяете мое мнение о том, что феноменальная личность Похитонова заслуживает более пристального внимания со стороны современных мэтров мирового искусства.