Подольск. Церковь Воскресения Словущего.

Церковь Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме) в подмосковном Подольске известна с XVI века, когда село Подол на реке Пахре принадлежало Московскому Свято-Данилову монастырю. Польско-литовское разорение, не пощадившее большинство деревянных храмов Московской земли не тронуло монастырскую деревянную клетскую церковь с колокольней на реке Пахре. Писцовые книги начала XVII века (1627 г.) называют нам имя настоятеля Воскресенского храма священника Афанасия Петрова.
Прошение о строении в селе Подол в вотчине московского Данилова монастыря каменного храма во имя Воскресения Христова с приделом Николая Чудотворца относится ко времени императрицы Екатерины I, когда в июле 1728 г. настоятель обители Святого Даниила Московского игумен Герасим с братией обращается в Синодальный Казенный приказ за разрешением на старом церковном месте возвести вновь белокаменный храм.
Строительство каменной церкви с приделом в трапезе и колокольни продолжалось более 40 лет: закончить строительство на средства монастыря помешал указ императрицы Екатерины Алексеевны о конфискации монастырских владений, в том числе и села Подол у Свято-Данилова монастыря, которое перешло во владение Государственной Коллегии Экономии.
По замыслу императрицы при открытии Московской губернии в 1781 г. село Подол с прекрасным белокаменным храмом Обновления храма Воскресения Христова становится центром Подольского уезда.
Сравнительно небольшой объем белокаменного храма с приделом Святителя Николая был расширен кирпичной пристройкой придела во имя Святой и Живоначальной Троицы. Обновленная церковь была освящена по благословению митрополита Московского и Калужского Платона (Левшина) в 1790 и 1798 гг., как сообщали надписи на св. антиминсах придельных храмов.
Таким образом, церковь Обновления храма Воскресения Христова с двумя приделами с южной и северной сторон становится соборным храмом города Подольска, а соборный настоятель – благочинным церквей Подольского округа Московской епархии.
С 1800 г. по приглашению городской Подольской ратуши и по благословению Преосвященного епископа Дмитровского Серафима (Глаголевского) настоятелем Воскресенского храма в Подольске назначен о. Феофилакт Иванов, награжденный за Отечественную войну 1812 г. бронзовым крестом, на Владимирской ленте. С его именем связана постройка нового городского собора в Подольске «близ площади при Большой Серпуховской дороге» 31 октября 1818 г. архиепископом Московским Августином дана благословенная храмозданная грамота на построение храма во имя Святой и Живоначальной Троицы в городе Подольске по проекту крупнейшего московского зодчего первой трети XIX века Осипа Ивановича Бове, проектные чертежи которого также подписаны Московским Святителем.
По прошению прихожан старую Воскресенскую церковь, как расположенную при городском кладбище, Епархиальное Начальство дозволило оставить городской кладбищенской с причислением приписной к вновь строящемуся Троицкому собору.
С 1824 г. настоятелем Троицкого собора и Воскресенской приписной церкви назначен протоирей Василий Иванович Березкин, благочинный, духовный депутат и известный епархиальный миссионер. Богослужение в приписной Воскресенской церкви проводились в дни поминовения усопших и при погребении умерших на городском кладбище.
В описи Подольских храмов упоминается Воскресенская кладбищенская церковь «каменного здания с двумя приделами, крыта тесом, колокольня каменная ж, на ней колоколов три».
Возобновление храма Воскресения Словущего при городском кладбище Подольска и восстановление самостоятельного прихода относится к 1854-1860 гг., когда на средства московского купца Сергея Трифоновича Прохорова в Воскресенской церкви были проведены ремонтно-восстановительные работы, храм расписан стенным письмом с орнаментами, исправлены и вызолочены иконостасы, написаны новые иконы и промыты старые. На его же средства для вновь определенного причта (священника и псаломщика) в 1860 – 1861 гг. на церковной усадебной земле постноены три дома (каменный и два деревянных). В 1866 г. на средства С.Т.Прохорова для Воскресенского храма в Подольске на заводе Самгина был отлит большой колокол весом 121 пуд.
Торжественное освящение (обновление) церкви Воскресения Христова в Подольске совершил Высокопреосвященный митрополит Московский и Коломенский Святитель Филарет (Дроздов) в день храмового праздника Обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме 16 сентября 1854 в сослужении столичного и местного духовенства при огромном стечении верующего народа, как из Подольска, так и из окрестных сел и деревень.
В описи Воскресенской кладбищенской церкви, датированной 1856 г., мы находим следующее описание храма «зданием сия церковь вся из белого камня, кроме придела с южной стороны, который складен из кирпича, колокольня так же из белого камня, церковь пятиглавая, покрыта настоящая и колокольня белым железом, а трапеза простым; кресты на всех главах вызолочены чрез огонь… в 1854 г. возобновлена и украшена стенным писанием».
С 1873 г. на церковной усадебной земле Воскресенского храма на средства С.Т. Прохорова устроена каменная одноэтажная городская богодельня.
При настоятеле церкви о. Иоанне Орлове в 1884-1885 гг. было устроено духовое отопление во всем Воскресенском храме (до этого настоящая Воскресенская церковь не отапливалась, а в зимнее время богослужение проходило в теплых приделах). В это же время были переложены своды южного Троицкого придела. В 1895 г. северный Никольский придел заново переложен особой кладкой.
В анкете (метрике) Императорской Академии Художеств 1887 г. настоятель церкви Воскресения Словущего в Подольске о.Иоанн упоминает древние чтимые иконы Святителя Николая Чудотворца (храмовый образ местного ряда иконостаса Никольского придела) и там же древний образ Успения Божией Матери. Церковный староста купец Филатьев ко времени освящения храма в 1825-1831 гг. пожертвовал серебряный крест – мощевик с 24 частицами мощей разных Угодников Божиих.
При настоятеле о. Александре Васильевиче Уразове в деревянном церковном доме Воскресенского храма была открыта церковно-приходская школа для обучения мальчиков и девочек (60 человек).
В 1910-1911 гг. по прошению причта и старосты церковного Воскресенской кладбищенской церкви в Подольске Императорская археологическая комиссия разрешила «украсить стенной живописью приделы с северной и южной сторон, а так же возобновить и испривить живопись в главном храме» и, таким образом, стены придельных церквей были крашены стенной живописью с орнаментами в византийском стиле, придельные иконостасы промыты и заправлены золотом, иконы главного иконостаса, за исключением образов местного ряда, написаны вновь.
С 1890 г. штат Воскресенской церкви утверждена диаконская вакансия и, таким образом, он состоял из священника, диакона и псаломщика. В 1916 г. церковь Воскресения Словущего при кладбище в Подольске имела следующее описание: «Зданием церковь из белого камня с таковою же колокольней, кроме приделов южного и северного, сложенных их кирпича…. Здание крепко, крыто железом, при нем каменная ограда с деревянной решеткой с двумя воротами».
Настоятелем храма в 1916 г. состоял о. Александр Васильевич Уразов, диаконом – Иоанн Петрович Честнов, псаломщиком – Василий Александрович Разумовский. Церковным старостой на трехлетие 1914-1917 гг. был избран подольский купец 48 летний Афанасий Алексеевич Солодков.
Годы революционной смуты, гражданской войны, гонений новых большевистских властей на православную веру и церковь не обошли и уездный Подольск. В городе еще в 1918-1919 гг. после декрета Советского правительства «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» (23 января 1918 г.) были закрыты домовые храмы при Подольской городской тюрьме и городских учебных заведениях, в общественных организациях, на фабриках и заводах снимали святые образа и запрещалось проведение религиозных собраний, отменялись преподавание Закона Божиего в школах и учебных заведениях, закрывались уездные монастыри, отбирались у приходских церквей причтовые постройки и земельные участки. Совдеп подписывал с приходскими советами договор о бесплатном использовании культового здания с находящимися там имуществом по описи. Наиболее ценные золотые и серебряные церковные украшения и богослужебные сосуды были изъяты из городских и уездных храмов местными властями во исполнение декрета голодающих». Члены причта и миряне, входящие в состав церковных советов, лишались избирательных прав и как «лишенцы» находились в совершенно бесправном состоянии перед большевистским Молохом. «Декларация» июля 1927 г. и последующая регистрация церковных общин Синодальной ориентации дала небольшую передышку перед началом беспримерных гонений на Церковь, которые новые власти задумали в конце 1920-х гг., объявляя «безбожную Пятилетку» и приступая к ликвидации Русской православной церкви в СССР.
В декабре 1928 – марте 1929 гг. в газете «Подольский рабочий» началась оголтелая клеветническая кампания против православной церкви в Подольске и уезде. Оскорбляя чувства верующих, своим объектом травли советские борзописцы выбрали общину Воскресенской кладбищенской церкви, готовя «общественное мнение» по заказу Подольского уездного исполкома и Горсовета к закрытию храма и устройству в нем «очага культуры» – краеведческого музея. Схема перепланировки православного храма под краеведческий музей с устройством революционного отдела в главном алтаре церкви – сохранилась в областном архиве как наглядный образец «культурной революции» новой эпохи.
Пленум Горсовета от 14 марта 1929 г. постановил: «Принимая во внимание настойчивое требование рабочих и трудящегося населения города о закрытии кладбищенской церкви и использование ее под культурное учреждение, результаты которого были освещены в газете «Подольский рабочий» в декабре 1928 г., в январе-феврале 1929 г. и это требование о закрытии церкви получило свое выражение включением помещений под музей краеведения, не могущего удовлетворить потребности трудящегося населения и разввернуть свою работу при все увеличивающемя количестве экспонатов, Пленум Горсовета постановляет: Во исполнение наказа избирателей и согласно циркуляра НКЮ РСФСР от 3.1 – 29г. параграф 1.п.2, кладбищенскую церковь закрыть, о чем просить Мос. Губисполком утвердить». Несмотря на обращение верующих в Комиссию по делам культов при ВЦИК, опротестовавшее решение Подольского Горсовета, церковь Воскресения словущего при городском кладбище была закрыта.
31 октября 1999 г. храм Воскресения Христова освятил Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении Архиепископа Можайского Григория и Епископа Видновского Тихона. В сентябре 2001 г. храм посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
В храме имеются иконы с частицами мощей Святителя Филарета, Святителя Иннокентия, Митрополитов Московских, блаженной Матроны, чтимая храмовая икона, которая находилась в храме до его закрытия – Иерусалимская икона Божией Матери. Продолжается благоукрашение храма – мастерами Палехской школы иконописи уже написаны и пишутся новые иконы.
http://www.podolskoe.ru/podolsk_voskr/main.htm

По писцовым книгам 1627 – 28 гг. Московского уезда, Молоцкого стана: «Данилова монастыря вотчина село Подол, Пехра тож, по обе стороны реки Пахры, да к тому ж селу припущено в пашню пустошь Стельникова да пустошь Трубицына, Родионова тож, на реке Пахре, а в селе церковь Воскресения Христова древянна, клетцки, в церкви образа и книги, и свечи, и на колокольнице колокола и всякое церковное строение монастырское и приходных людей; у церкви во дворе поп Афанасий Петров да с ним церковный дьячок Петрушка Игнатьев, во дворе пономарь Акинфейко Игнатьев, келья просвирницы, да на церковной земле бобыль; пашни церковные земли по 15 чети в поле, сена 12 копен…».
По приходным книгам Патриаршего казенного приказа под Боровскою и Перемышльскою десятинами за 1628 г. писалось: «церковь Воскресения Христова, на реке Пахре, в вотчине Данилова монастыря, дани 4 алтына, десятильничих гривна и 10 марта 1628 г. те деньги взято»; за 1635 г. – «в селе Подоле, на реке Пахре, данные деньги платил Давыдовы пустыни игумен Антоний».
По дозорным книгам Патриаршего казенного приказа 1680 г. значится: «10 августа князю Ивану Андреевичу Шелесшпальскому вотчины Данилова монастыря села Подолу церкви Воскресения Христова попа Акинфия Исакова сын его дьячок Васка сказал: церковной де земли у них во владении по 10 чети в поле, сена 30 копен, а остальною землею владеют того ж села крестьяне; а церковь Воскресения Христова в Перемышльской десятине».
В 1722 г. церковь Воскресения Христова деревянная.
По записным книгам исходящих бумаг Синодального казенного приказа за 1728 г. значится: «июля 4 числа запечатан указ о строении церкви, по челобитью Данилова монастыря, что при Москве, игумена Герасима с братьею, велено построить в вотчине их в Московском уезде, в селе Подоле, на старом церковном месте, вновь каменную церковь во имя Воскресения Христова, да в приделе Николая чудотворца; пошлин 6 алтын 4 деньги и 1 четь взято».
По переписным книгам Московского уезда в селе Подоле, Пехра тож, числилось в 1646 г. 40 дворов крестьянских, за 1678 г. – 41 двор и за 1704 г. – 71 двор крестьян и 7 дворов бобылей, в них 295 чел.
5 октября 1781 г. именным указом, данным Сенату, повелено открыть Подольский уезд, вследствие того переименовать городом село Подол. По открытии города построен был вновь дворец, дом присутственных мест, дом народного училища; обывательских домов дворянских 2, купеческих 47, священно-церковно-служительских 2, приказно-служительских 1, мещанских 52, торговых лавок 14, в которых производилась торговля разными мелочными товарами и съестными припасами, фабрика шелковая, на которой выделывалось в год до 15 000 шелковых платков и другой шелковой материи. Жителей в городе считалось 856 чел. Ярмарок не было, а торги бывали еженедельно по субботам.
Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII – XVIII ст.». Выпуск 8, Пехрянская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1892 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?