Подольск. Собор Троицы Живоначальной.

Свято-Троицкий кафедральный собор города Подольска построен в 1819-1832 г.г. в память о победе в Отечественной войне 1812 года, с которой город связан воспоминаниями о проходившем здесь Тарутинском фланговом марше-маневре русской армии М.И.Кутузова. Собор имеет 2 придела: Успения Божией Матери и Петра и Павла.
Среди храмов южного Подмосковья, построенных в стиле классицизма в первой половине XIX века, кафедральный собор Подольска единственный имеет пятиглавое завершение. Оштукатуренное здание выполнено из кирпича с белокаменными деталями. С западной стороны к собору примыкает трехнефная трапезная и трехъярусная колокольня.
Собор создавался как композиционный центр всей городской застройки, определяющей архитектурный облик Подольска. Поставленный на высоком берегу над рекой Пахрой, собор возвышался над окрестностью, издалека привлекая к себе внимание, оживляя панораму города. Собор был рассчитан на восприятие его именно в окружающей застройке, поэтому изменение характера архитектурной среды мешает теперь в полной мере ощутить его своеобразие.
В настоящее время рядом с собором устроен крестильный храм, освященный в честь священномученика Владимира, архиепископа Киевского и Галицкого. В этом же здании находятся классы воскресной школы и библиотека духовной литературы.
Текст с информационного щита около собора

Троицкий собор г. Подольска был построен в 1819-1832 гг. в честь победы в Отечественной войне 1812 г., с которой город связан воспоминаниями о проходившем здесь знаменитом Тарутинском фланговом марше-маневре русской армии М.И.Кутузова. Собор имеет два придела: в честь Успения Божией Матери и святых апостолов Петра и Павла.
Среди храмов южного Подмосковья, построенных в стиле классицизма в первой половине XIX в., Троицкий собор города Подольска единственный имеет пятиглавое завершение. Оштукатуренное здание выполнено из кирпича с белокаменными деталями. С западной стороны к собору примыкает трехнефная трапезная и трехъярусная колокольня. Собор создавался архитектором О.И.Бове как композиционный центр всей городской застройки, определяющей архитектурный облик Подольска. Поставленный на высоком холме над рекой Пахрой, собор возвышается над окрестностью, издалека привлекая к себе внимание и оживляя панораму города.
Из истории храма известно, что в 1860 г. святитель Филарет, митрополит Московский, определил в священники Троицкого собора г. Подольска выпускника Московской Духовной семинарии Николая Васильевича Косминкова. Тридцать с лишним лет провел отец Николай в Троицком приходе. В годы его служения храм постоянно благоукрашался. Вместе с избранным в 1886 г. церковным старостой подольским купцом Н.Я.Каноныкиным им была утеплена вся церковь. Ими же был сооружен новый иконостас с драгоценными серебряными ризами. В 1898 г. Была обновлена и трапезная, стены которой были расписаны священными изображениями, вновь сооружены иконостасы и приобретена церковная утварь.
В 1866 г. в Подольске свирепствовала эпидемия холеры, отец Николай, не боясь заразиться, по первому зову являлся в дом к больным для причащения их, показав себя истинным и ревностным пастырем. В те дни из г. Бронниц была принесена в г. Подольск чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери. Крестных ходом святой образ обнесли вокруг города, — и эпидемия прекратилась. В благодарность за избавление от мора гражданами города была приобретена копия с чудотворной Иерусалимской иконы Божией Матери, перед которой было установлено совершать молебен с акафистом Божией Матери в память видимого ее заступления.
В 1921 г. собор посетил и совершил в нем всенощное бдение и Божественную литургию Святейший Патриарх Тихон, исповедник Всероссийский. Получив его благословение, храм прошел через все бури и испытания богоборчества и сохранился как духовная твердыня для города.
В 1929-1937 гг. сначала диаконом, а затем священником в Троицком соборе служил священномученик Петр (Ворона), расстрелянный 11 декабря 1937 г. и причисленный к лику святых в 2000 г.
Среди прихожан жива молитвенная память о прежних настоятелях Троицкого собора: архимандрите Гаврииле, благодаря которому во время повсеместного закрытия храмов Троицкий собор не был закрыт, о твердом в традициях православия протоиерее Евпле Орлове, протоиерее Николае Кондратюке, о протоиерее Василии Потехине, который был рабочим, прошел фронт, госпитали и в годы жесточайшего административного давления, несмотря на физическое нездоровье пас стадо Христово, о протоиерее Петре Деревянко, который, твердому запрету властей на крестные ходы, даже в Пасхальную седмицу, продолжал их совершать, и о многих рядовых священнослужителях. Незабываем и протодиакон Николай Морозов, служивший в соборе в 1949-1980 гг. Его усердная, неторопливая манера служения до сих пор в памяти прихожан.
В сентябре 1990 г. настоятелем Троицкого собора и благочинным церквей Подольского округа назначен протоиерей Александр Ганаба. Перед отцом Александром стояла непростая задача: на территории Подольского благочиния действовало всего 3 храма, а более тридцати храмов лежали в руинах, необходимо было подготовить кандидатов для рукоположения в священный сан и восстановления поруганных святынь. В это время Троицкий собор стал школой для будущих пастырей. Более пятидесяти священнослужителей прошли здесь подготовку и получили основы знаний для пастырского служения, а по рукоположении проходили тут богослужебную практику.
В 1991 г. при Троицком соборе открыла свои двери воскресная школа. На сегодняшний день это одна из самых больших школ Московской епархии, с девятилетним сроком обучения, имеющая более 200 воспитанников. Кроме духовного образования и участия в богослужебной жизни Церкви, школьное воспитание включает в себя подготовку и проведение православных праздников (спектакли, концерты, викторины, изготовление праздничных подарков своими руками). Взрослые также живо участвуют в жизни школы. Родители посещает занятия, помогают в воспитательной работе педагогам, участвуют в паломнических поездках, в организации совместных трапез.
9 сентября 2001 г. Троицкий собор посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 
Рядом с собором устроен крестильный храм с баптистерием для крещения взрослых полным погружением, освященный в честь священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого. В этом здании находятся классы воскресной школы и библиотека духовной литературы.
Троицкий собор имеет свои чтимые святыни. Это Иерусалимская икона Божией Матери, почитаемая подольчанами за избавление в 1866 г. города от холеры, два мощевика с частицами мощей 140 святых, в дни памяти которых совершаются полиелейные службы, икона новомучеников Подольских. В 2004 г. собор стал еще духовно богаче: были написаны и установлены в достойные золоченые киоты два образа: икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» со всеми святыми и икона Собора новомучеников и исповедников Российских. Теперь прихожане собора могут возносить молитвы своим небесным покровителям, взирая на эти благолепные образы, выполненные в стиле старинного убранства храма.
http://www.podolskoe.ru/podolsk_troitsky/main.htm

Собор Троицкий, по адресу: г.Подольск, пл.Карла Маркса (ныне Соборная), д.3 является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Приложение № 1, Указ Президента России от 04.12.1995 г. № 176).
В Подольске существовала и тюремная церковь во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» в комплексе Присутственных мест. Была обустроена в 1878 г., в 1890-х пристроена колокольня (архитектор П.Г.Егоров). В 1923 г. была закрыта и сильно искажена, утрачена колокольня. Здание ныне лишено специфических черт культового сооружения. Адрес: г.Подольск, Февральская ул, 50, 52, Советская пл., 5, 7. «Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при тюрьме Присутственных мест» является выявленным объектом культурного наследия (Приказ Министрества культуры МО от 04.12.2002 г. № 457).
В 1915 г. в Подольском реальном училище по ходатайству директора была обустроена церковь Алексия Митрополита Московского (здание 1912 г. в стиле модерн, арх. В.А.Степанов). Ликвидирована в 1920-х. Здание училища сохранилось (Большая Серпуховская ул).
Кирилл Аминов 1 марта 2015 г.

В то время когда Подольск стал городом (1781 г.), все русские областные и уездные города получали новую, регулярную планировку. Не стал исключением и Подольск. Следы этой планировки — четкая сетка улиц — сохранились на правом берегу Пахры вдоль центральной планировочной оси — московской дороги. Здесь, в самой старой части города, сохранились три архитектурных памятника. Самый ранний из них — Троицкий собор (1819-1832), высокая колокольня которого видна уже из Ивановского. К сожалению, сегодня собор притиснут и задавлен громадой современного жилого дома, выстроенного на месте Торговых рядов. С этими рядами собор некогда составлял выразительный ансамбль эпохи классицизма. Торговые ряды, располагавшиеся полукругом, имели аркаду. Полукруглые в верхней части окна световых барабанов собора создавали с этой аркадой определенный архитектурный образ, и поэтому с утратой рядов сам собор немало потерял в своей выразительности.
Классицистические храмы первой половины XIX столетия еще во множестве встретятся нам при дальнейшем знакомстве с южным Подмосковьем. Собор Подольска единственный среди них имеет пятиглавое завершение: большой центральный барабан, несущий сравнительно невысокий купол, и четыре значительно меньших по диаметру угловых барабана. Оформление основной части собора лаконично: тосканские портики в лоджиях, фронтоны, обработанное пилястрами полукружие апсиды. Хорошим контрастным дополнением сдержанному по декору храму является высокая ампирная колокольня. Именно характер убранства колокольни и позволяет отнести ансамбль церкви к школе Бове. Лепные украшения колокольни, расположенные по принципу нарастания от низа к верху, помогают скрыть некоторую грубоватость ее пропорций. Верхний ярус колокольни не лишен изящества. Общий вид портит лишь аттик, утяжеляющий силуэт завершения. В сооружении ансамбля Троицкого собора и Торговых рядов нашли отражение прежде всего градостроительные принципы, присущие русской архитектуре первой трети XIX века. Он являлся композиционной доминантой всей городской застройки, определял архитектурный облик Подольска. С этим связаны и все художественные особенности сооружения: характер оформления, пропорции, выразительность силуэта.
Поставленный на высоком холме над Пахрой, собор возвышался над окрестностью, издалека привлекал к себе внимание, оживлял панораму города. Собор был рассчитан на восприятие его именно в окружающей застройке, поэтому изменение характера архитектурной среды мешает теперь в полной мере ощутить его своеобразие. В настоящее время Троицкий собор с востока и юга вплотную окружён многоэтажными жилыми домами из силикатного кирпича.
Из книги-путеводителя: Серия «Дороги к прекрасному». М. М. Дунаев. К югу от Москвы. — М:«Искусство», 1986 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?