Современное местоположение: урочище Погост Синега, Красавинское с/п, Великоустюгский р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Устюжский уезд, Вологодская губерния.
Синегодская Успенская церковь, построена в 1758 г., на месте деревянной ветхой церкви. Холодная церковь построена в 1826 г. Местоположение: на 1755 год — Синегоцкая волость в Двинской трети Устюжского уезда; на 1859 год — погост Синегодский Успенской-Богородский, во 2-м стане Устюжского уезда, при р. Двине и р. Синеге. Каменная, двухэтажная. Престолы в честь: Успения Пресвятой Богородицы — главный, свтт. Афанасия и Кирилла патриархов Александрийских. В 1788 г. при церкви числилось 599 человек, в 1868 г. — 916.
Православные приходы и монастыри Севера
Церковь деревни Синега названа в честь Богородицы. Церковь строилась постепенно: нижняя, теплая, построена в 1758 г., освящена в 1775 г., верхняя, холодная, – в 1826 г., освящена в 1828 г. В центре алтаря в верхней и нижней церкви находились престолы. В верхней – во имя Успения Божьей Матери, в нижней – во имя Афанасия и Кирилла Патриархов Александрийских. Престол считался главной святыней храма. Это был четырехугольный стол, покрытый тройными священными одеждами. На престоле размещались священные предметы: Евангелие, напрестольный крест, дарохранительница. В церкви был небольшой иконостас, до наших дней он не сохранился.
Благоустраивалась церковь благодаря помощи местных жителей. Так, например, житель деревни Синега Василий Васильевич Тарутин пожертвовал 150 рублей на устройство иконостаса. Он же купил новое паникадило стоимостью 100 рублей. Сведения о церкви небогатые, многие материалы уничтожены во времена гонения на церковь. В начале XX века Богородице-Успенская церковь была культурным, духовным центром Нестеферовской волости. Метрические книги, в которых фиксировались рождения и смерти прихожан, хранились с 1850 года. Служил в церкви священник Константин Николаевич Меньшиков, псаломщик – Сергей Попов. Вскоре после Октябрьской революции, в январе 1918 года Совнарком принял декрет об отделении церкви от государства. Воинствующий атеизм стал государственной политикой. Судьба церкви и священнослужителей была предрешена.
http://photoclub.by/work.php?id_photo=396148