Среди двух десятков монастырей, украшавших столетие назад Пензенский край, хорошо известен был Скрябинский Вознесенский общежительный женский нештатный монастырь, располагавшийся на территории нынешнего Колышлейского района.
Монастырь был учрежден указом Священного Синода в апреле 1885 года и устроен в четырех верстах от села Скрябино Трескинской волости Сердобского уезда у реки Колышлей. Село это, которое также носило название Cаловка, Петровское, образовано было в первой четверти ХVIII века Петром Прохоровичем Скрябиным. С 1780 года оно входило в состав Сердобского уезда Саратовской губернии, с 1860-х находилось в Трескинской волости. После 1829 года селом владел Сергей Андреевич Салов (1793-1847), один из героев Отечественной войны, награжденный золотой шпагой с надписью «За храбрость». При отмене крепостного права крестьяне выкупили землю в собственность у своего помещика Салова.
С 1885 года духовным центром села становится Вознесенский монастырь. Устроен он был по благословению епископа Павла (Вильчинского), с 1882 года управлявшего Саратовской епархией.На постройку Вознесенской обители почетный гражданин Тамбова Андрей Михайлович Носов пожертвовал 100 000 руб. (в переводе на современные деньги эта сумма приблизительно равняется 60 млн. руб.) И он же пожертвовал участок земли в 2074 десятины, в составе которого было и 98 десятин леса. Столь щедрый дар Носов сделал сестре для открытия женского монастыря.
В 1891 году в монастыре построили каменную церковь в честь Вознесения Господня с двумя приделами — во имя преподобномученика Андрея Критского и в честь Успения Пресвятой Богородицы.. Церковь была летней, или холодной, — богослужения в ней совершались с праздника Святой Пасхи по 1 октября. При храме возвели отдельно стоящую колокольню (не сохранившуюся до наших дней). Монастырь был обнесен каменной оградой, вне его стен находились дома священнослужителей и странноприимный дом.
Первоначально монахини жили в деревянных избах, а в 1890-х годах были построены каменный двухэтажный жилой корпус, маслобойка, конюшни и деревянные дома для игуменьи и причта. В келейном корпусе был устроен храм во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского.
До наших дней дошли сведения о нескольких настоятельницах Вознесенского монастыря. В 1889 году монастырем руководила монахиня Арсения, присланная из Саратовского Крестовоздвиженского монастыря (можно предположить, что она была первой настоятельницей обители), в 1898 году — монахиня Магдолина и в 1910 году — монахиня Cерафима.С 1912 года обитель возглавляла игуменья Леонида 1857 года рождения, получившая домашнее образование. Монашеский постриг мать Леонида приняла в 1903 году, в 1913-м возведена была в сан игуменьи. Умелое управление обителью игуменьей Леонидой превратило монастырь в прекрасно поставленное хозяйство. Здесь имелось, в частности, 55 голов крупного рогатого скота, 60 лошадей, богадельня для призрения больных и неимущих. Монастырь был не только духовной, но и материальной опорой для местного населения.
На 1912 год в монастыре проживало 18 мантийных монахинь и 148 послушниц, которые сами обрабатывали несколько десятков десятин земли. При монастыре работала церковно-приходская школа с прекрасной библиотекой и приют для девочек.С 1905 года в монастыре служил священник Федор Советов, окончивший Саратовскую православную духовную семинарию. 24 мая 1917 года настоятельницей Скрябинского монастыря была назначена монахиня Нина.
Одним из первых в Сердобском уезде, в марте 1919 года, происходило обследование Скрябинского монастыря. Дело было поручено члену Комиссии по отделению церкви от государства Щетинину, человеку, видимо, не совсем оторванному от православных корней. «Первой моей служебной остановкой, — пишет в докладе Щетинин, — был Скрябинский женский монастырь. Среди поля, около пруда, обсаженного чернолесьем, раскинулись строения монастыря, большая кирпичная без печей церковь, против нее колокольня, 2-этажный кирпичный главный корпус…». Уже в следующем году Скрябинский монастырь буквально растащили, а постройки заняли под нужды советского хозяйства, на территории монастыря разместился совхоз «Пограничный». Сестры потянулись из обители в родные села. Так в Трескино и соседних селениях стали появляться небольшие общины, теплившие лампаду веры на селе в годы гонений. Сестры жили келейно, занимались рукоделием и молитвой, ходили на службы в еще открытые храмы.
В 20-30-е годы многие сестры обители были репрессированы и пострадали а веру во Христа.
В 1999 году вновь образовался православный приход Вознесенского храма. С 2010 года Скрябинский Вознесенский женский монастырь возрождается. В октябре 2010 года по решению Владыки Вениамина монастырь стал подворьем Наровчатской Троице-Скановой обители.
Источник: http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=13665