Подвиг Виктора Васнецова

Подвиг Виктора Васнецова
В июле 1853 года Император Николай I утвердил возведение в Киеве собора в честь святого князя Владимира, крестившего Русь. Проект в древневизантийском стиле выполнил архитектор Иван Штром, известный постройкой здания кадетского корпуса и оперного театра в Киеве.
Хотя император проявил внимание к строительству, а пожертвования поначалу делались очень активно (в первый год собрали больше 100 000 рублей серебром, при этом Киево-Печерская Лавра передала со своих заводов миллион кирпичей), к работам приступили только через 9 лет — летом 1862 года. С того момента до освещения храма произошло немало событий: не раз менялся архитектурный план и место строительства, сменились четыре архитектора и четыре императора… В общей сложности собор строили 20 лет.
В 1885 году археолог, профессор искусствоведения Адриан Прахов, руководивший внутренней отделкой только — только отстроенного Владимирского собора в Киеве, предложил известному русскому художнику Виктору Михайловичу Васнецову принять участие в росписи храма. Адриан Прахов для внутренней отделки храма-памятника, посвящённого 900-летию крещения Руси, решил обратиться к религиозной истории России, осмыслить ее.
Ещё до завершения работ Павел Третьяков приобрёл у художника все подготовительные эскизы, некоторые работы художник сам подарил коллекционеру. Этот многолетний (10 лет!) и поистине подвижнический труд стал главным делом жизни художника и оказал огромное влияние на развитие религиозного искусства. Сам Виктор Михайлович не раз говорил, что «на Руси для художника нет святее и плодотворнее дела, как украшение храма».
Перед началом работы художник отправился за вдохновением в Италию. В Киеве он изучал фрески и росписи древнейших храмов. Васнецову удалось разработать свой уникальный стиль в церковной живописи, получивший название «Васнецовский стиль». В поисках художественной формы выражения Божественной красоты он выбрал путь слияния византийского и древнерусского искусства с современными ему изобразительными методами. Можно с уверенностью сказать, что росписи во Владимирском соборе стали вершиной творчества Виктора Васнецова.
Большое впечатление в соборе производит запрестольный образ Богоматери. Фигура Богородицы с Христом-младенцем на руках выступает из мерцающего золотого света в верхней половине алтарной апсиды. Особое внимание художник уделил созданию образов исторических деятелей Древней Руси, которых он стремился показать живыми участниками истории, опираясь при этом на летописи, жития святых, Священное писание, памятники изобразительного искусства и фольклора, материалы археологических раскопок.
В августе 1896 года все леса в соборе были сняты. Успех работы Виктора Михайловича Васнецова был огромен. Его росписям посвящали научные труды, статьи, заметки, исследования. Росписи получили необыкновенную популярность и неоднократно повторялись в конце 19 — начале 20 века в других российских храмах. Однако позже сам Виктор Михайлович отмечал: «Я думал, что проник в дух русской иконы, что я выразил внутренний мир живописца того времени, что я постиг технику живописи того старого времени. Оказалось, что я глубоко заблуждался. Дух древней русской иконы оказался во много раз выше, чем я думал. Внутренний мир живописи того времени был гораздо более богатым в духовном смысле, чем дух нашего времени, или лично мой, или Нестерова, и нам далеко до их техники, до их живописного эффекта».
Не все задуманное художником в росписи собора удалось осуществить. Журнал «Мир искусства» писал: «С Владимирским собором можно не соглашаться, но с ним надо считаться, как со значительным художественным произведением и выдающимся памятником русского религиозного сознания».
По материалам https://ros-vos.net/christian-culture/7/vasnetsov/3/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?