«Село Антушково ранее называлось Никольский погост, поскольку именно там 29 мая/11 июня 1423 года местным пастухам было явление Животворящего креста с предстоящим перед ним Николаем Чудотворцем. На месте Никольского погоста до явления Креста Господня было большое болото, называемое Сахотским, которое после явления Креста чудесным образом за ночь высохло, образовав место для строительства церкви. В память чудесного явления вновь построенная церковь была освящена в честь Николая Чудотворца с приделом в честь происхождения честного древа Животворящего Креста Господня. Она была строена из дуба и простояла много лет, но «Божиим соизволением, а наших ради согрешении, во время пожара церковь Божия сгорела». Сгорела, но в тот же год было возобновлена в дереве. В 1776 году на месте обветшавшей деревянной была построена и освящена уже каменная церковь с тремя престолами: главным — в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и приделами – во имя Святителя Николая и в честь Покрова Божией Матери.
В 1824 году на Никольском погосте вокруг храма было решено построить монастырь, что бы богослужения у святыни – Животворящего Креста Господня — совершались ежедневно, что было до этого невозможным по причине малочисленности приходского Крестовоздвиженского храма. Успели построить специально для этого небольшой кирпичный завод и келейный корпус. Однако на этом все и завершилось по неизвестной причине. Келейный корпус был позднее отдан под земское народное училище. В начале XIX века приход церкви Никольского погоста был довольно большим: тринадцать деревень с населением около 1500 человек. Крестовоздвиженский храм на Никольском погосте действовал до 1927 года, когда был полностью разграблен, а его настоятель отец Иоанн Добротин арестован и сослан в лагерь близ деревни Деревянск в Коми, где и погиб 25 ноября 1931 года. На Никольском погосте образуется пролетарская «Красная коммуна», келейный корпус становится общежитием для коммунаров — ивановских рабочих. В это время и было решено среди прихожан о перенесении Святыни подальше от глумящихся над ним коммунаров в наиболее близко расположенный храм Иоанна Златоуста в селе Годеново, который действовал до 1929 года, затем был закрыт, но не разграблен и стоял заброшенный посреди деревни. Точной даты перенесения Креста никто сказать не может. Наиболее вероятная дата 1933 год.
По рассказам местных жителей, именно в этот год все участники этого крестного хода были раскулачены и высланы. А переносили Крест ночью «всем колхозом» во главе с председателем Василием Фоминым. Простоял Крест в заброшенном Годеновском храме всю войну. Много натерпелся Крест за это время от новой власти – и жгли его и пилили и поливали кислотой и топором рубили. Но Крест так и не поддался мучителям, лишь остались незначительные повреждения и царапины в назидание потомкам.» «Никольский погост в безбожные годы был полностью разорен. После общежития коммунаров там был детский дом, но в 50-х случился сильный пожар : сгорели многие деревенские дома, скотный двор, выгорел внутри братский корпус, но церковь осталась цела. В 60-е годы возле опустевшего Никольского погоста организовали машинно–тракторную станцию. Для ее строительства организовали в очередной раз «производство кирпича по методу Ильича» — ломали и разбирали своды и стены Крестовоздвиженского храма. МТС по каким то причинам не заработала и святое место обезлюдело совершенно. Так Никольский погост после пятисотлетней славной истории вновь превратился в Сахотское болото. Но не надолго. В середине 1990 годов трудами игумена Бориса Храмцова на месте явления Животворящего креста был образован мужской монастырь во имя Сошествия Креста Господня. В 2004 году уже почти полностью восстановлен Крестовоздвиженский храм, выстроена маленькая деревянная Никольская церковь.»
«Чудотворный крест», Издательство «Отчий дом», М.,2003. «Животворящий крест». Соколова Е.Ю,. Переяславль-Залесский, 2003.
P.S. От себя добавлю, что в Крестовоздвиженском храме находится точная копия Животворящего Креста.
Каждый год жители окрестных деревень, а также православные из Ярославской, Владимирской и других губерний, 11 июня отправлялись поклониться Животворящему Кресту в Крестовоздвиженский храм села Никольский погост. Так было вплоть до того печального времени, когда атеистическая идеология проникла в умы больщинства наших соотечественников. С приходом безбожников многие святыни были уничтожены или осквернены. Старожилы рассказывали, как несколько активистов собрались вынести святое Распятие из Крестовоздвиженского храма Никольского погоста, где оно тогда пребывало, чтобы сжечь его на улице. Но Крест словно налился свинцом, и они не смогли сдвинуть его с места. Раздосадованные безбожники, не вразумлённые чудесным явлением, принялись пилить святое Распятие, чтобы вытащить его из храма по частям. Но зубья пилы наткнулись на необъяснимо твёрдый материал и сломались, словно Крест был вырезан не из дерева, а из камня. Как свидетельство об этих событиях, на руке изображённого на Распятии Господа остался неглубокий след от пилы. Ничего не добившись, богоборцы заперли святыню в храме. Позже Крестовоздвиженская церковь была разрушена, а Животворящий Крест перенесён верующими в храм святителя Иоанна Златоуста в село Годеново. Точная дата перенесения Креста пока не известна, но убедительным кажется свидетельство Веры Дмитриевны Кирсановой, уроженки и старожила деревни Захарово, о том, что перенесли Крест в Златоустовскую церковь в 1933 году. Выкупленный у безбожников на трудовые крестьянские копейки Чудотворный Крест был тайно, под прикрытием ночи, перенесён верующими из Никольского погоста в Златоустовский храм села Годенова.
Из книги: Животворящий Крест-Господень в храме святителя Иоанна Златоуста села Годенова. Издательство Переславского Никольского женского монастыря, 2014