Подольск. Часовня Николая Чудотворца на Васильевском погосте.

Васильевский погост
Земли по Лопенке в домонгольскую эпоху находились на самой окраине Владимиро-Суздальского княжества, а населявшие их вятичи отличались особой приверженностью к язычеству. Они не принимали Христа и не крестились, хоронили покойников по языческому обряду в курганах вплоть до XIII века. Положение дел изменилось после татаро-монгольского нашествия, сильно подорвавшего устои прежней русской жизни. В правление святого благоверного князя Даниила Александровича (1276–1303 г.г.), великого основателя и устроителя государства Московского, население княжества стало жить на новых христианских началах. Сам князь был активным и успешным христианским просветителем земли московской, он заботился о строительстве церквей не только в Москве, но и во всех волостных и становых центрах княжеской власти на местах. Немаловажное значение при обустройстве управления княжеством приобрели и погосты традиционные места собрания сельских жителей для встречи с властями, для сдачи налогов, судебных разбирательств, на праздники, ярмарки и для молитвы. Твердой опорой власти святому Даниилу служила Русская Православная Церковь. Поэтому на погостах, особенно там, где ранее были языческие капища, ставили православные храмы. Медленно и постепенно изглаживались в памяти народной языческие верования и обряды, и русичи-московиты становились истинными христианами. С конца XIII в. курганы в Подмосковье почти не встречаются.
Погост Васильевский продолжал оставаться одним из местных родовых центров на средней Пахре. Свое название погост получил от построенного на месте древнего Велесова капища храма во имя святителя Василия Великого, память которого празднуется 1 января. Нетрудно догадаться, что это имя было созвучно старому названию места «Велесово» и призвано было, по мнению Церкви как можно быстрее и прочнее стереть память о боге Велесе, празднование которого приходилось близко к Васильеву дню. Если кульминацией колядских языческих Святок был Велесов день 6 января, то таковым стал Васильев день 1 января Святок Рождественских. На Васильевский погост в престольные праздники в XIV столетии могли бывать и благоверный князь Даниил, и его сыновья Юрий и Иван Данииловичи, и Симеон Гордый, и Иван Красный, и св. Дмитрий Донской. Позже, в XV–XVI в.в., при расширении Московского государства великокняжеские выезды на погосты прекратились и погосты стали, в привычно понимаемом ныне смысле, сельскими кладбищами со скромными церковками при них. Священники церкви Васильевского погоста на протяжении столетий окормляли приход припахринского левобережья село Васильевское с Ордынцами, Плещеевым, Бякантовым, Быковкой и Услонью, а позже и расположенные по Лопенке деревни Борисовское, Захарьино и Щербинка.
Построение Никольского храма
По-видимому, ближе к концу XIV или в XV в., во время подъема религиозного сознания русского народа и его борьбы за независимость от татаро-монгольских поработителей, на Васильевском погосте произошло чудо явления на водах Пахры образа святителя Николая Чудотворца Мирликийского. С почестями взятая из воды священниками и народом, икона с торжественными молебствами была перенесена в Васильевскую церковь, которая со временем, в виду чудесного события, была переосвящена в Никольскую церковь. Данное событие явилось знамением покровительства св. Николая жителям Прилопенского края и всем воинам, несущим оборону южных рубежей столицы при селе Васильевском и Бяконтовом Мысу на Большой Ордынской дороге. Чудотворный образ св. Николая «Лопенского» хранился в посвященном ему храме на погосте около 300 лет. В 1783 г. он был передан из обветшавшего храма в Знаменскую церковь с. Захарьина, в которой пребывал до её закрытия в 1940 г. Дальнейшая судьба иконы неизвестна. Представление о древнем образе дает фото с иконы св. Николая из издания И. Ф. Такмакова 1903 г., посвященного истории Никольского храма с. Стрелково XVII–XVIII в.в. Стрелковский резной деревянный с раскраской в иконописном стиле образ ок. 1703 г. представляет святителя в полный рост, стоящим прямо, в полном архиерейском облачении и в митре. В воздетых руках он держит модель храма (в левой руке) и большой меч (в правой руке) и напоминает (не во всем, впрочем), иконографию известного образа св. Николы «Можайского» XIV в., покровителя русских воинов в их борьбе с татаро-монгольскими захватчиками. Из исторических документов (по Холмогоровым) известно, что к началу XVII в. село Васильевское принадлежало Ф. А. Бутурлину (+1602 г.) и что в 1627 г. село вследствие разорения Смутной поры представляло собою «обезлюдившую пустошь» во владении боярина князя А. В. Голицына. С 1629 г. село во владении боярина В. П. Морозова. В 1649 г. его дочь старица московского Новодевичьего монастыря Феодосия Васильевна Морозова вновь построила на свои средства Никольскую церковь на Васильевском погосте.
Сохранилось следующее описание 1680 г. Никольской церкви 1649 г., просуществовавшей до рубежа XVIII–XIX в.в.: «Церковь Николая Чудотворца деревянная с трапезою рублена клецки, кругом до алтарей паперть, крыта тесом. В церкви Царские двери и столбцы, и сень писаны по золоту, местных икон: образ Спасителев, образ Пресвятой Богородицы «Знамение» в окладах; образ Николая Чудотворца; оклад, венец и фата басемные; образ Илии пророка, образ Трех Святителей: Василия Великого, Иоанна Златоустаго и Григория Богослова и священномученика Власия; образ московских чудотвор цев: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, деисусы ветхи, да 32 иконы шестилистные. В алтаре на престоле Евангелие покрыто бархатом зеленым, евангелисты серебряные резные, крест благословенный писаный на краске; за престолом образ Пресвятой Богородицы, венец и фата басемные, сосуды церковные серебряные, позолочены местами; кадило одно серебряное, одно медное, чаша водосвятная. Ризы тафтяные, оплечье камка на золоте; ризы полотняные, два подризника, двое поручи, патрахель атласная, два пояса. В церкви хоругвь, писано Воскресение Христово». В том же 1680 г. село было приобретено боярыней М. М. Грушецкой, которая из своих угодий пожаловала на содержание Никольской церкви «10 четей пашни в поле и в дву потомуж» (это около 20 га) земли и лугов на 10 копен сена ежегодно. В Васильевском окрестных деревнях тогда жило 70 душ мужского пола. В церкви служили попы Афанасий Андреев (1680–1682 г.г.) и Иаков Степанов (1709–1722 г.г.).
Во время Отечественной войны 1812 г. район с. Васильевское с его древней Ростовской дорогой вошел в маршрут знаменитого Тарутинского маневра фельдмаршала М. И. Кутузова, предпринятого главнокомандующим русских войск сразу после оставления Москвы с 5 по 21 сентября (по ст. стилю). Рвавшиеся из сожженной Москвы на плодородный российский юг французы, получили отпор от русских войск, ставших в ключевых местах на Пахре. Упорные кровопролитные бои происходили и на Бяконтовом Мысу у переправы через Пахру на древней Ростовецкой дороге. Здесь погибло немало русских воинов. Все они были с честью похоронены на кладбище Васильевского погоста близ Никольской церкви как герои-защитники Отечества.
В 1815 г., согласно распоряжению Московской Духовной консистории, деревянный Никольский храм на погосте был упразднен, Никольский престол переведен в Знаменско-Захарьинский храм вместе с прихожанами селений Плещеево, Борисовка, Ордынцы, Быковка и Бяконтово. На месте разобранной церкви в память о ней и здесь погребенных воинах устроена новая кирпичная Никольская часовня, приписанная к Знаменской церкви в Захарьино. В сохранившихся «Ведомостях о церкви» за 1880, 1881, 1882 г.г. в пункте 9 священник Николай Сироткин писал: «каменных построек, принадлежащих церкви нет, за исключением каменной Никольской церкви на Васильевском погосте».
Часовня, сложенная из кирпича и местного белого камня, была разрушена перед Великой Отечественной войной и разобрана на нужды жителей ближайшего сельца Плещеева. Захоронения на бывшем погосте прекращены в 1937 г.
Священник Николай Киселев «Исторические исследования»; https://subscribe.ru/archive/country.msk.podolsk/200607/23140445.html
В XVI-XIX в.в. здесь существовало село Васильевское с Никольским храмом, упразднённым в 1815 г. и вскоре разобранным. На месте церкви была построена каменная часовня, приписанная к церкви в Захарьино и разобранная в конце 1930-х — начале 1940-х г.г. В 2000-х г.г. вновь выстроена деревянная «входная» кубическая часовня под четырёхскатной кровлей с главкой, ныне приписана к Никольской церкви в Стрелково. Васильевский погост на Пахре при Лопенке является памятником археологии 1 тыс., XVII–XVIII в.в. Распоряжение Министерства культуры № 551-р от 23.11.2006.

https://svyatsy.org/churches/moskovskaya_oblast/podolskiy_rayon/vasilevskiy_pogost/chasovnya_nikolaya_chudotvorca_na_vasilevskom_pogoste/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?