Подмоклово. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Церковь Рождества Богородицы – редкий по красоте и оригинальности замысла художественный памятник, стоящий особняком в русской архитектуре XVIII в. Его объемная композиция, характер внутреннего пространства и декор с применением круглой скульптуры основаны на принципах западноевропейского барокко. Церковь построена в 1754 году в усадьбе Подмоклово по заказу князя Н. С. Долгорукова.
Кирпичный оштукатуренный храм с белокаменными деталями имеет форму двусветной ротонды, перекрытой сферическим куполом с люкарнами и завершенной массивным световым барабаном. Ротонду окружает шестнадцатипролетная аркада, увенчанная полными экспрессии фигурами апостолов, стоящими по оси пилонов. Большое место в декоре памятника занимает отлично выполненная резьба по камню. Она заполняет плоскость пилястр и образует рельефный фриз во втором ярусе ротонды. Резьба покрывает кронштейны оконных сандриков и обрамление люкарн. Интерьер храма, соответствующий богатству внешнего убранства, обработан пилястрами, несущими крепованный карниз.

Храм Рождества Богородицы является одним из наиболее интересных сооружений петровской эпохи, воплотивший в себе черты западноевропейского барокко. Поставленный на высоком берегу Оки кирпичный храм представляет собой двусветную ротонду, перекрытую высоким куполом и завершенную световым барабаном. Массивный циллиндрический объем храма окружен открытой аркадой, соединенной с ним системой крестовых сводиков. По осям пилонов аркады, над карнизом на высоких тумбах-постаментах венчающей балюстрады поставлены фигуры 12-ти апостолов и 4-х евангелистов. Этот храм является наиболее ранней из дошедших до настоящего времени от всей первой половины XVIII в. ротонд. Автор проекта неизвестен, по некоторым предположениям им является итальянский архитектор Карло Фонтано.
Начало строительства храма датируется 1714 г. Именно в это время князь Григорий Федорович Долгоруков (1656-1723) — сенатор, полномочный посол России в Польше, приступает к осуществлению своего замысла — созданию храма-ротонды в своем имении в с. Подмоклове.
По смерти Г.Ф. Долгорукова имение в Подмоклове переходит к его сыну — дипломату, тайному советнику князю Сергею Григорьевичу Долгорукову, продолжившему строительство храма. Но после смерти императора Петра II, благоволившего к Долгоруковым, и воцарении императрицы Анны, все их семейство попало в опалу. Князь С.Г. Долгоруков был сослан, а его имения арестованы. 26 октября он был казнен, так как открылось дело о его участии в составлении подложного завещания императора Петра II. Строительство храма надолго прекратилось, его закончил сын Сергея Григорьевича, владелец возвращенного императрицей Елизаветой Петровной с. Подмоклово, князь Николай Сергеевич Долгоруков. Храм был освящен в 1754 г. С 1860-х гг. усадьбой владели Васильчиковы.
В книге «Приходы и церкви Тульской епархии» (Тула, 1895 г.) сообщается: «Когда возник приход, неизвестно, но существующий ныне каменный храм во имя Рождества Пресвятыя Богородицы построен в 1754 г. на средства князя Николая Сергеевича Долгорукова, а возобновлен в 1883 и 1893 годах. Особо чтимою иконою в нем почитается древняя икона Владимирской Божией Матери, в честь которой, по случаю избавления от холеры в 1848 г. ежегодно 23 июня после утрени совершается крестный ход».
В 1915 г. в храме служил 1 священник и псаломщик. В клировых ведомостях за 1860, 1898, 1915 гг. записано: «Каменное здание церкви с престолом во имя Рождества Богородицы с. Подмоклово построено в 1754 г. кн. Н.С. Долгоруковым. Вместо деревянной колокольни, устроенной на столбах, строилась каменная колокольня с предназначением в нижнем этаже придельного храма во имя Владимирской Божией Матери». В советское время храм был закрыт и использовался под хозяйственные нужды. В 1980-х гг. на государственные средства был произведен внешний ремонт. С 1993 г. возобновлена приходская жизнь.
Информация с сайта www.pserpuhov.ru/blagochinie/hrami/podmoklovo/

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (1714-1722) — яркая представительница итальянского барокко. Она была выстроена по заказу князя Игоря Фёдоровича Долгорукова.
Объём храма в виде двухсветной купольной ротонды окружён в первом ярусе открытой арочной галереей, превращённой на уровне второго света в балкон с балюстрадой. Опоры галереи снаружи декорированы каннелированными пилястрами ионического ордера. Пилястровый мотив получил дальнейшее развитие на теле ротонды, где ритмично чередуются оконные проёмы и плоские силуэтные наличники красивого рисунка, завершенные лучковыми или ломаными сандриками. Развитой фриз богато декорирован головками ангелов и гирляндами. Изысканное архитектурное убранство дополняет тонкая профилировка карнизов и архивольтов арочных проёмов галереи. Купол с повышенной стрелой подъёма прорезают световые и ложные люкарны, и завершает световая глава, перекрытая куполом.
После 1816 года рядом с церковью была возведена колокольня и каменная ограда, но эти архитектурные сооружения не сохранились, так же, как и усадебный дом, руины которого неподалёку. Неповторимым украшением церкви являются 12 скульптур святых, установленных на балюстраде над галереей. Это довольно редкое применение круглой скульптуры в православном строительстве. Ещё в 1970-е годы пять скульптур евангелистов были сброшены с парапета, и только сейчас, благодаря усилиям реставраторов восстановлены.
Церковь, 300 лет назад построенная итальянским мастером, по итальянским чертежам, точная копия церквей Италии, выделялась на фоне традиционных канонических русских церквей и в разные моменты истории это ее отличие по-разному сказывалось на ее судьбе.
До 1937 г. церковь была действующей, потом в ней сделали зернохранилище, в 1975 г. в церковь пришли реставраторы и пробыли в ней 15 лет, в 1992 г. церковь передали Епархии, в 1996 г. в ней прошла первая служба…
Непонятно, кто смог нанести церкви больших разрушений — реставраторы или местные жители, но факт очевиден. Церковь гибнет, причем стремительно. Доведенные нищетой до крайней черты люди в одну ночь сняли с крыши все медное покрытие… поставленные на его замену оцинкованные листы пришили кое-как и вода теперь заливает все, что только может… Конструкция справа от входа в церковь, наводит на мысли о кино – это «гуманитарная помощь» с расположенных неподалеку мосфильмовских дач. Они хотели помочь восстановить церковь, привезли этот «режиссерский кран», собирались в следующие выходные поставить его на рельсы, но за неделю с крана местные жители поснимали все приборы, все медные штучки-провода… так и стоит этот кран теперь ржавеет, никому ни для чего уже не нужный…
Раньше рядом с церковью стояла колокольня, фундамент и низ были отделаны редкостными сортами черного мрамора – ничего не осталось.. на ее месте сейчас лежит только куча бетонных блоков, их много лет назад завезли на реставрацию и так и лежат они с тех пор, обрастают «стариной». Внутри церкви практически ничего не сохранилось. А ведь была богатейшая церковь, в ней первой было сооружено отопление, причем обогревались даже полы! Иконостас был выполнен из красного дерева, уникальные иконы, уникальные росписи… Все уничтожено или исчезло в неведомом направлении». В настоящее время, глядя на церковь трудно сказать, что она действующая… Один священник служит по очереди в ней и в Лукьяново, объясняет, что нет прихода…
«В этих местах проездом часто бывал Лермонтов, однажды он нанес оскорбление жившему тут помещику, написал на него злобное стихотворение, тот не остался в долгу — заказал картину изображающую Лермонтова на страшном суде, в аду. Вы спросите, а что тут такого, где взаимосвязь? Да просто на этой картине изображена именно эта церковь!»
«В музей Лермонтова находящийся при Николаевском кавалерийском училище поступило несколько новых предметов, относящихся к памяти великого поэта. От Бахрушина из Москвы получен фотографический снимок с картины, находящейся в церкви села Подмоклова близ Серпухова, Московской губ., изображающей страшный суд. Среди грешников в аду изображен Лермонтов».
Побывали мы в ней 14.07.07. Церковь красивая, необычная, в общем, для наших краев уникальная. Удалось зайти внутрь, где увидели безрадостную картину. От росписей на стенах практически ничего не осталось, но есть фанерный иконостас с иконами написанными в Протвинской иконописной мастерской и чудом сохранившаяся икона 18 века. Женщина, которая нас пустила внутрь, рассказала печальную историю этой иконы. В советское время икона использовалась как настил, для перехода через болота детдомовцами. Потом местная жительница забрала ее к себе домой и долгое время там ее хранила. Когда начались в церкви возобновились богослужения, женщина вернула икону в храм. Самое удивительное, что икона находится в хорошем состоянии несмотря на свою тяжелую судьбу.
В основном информация с сайта www.geocaching.su/?pn=101&cid=278#

Первое упоминание о церкви Рождества Богородицы в селе Подмоклом – старинной вотчине князей Голицыных, содержится в тарусских писцовых книгах 1628/29 годов. Там церковь значится как «деревяна клецки», с приделом святителя Николая, построенная и украшенная вотчинником. Видимо позднее в XVII в. вместо неё возник тоже деревянный Богородицерождественский храм, без приделов, упомянутый в 1735 г. как совсем обветшавший; стоял он в центре села, чуть южнее существующего ныне.
В 1714 г. очередным владельцем села Подмоклово князем Григорием Фёдоровичем Долгоруковым (1656/57-1723) было получено разрешение местоблюстителя патриаршего престола митрополита Рязанского и Муромского Стефана (Яворского) на постройку каменного усадебного храма. Строительство, осуществлённое московскими каменщиками: сначала артелью Андрея Опурина под наблюдением пленного шведа Лоренца фон Фикина, а с 1718 г. — артелью Ивана Каландина под руководством иноземца Андрея Шульца — завершается к весне 1720 г. Летом того же года храм был украшен белокаменными скульптурами и рельефами: трудами московской артели резчиков во главе с Иваном Афанасьевым Зиминым.
По смерти князя Г.Ф. Долгорукова село Подмоклово перешло к его сыну Сергею – как видно, не проявлявшему интереса к постройке. За тем следовало царствование Анны Иоанновны (1730-1740) – когда всё семейство кн. Долгоруковых было предано опале. В 1741 г. внук храмоздателя кн. Николай Сергеевич Долгоруков вновь вступил во владение селом — и по его просьбе церковь в Подмоклово была освящена в 1754 г.
Архитектура Подмокловского храма — замечательный по согласованности форм образец ротонды: круглого, центрического здания, тип которого известен со времён античности и был возобновлён в ренессансном зодчестве Флоренции и Рима. Владелец села Подмоклово князь Г. Ф. Долгоруков в 1697-1699 гг. совершил путешествие в Италию, откуда он мог вывезти план круглого храма, который упоминается в контрактах князя со строителями. Этот план мог быть связан с неосуществлённым храмом Церкви Торжествующей на арене римского Колизея: своеобразным мемориалом в память раннехристианских мучеников, который проектировался зодчим Карло Фонтана в 1676-1700 гг.
Согласно замыслу Фонтана, храм-ротонда, почти идентичный по формам подмокловскому, должен был замыкать овал арены амфитеатра по продольной оси. Однако в Колизее паперть в виде полукольца окаймляла ротонду лишь с западной стороны — и переходила в арочную колоннаду, полностью обходящую всю арену: 42 колонны по числу канонизированных мучеников Колизея — статуи которых, венчавшие эти колонны, были бы обращены на арену, место их подвига. В Подмоклово сходный по форме мотив разрешается совершенно противоположным образом: паперть-аркада не ограждает замкнутое пространство, а служит общим пьедесталом для 16-ти статуй апостолов и евангелистов — глядящих во все стороны, обращённых безмолвной проповедью к окрестному миру. Замечательная согласованность классических форм с окским пейзажем заставляет думать, что иноземный проект ротонды был талантливо завершён уже в России; возможно, что самим князем Г.Ф. Долгоруковым — которого, между прочим, считают автором русского трактата 1699 г. по итальянской архитектуре, хранящегося в РГАДА.
Программа скульптурного декора подмокловского храма также, видимо, имеет местное происхождение. Резные украшения верхнего: небесного — яруса церковного здания: гирлянды плодов — изображают райский сад. Все окна и боковые двери храма осеняют изображения херувимов: напоминание о страже, которого Бог после грехопадения Адама и Евы поставил на пути к древу жизни. Лишь главные западные врата свободны от ангельского караула; именно здесь — единственный доступ к вечной жизни, открытый для людского рода Рождеством Богородицы (посвящение храма) и будущим приходом в мир Спасителя.
Статуи над церковной папертью по сути — пластическое завершение её шестнадцати подпорных столпов. Объёмы фигур устойчивы и монолитны; экспрессивные жесты традиционны для стиля барокко, однако в облике святых подмокловского храма, мы не найдём несколько взвинченной барочной патетики. И по пропорциям, и по объёмно-пластическим характеристикам статуи из Подмоклово представляют единый ансамбль с архитектурою храма; и там, и здесь в основе всего — размеренная ясность и сдержанное достоинство — наследие эпохи Возрождения. Вероятно, именно шестнадцатиричная структура исходного плана здания подсказала здесь выбор персонажей: 12 апостолов + 4 евангелиста. Фигуры на галерее паперти, как и все формы подмокловского храма — композиционно и пластически равноправны. При этом статуи особо чтимых святых отмечают три входа в церковь: главный, западный вход обрамляют изображения первоверховных апостолов Петра и Павла, а статуи четырёх евангелистов размещались по сторонам южного и северного входов в храм.
Хотя близ Подмоклово находятся собственные залежи белого камня, для декоративных работ сюда был доставлен мячковский известняк — из древних каменоломен в районе Домодедова. Мелкопористый мячковский камень недаром был любим русскими резчиками и распространился от Владимира до Астрахани. Подобно древесине, он вязок, но податлив резцу; лёгок и довольно прочен; морозостоек. В Подмоклово скульптурные работы велись прямо на месте строительства (близ храма были найдены бракованные блоки известняка).
Главной святыней подмокловского храма считалась Владимирская икона Богоматери: в особенности за избавление местной округи от холеры в 1848 г. — в память чего ежегодно 23 июля совершался крестный ход.
В 1875 г. храм возобновил церковный староста Тимофей Иванович Каштанов – очевидно бывший уроженцем села Подмоклово, впоследствии ставший серпуховским I гильдии купцом, владельцем Суконной фабрики, исполнявший также обязанности церковного старосты при городском храме свт. Николая в Бутках. При этом в видах лучшего его отопления, были заложены арочные проёмы кольцевой паперти (кроме алтарной части). В 1882 г., на средства того же Т.И. Каштанова, храм был расписан, а в церковном притворе появилась картина «Страшный суд», получившая скандальную известность из-за портретного сходства изображённого там грешника с поэтом М.Ю. Лермонтовым (ныне – в Государственном музее истории религии в С.-Петербурге). В 1893 г. храм вновь отремонтирован на средства тогдашнего старосты церковного, серпуховского купца, владельца Суконной фабрики в Серпухове Василия Ивановича Каштанова.
С 1785 г. рядом с храмом строилась колокольня, в 1853 г. нижний её этаж был предназначен под придельный храм Владимирской иконы Божьей Матери. В 1898 г. оставшаяся незавершенной, колокольня эта была разобрана по ветхости. В 1903 г. при храме сооружена каменная звонница, разобранная в хозяйственных целях в 1930-е гг.
С 6 января 1930 г., в связи с новым административно-территориальным делением, с. Подмоклово было отнесено к Серпуховскому району Московской области. Богослужение в подмокловском храме регулярно совершалось вплоть до 1936 г., но в 1940 г. храм был уже закрыт – должно быть, в связи с арестом местного священника о. Иоанна Александровича Раевского: 28 ноября 1937 г.
В начале 1980-х гг. церковное здание подверглось посягательству неизвестных вандалов, разрушивших 5 из 16 украшавших храм статуй. Эти последние в 1988-1995 гг. были восстановлены специалистами Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э. Грабаря А.С. Антоняном, Ю.А. Любченко и В.А. Черемхиным и ныне хранятся в Серпуховском историко-художественном музее. Сейчас на их места готовятся достойные копии.
В 1983-1994 гг. здание храма восстанавливалось силами треста Мособлреставрация – причем были заново открыты арки кольцевой паперти.
С 1992 г. храм Рождества Богородицы в Подмоклово возвращён Русской Православной Церкви.
Пилипенко А. Д., старший научный сотрудник СИХМ. tsobor.ru/?p=1436

27 июня 2016 года. Пять оригинальных скульптур XVIII в. привезены из мастерской в храм Рождества Богородицы в Подмоклове. Вскоре сюда привезут ещё шесть статуй, которые будут временно находиться внутри церкви. Предположительно, в будущем уникальные статуи разместят в близлежащей усадьбе, которую планируется восстановить. В настоящее время ротонду храма украшают точные бетонные копии скульптур. Увидеть оригиналы можно во время службы (с 16.00 по субботам и с 9.00 до 11.00 по воскресеньям).
Источник: http://oka-info.ru/news/article/26617/

Первое упоминание села Подмоклово относится к 1628 году — в соответствующем документе говорится о том, что за Голицыными значится «старинная из вотчина село Подмоклое на реке Оке, а в нем церьковь деревяна клецки во имя Рождества Пресвятыя Богородицы да придел великого чудотворца Николы». Кстати, эта деревянная церковь, предназначенная к сносу на дрова после возведения каменного храма, простояла тем не менее как минимум до 1770 года, и, более того, в ней как в тёплом храме в зимнее время совершались богослужения, ибо каменный храм-ротонда оставался холодным.
В последней трети ХVII века Мария Ивановна Голицына вышла замуж за князя Григория Федоровича Долгорукова (1637-1723), которому Подмоклово досталось в качестве приданого. В 1697 году он в числе 39-ти стольников отправился в Италию для изучения военно-морского дела и провёл там два года. По возвращении выполнял дипломатические поручения Петра — дела ему не позволяли появляться в своей вотчине, но в 1714 году выдался вынужденный перерыв. Вероятнее всего, некая дипломатическая оплошность вызвала недовольство Петра, и князя Долгорукова отозвали в Россию, предписав ему пребывать безвыездно в своей подмосковной вотчине. В 1716 году его дипломатические умения вновь понадобились царю, и долгоруковская «ссылка» завершилась новыми назначениями. Вот в эти-то два года его «сидения» на Оке и уместилось начало строительства невиданного доселе на Руси храма.
Приступая к строительству каменной церкви Рождества Пресвятой Богородицы в своём имении, Долгоруков ориентировался на ренессансные образцы, попытавшись укоренить — вполне в духе Петра Великого: одним махом, волевым действием, без оглядки на прошлое! — поразившую его гармоническую красоту зодчества эпохи Высокого Возрождения у себя на родине. Разрешение на строительство каменного храма в Подмоклове дал митрополит Стефан Яворский, ближайший соратник Петра I. Контракт на строительство храма был заключён весной 1714 года, однако строительство шло довольно трудно. Первая артель из села Красного Костромского уезда здание построило быстро, но непрочно, и вина в том была, судя по всему, не русских мастеров, а иноземного зодчего. Как бы ни было, к моменту (9 октября 1714 года) подписания Петром указа, запрещавшего каменное строительство везде в России, кроме Петербурга, подмокловская церковь уже стояла — но стояла, увы, не долго. Крепостной князя Долгорукова сообщал своему хозяину в 1716 году, когда Григорий Фёдорович уже покинул Подмоклово, что стены дали «расседины», однако новый руководитель работ «голандской земли иноземец Елизарий Давыдов сын Крафорт» заявил, что от них «той церкви никакого повреждения не будет», — в результате возведённый «вчерне» храм рухнул, после чего выяснилось, что Крафорт обманул заказчика, взявшись за непосильную работу: «назвался архитектором, а ныне слышно оной заморец был каменщиком».
Князь Долгоруков обратился к царю с просьбой разрешить ему продолжить строительство — сохранились его письма 1717 года с подобными ходатайствами. И, вероятнее всего, чаемое разрешение получил — Пётр обычно дозволял закончить строительство каменных зданий, начатое до его запретительного указа. Известно, что в том же 1717 году был заключён контракт с прежним подрядчиком Андреем Опуриным, однако ярославская на это раз артель со своей задачей не справилась, и в мае 1718 года за дело взялись московские каменщики из артели Ивана Каландина, а строительные работы — по прежнему же проекту возглавил новый иноземец: некий капитан Андрей Шульц, руководивший на протяжении нескольких следующих лет не только собственно строительством храма, но и его отделкой. Наконец-то выбор исполнителя оказался удачным — мы не знаем, когда было окончено возведение храма, но тот факт, что в 1720 году московский резчик Иван Афанасьев сын Зимин «с товарищи» подрядился в течение лета церковь украсить каменной резьбою и изготовить шестнадцать скульптур апостолов и евангелистов для их размещения на балюстраде, указывает — Богородице-Рождественский храм к этому времени был готов. Скульптуры резали из знаменитого мячковского белого камня, завезённого в Подмосковье ещё в 1719 году. Казалось бы, дело сделано — ан нет, не имелось иконостаса, церковной утвари, и оставались недоделки, которые, по обыкновению, доделываются долго.
В 1723 году Григорий Фёдорович скончался. Его сыновья к Подмоклову быстро охладели, их теперь вела генеральная идея выдать замуж за Петра II внучку Григория Фёдоровича Екатерину и, породнившись с Романовыми, подняться на самую вершину власти. Семейство Долгоруковых ждала катастрофа: все они, лишённые званий и имущества, отправились в сибирскую ссылку, а Подмоклово было отписано «на ее императорское величество». Лишь при императрице Елизавете Петровне, освободившей оставшихся в живых Долгоруковых, село вернулось к своим прежним владельцам, точнее — к внуку строителя Богородице-Рождественского храма Николаю Сергеевичу Долгорукову, который, снабдив его необходимой утварью, подал в Синод прошение об освящении церкви, почти сорок лет стоявшей «без пения»! Синод это прошение удовлетворил. Согласно одной из легенд, подмокловский храм должны были специально освятить к будто бы предполагавшемуся в нём венчанию царя-отрока Петра II и Екатерины Долгоруковой, внучки строителя церкви.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы представляет собой в плане идеальный круг, то есть перед нами «чистая» ротонда, отсылающая к лучшим образцам ренессансной архитектуры. В процессе изучения подмокловского памятника предпринимались попытки связать его с барочными храмами эпохи, однако все они оказались неудачными, — ныне считается очевидной его «генеалогическая» связь с великими призведениями итальянского Возрождения; с ним Г. Ф. Долгоруков познакомился во время своего вояжа по Италии. И был очарован. Прямые прототипы подмокловского храма отыскиваются гораздо раньше: это, во-первых, храм, изображённый на картине Рафаэля «Обручение Марии» (1504), и во-вторых, храм (известный как Тьемпетто), построенный в 1502-1510 годах Доманато Браманте в Риме на месте казни святого апостола Петра. Здесь стоит заметить, что Рождественский храм смотрится прямой репликой упомянутой римской церкви.
В подмокловском храме мы видим двусветную ротонду, окружённую в нижнем ярусе идеальной палладианской арочной галереей, а вверху увенчанную мощным куполом с люкарнами, на который поставлен световой барабан с ещё одним полусферическим куполом. Массивный купол оживляется рядом люкарн — с чередованием, как и на других уровнях, световых (квадратных) и ложных (круглых) проёмов; их наличники украшены резным кружевом, выше — лаконичный барабан с восемью высокими окнами и ещё один купол, полусферической формы. Декоративное убранство храма не чрезмерно, но «по-итальянски» гармонично. Верхний «небесный» ярус здания: фриз и пилястры восьмерика, наличники, постаменты статуй среди балюстрады украшены гирляндами плодов — образ изобильного, неувядающего райского сада, и в тоже время укреплённого, строго охраняемого града (херувимы над северным и южным входами и над сквозными и ложными окнами восьмерика — по сути своей, обереги)». Удивительна система окон подмокловского храма. На трёх уровнях (за исключением барабана, где окна — световые) чередуются световые и ложные оконные проёмы, различающиеся меж собой по форме — это разнообразие складывается в неожиданную гармонию. Особенно хороши окна второго света с изысканными наличниками, завершёнными сандриками. «Цилиндр» храмового здания на уровне первого света окружает двенадцатипролётная ренессансная аркада безупречной формы, соединённая с основным объёмом крестовыми сводами. Арки выделены пилястрами с капителями. Вообще, арка и пилястра — основные архитектурные элементы храма, сообщающие ему необыкновенную воздушность. Арочную галерею венчает балюстрада: на её тумбах, по осям пилонов аркады, были установлены фигуры двенадцати апостолов и четырёх евангелистов. Разместить здесь скульптуры Г. Ф. Долгоруков успел вовремя — уже в 1722 году появился указ Синода, запрещающий «иметь в церквах иконы резные, или истесанные, издолбленные, изваянные», ибо «в Россию сей обычай от иноверных, а наитаче от римлян и им последующих, порубежных нам поляков вкрался». В начале 1980-х годов неизвестные злоумышленники сбросили пять фигур на землю. Те раскололись на части — впоследствии их удалось восстановить, до недавнего времени они находились в серпуховском Троицком соборе. Остальные одиннадцать скульптур в 1984 году, на время реставрационных работ, были сняты; в 1992 году их поставили обратно, но в достаточно произвольной последовательности. По окончании реставрации храма были изготовлены копии, котрые ныне украшают храм на Серпуховской земле.
Богородице-Рождественская церковь выстроена из крупного кирпича, которого на здание пошло 200 тысяч штук. Размеры храма-ротонды: высота с крестом — более 32 метров, высота до вершины купола — около 28 метров, высота аркады — около 5 метров; «внешний» диаметр — около 23 метров, «внутренний» диаметр (собственно церковного помещения) — чуть больше 13 метров.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №145, 2015 г.

Каменная церковь Рождества Богородицы в деревне Подмоклово Московской области – двусветный храм-ротонда, построенный в начале XVIII в. в усадьбе князя Григория Долгорукова, наиболее ранняя из дошедших до настоящего времени ротонд, воплотившая в своей архитектуре черты западноевропейского барокко.
Впервые храм Рождества Богородицы «в Подмоклом», являвшемся старинной вотчиной князей Голицыных, упоминается в тарусских писцовых книгах за 1628–1629 г.г. Согласно этому документу, «деревяна клецки» церковь с приделом святителя Николая была построена и украшена вотчинником. Видимо, в том же XVII столетии, позднее, вместо нее была построена новая Богородице-Рождественская церковь, тоже деревянная.
К началу XVIII в. Подмоклово перешло во владение князей Долгоруковых, став крупнейшим из их подмосковных имений. Долгоруковы не были прямыми потомками князя Юрия Владимировича, вошедшего в историю как основатель Москвы, а вели свою родословную от Рюрика по ветви черниговских князей. Основателем этого рода был князь Иван Андреевич Оболенский (XIV или XV вв.), получивший за мстительный нрав прозвище Долгорукий. Его потомков стали называть Долгоруковыми. С XVI века представители этой фамилии служили при московском дворе на важных постах в гражданском и военном управлении.
1 мая 1714 г. очередной владелец села Подмоклово князь Григорий Фёдорович Долгоруков (1657–1723) заключил контракт с каменщиками: подрядчик из Московской Каменной слободы Андрей Опурин и крестьяне села Красного Костромского уезда Василий Александров «с товарищи» (всего двадцать два работника) подрядились построить «из ево товару в Таруском уезде в селе Подмоклом церковь по церклю круглую по чертежю, по повелению иноземца Лоренца фон Фикина». Из этой записи следует, что Лоренц фон Фикин стал руководителем строительства, однако не обязательно являлся автором проекта, который был, скорее всего, западноевропейского происхождения. Позднее, в челобитной 1716 г. Лоренц фон Фикин, первый руководитель строительства, назван шведским квартирмейстером. Вероятно, этот специалист был шведским военнопленным. Интересно, что в XVII – первой четверти XVIII в.в. выходцами из села Красного был построен целый ряд зданий в Москве и окрестностях. 23 июля Г. Ф. Долгоруков получил разрешение митрополита Рязанского и Муромского, местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского на строительство каменной усадебной церкви.
Осенью 1714 г. только начатые строительные работы были остановлены из-за указа Петра I, изданного 9 октября, согласно которому под страхом ссылки и конфискации всего имущества «на несколько лет» в России запрещалось каменное строительство кроме Санкт-Петербурга. Целью указа было ускорение застройки новой столицы государства. В 1717 г. Долгорукову удалось получить государево разрешение на «достройку» храма в Подмоклове. Основные строительные работы к этому времени были уже завершены, что подтверждается архивными материалами. В челобитной 1716 г. крепостной князя Г. Ф. Долгорукова Андрей Рыжиков сообщал, что стены церкви, выстроенные в 1714 г. фон Фикиным, дали «расседины». Новым руководителем строительства был назначен «голанской земли иноземец Елизарий Давыдов сын Крафорт», который посчитал эти повреждения неопасными для строящегося здания. Однако сооружение вскоре развалилось, а назвавшийся архитектором Крафорт оказался самозванцем.
28 мая 1717 г. князь Григорий Долгоруков снова заключил контракт с артелью Андрея Опурина, начинавшей строить храм в 1714 г., и с ярославским каменщиком Алексеем Дмитриевым «с товарищи». Сумма за работу, в сравнении с первоначальным контрактом, была увеличена, но с поставленной задачей артель не справилась. Вероятно, сказалось отсутствие архитектора.
5 мая 1718 г. был заключен новый контракт – с артелью московского каменщика Ивана Каландина, имевшего к тому времени большой опыт строительства каменных зданий. Руководство строительными работами было возложено на иноземца Андрея Шульца. Подрядчики обещали за строительный сезон возвести церковь из кирпича, заказанного за несколько дней до этого, 29 апреля, московским мастерам Трофиму Захарову и Мине Игнатьеву. 27 сентября был сделан заказ Максиму Васильеву, крестьянину села Нижнее Мячково, на партию белого камня (известняка) для украшения храма скульптурами. Известняк был поставлен к 19 мая 1719 г.
9 апреля 1720 г. был заключен контракт с артелью резчиков под руководством московского мастера Ивана Афанасьева Зимина на украшение храма резьбой и скульптурами 12 апостолов и 4 евангелистов по имеющимся рисункам. Наблюдение за работой резчиков, которая должна была быть выполнена в течение лета, осуществлял все тот же Андрей Шульц. Вероятно, украшение белокаменным декором церкви в Подмоклове было завершено в установленные сроки, в теплый сезон 1720 г., и во всяком случае, не позднее весны 1722 г., т.к. 21 мая этого года постановлением Святейшего Синода было запрещено иметь «в церквах иконы: резные, вытесанные, изваянные…».
15 августа 1723 г. Григорий Фёдорович Долгоруков умер, не дожив до освящения церкви. К этому времени здание было фактически построено, оставалось только установить двери и окна, завершить столярные работы, установить иконостас и снабдить храм иконами. Окончания этих работ церковь ждала более 30 лет. Унаследовавший Подмоклово от отца Сергей Григорьевич Долгоруков не проявлял к находящемуся на последней стадии постройки храму никакого интереса.
После воцарения на троне в 1730 г. императрицы Анны Иоанновны Долгоруковы попадают в опалу. Село Подмоклово в числе других вотчин Долгоруковых переходит в дворцовое ведомство. В 1741 г., после смерти Анны Иоановны и воцарения Елизаветы Петровны, реабилитированным Долгоруковым были возвращены их бывшие поместья, в том числе подмосковное Подмоклово, владельцем которого становится Николай Сергеевич Долгоруков, внук Г. Ф. Долгорукова. При нем были завершены все строительные и отделочные работы, установлен иконостас, церковь снабжена необходимой утварью. В 1754 г. Николай Сергеевич подал прошение в Синод об освящении храма. В том же году церковь была торжественно освящена во имя Рождества Пресвятой Богородицы, как и старый деревянный храм, стоявший на площади к западу от новой церкви и к этому времени, видимо, пришедший в полную ветхость.
По данным на 1779 г., имение Подмоклово находилось во владении Алексея Ивановича Затрапезного. Вероятнее всего, после смерти единственного сына Н. С. Долгоруков продал имение А. И. Затрапезному. В 1785 г. рядом с церковью началось строительство колокольни, нижний ярус которой должен был стать придельным храмом Владимирской иконы Божьей Матери. В 1898 г. так и незавершенную колокольню разобрали «по ветхости».
В разное время Подмоклово принадлежало разным хозяевам. В 1830-х г.г. селом владели Тютчевы, с 1840-х г.г. – Васильчиковы.
В 1875 г. храм Рождества Пресвятой Богородицы был возобновлен на средства уроженца села Подмоклово церковного старосты Тимофея Ивановича Каштанова. В 1882 г. на его же деньги церковь была расписана, в притворе написана картина «Страшный суд», впоследствии получившая скандальную известность: один из изображенных на ней грешников имел портретное сходство с М. Ю. Лермонтовым. Особо чтимой иконой в подмокловской церкви была древняя икона Владимирской Богоматери, в ее честь по случаю избавления в 1848 г. от холеры 23 июня ежегодно совершается крестный ход.
В 1883–1893 г.г. в Богородице-Рождественском храме провели ремонт, в ходе которого была заложена часть арочных проемов и галерей, в стенах пробиты каналы калориферного отопления. На рубеже XIX и XX в.в. была утрачена балюстрада над карнизом круговой аркадной галереи. В 1903 г. при церкви соорудили каменную звонницу (разобрана в 1930-х г.г.).
В конце XIX в. в приходе числилось 525 мужчин и 575 женщин из села Подмоклово и сельца Прокшино. По сведениям на 1915 г., причт храма состоял из одного священника и псаломщика.
С 1894 по 1917 г.г. Подмоклово принадлежало серпуховскому фабриканту П. И. Рябову, ставшему последним владельцем села. В первые десятилетия после Октябрьской революции 1917 г. церковь Рождества Богородицы оставалась действующей, в отличие от многих других храмов. Богослужения в ней проводились вплоть до 1936 г. Но 28 ноября 1937 г. был арестован священник подмокловского храма Иоанн Александрович Раевский, после чего церковь закрыли. 3 декабря того же года И. А. Раевский был приговорен тройкой при УНКВД СССР по Московской области к 10 годам ИТЛ. В дальнейшем здание стали использовать под хозяйственные нужды, в нем устроили зернохранилище.
В начале 1980-х г. вандалами были разрушены 5 из 16 статуй, украшавших храм. В 1988–1995 г.г. специалисты научно-реставрационного центра им. И. Э. Грабаря восстановили разрушенные скульптуры. Восстановленные статуи были переданы на хранение в Серпуховский историко-художественный музей, а в 2016 г. возвращены храму и установлены на свои первоначальные места.
В 1983–1994 г.г. здание Богородице-Рождественской церкви реставрировалось сотрудниками треста «Мособлреставрация». Отреставрированный храм предстал с вновь открытыми арками кольцевой паперти. В церкви планировали организовать музей скульптуры, но уже в 1992 г. ее передали Русской Православной церкви. С 1993 г. храм вновь стал действующим.
По своему архитектурному стилю церковь Рождества Богородицы в Подмоклове является замечательным примером круглого храма-ротонды. Здания подобного типа с раннехристианских времен служили либо храмами-баптистериями (крестильнями), либо мемориальными церквями в память мучеников. Формы подмокловской церкви гармоничны и ясны, в этом отношении подобных памятников петровских времен нет ни в Петербурге, ни в Москве.
Круглый постамент цоколя возносит приземистый и собранный восьмидольный объем храма, завершенный плавно круглящимся куполом, просторным световым барабаном и ажурным крестом. Центральный объем окружен кольцом паперти на шестнадцати столбах. Эта галерея из изящно рифмованных арок вместе с окнами восьмерика, люкарнами купола и световыми проемами барабана придает сооружению особую легкость. Ключевые пункты храма-ротонды – алтарь с восточной стороны, входы с западной, северной и южной сторон – ничем не выделены, все стороны здания равноправны, его пластика открыта на все стороны света.
Центральное ядро Богородице-Рождественской церкви восьмидольное или восьмигранное, что в раннехристианский период являлось символом вечности, восстановления: само начертание цифры 8 представляет собой эмблему бесконечности. Эта символика вполне соответствует храмовому пространству, посвящаемому или возрождению человеческой души в ритуале Крещения, или подвигу отдавших свою жизнь за веру по образу Христа, «смертию смерть поправ». Данный архитектурный тип в Италии эпохи Возрождения осмысливался как образ идеального мира, обдуваемого восемью ветрами и завершенного куполом небесного свода.
Если архитектура подмокловской церкви заимствована из итальянской традиции, то скульптурный декор, выполненный резчиками под руководством Ивана Зимина, своеобычен и по исполнению, и по содержанию. Все внешние украшения здесь являются частью продуманной структуры, наделены особым символическим значением, их сюжеты явно продиктованы единым замыслом заказчика или архитектора.
Украшающая стены храма резьба выражает символику Нового Иерусалима. В верхнем, «небесном» ярусе здания пилястры восьмерика, фриз, наличники, постаменты статуй на балюстраде украшены гирляндами плодов, символизирующими изобильный неувядающий райский сад и, в то же время, укрепленный, строго охраняемый град (херувимы над южным и северным входами, над окнами восьмерика, сквозными и ложными, – по своей сути, обереги: «…и поставил на востоке у сада Едемского херувима… чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт 3:24)).
Церковь гармонирует с окрестным простором. Структуре плана здания с шестнадцатью столпами паперти соответствуют 12 апостолов и 4 евангелиста. Их изображения являются классическим мотивом потолочных росписей древнерусских и византийских храмов. Святые Матфей и Иоанн изображены дважды – как апостолы и как евангелисты. Статуи на балюстраде храма представляют собой пластическое завершение столпов.
Западный вход на балюстраде (главный) сопровожден фигурами апостолов Петра (справа) и Павла (слева). Над северным и южным входами установлены скульптуры четырех евангелистов, в православном искусстве эти образы традиционно отвечают за отношения между земным и сакральным мирами. Две фигуры евангелистов из 12 апостолов – Иоанна и Матфея – поставлены на привилегированном месте в алтарной зоне. Очевидно пространственное соотнесение скульптур святого Луки, сопровождавшего в странствиях апостола Павла (у северного входа) и святого Марка, спутника апостола Петра (у южного входа) – с помещенными по сторонам от западного портала фигурами первоверховных апостолов.
Расстановка статуй святых на галерее церкви Рождества Богородицы изначально осуществлялась по осмысленному плану: контракт князя Долгорукова с артелью Ивана Зимина специально предусматривал установку всех скульптур на надлежащих местах «против архитектуры и абриза и как показано будет архитектом». Первоначальный порядок размещения фигур, к сожалению, ныне утрачен.
http://www.bankgorodov.ru/sight/cerkov-rojdestva-presvyatoi-bogorodici-podmoklovo

Первоначальный облик храма сохранился до XIX в. После закрытия храма в 1930-е г.г. бесхозное здание стало быстро разрушаться и в 1982 г. пришло в крайне аварийное состояние. На галерее были обрушены и разбиты пять скульптур, своды галереи были частично обрушены вместе с деталями карниза и стен. В интерьере было полностью утрачено внутреннее убранство вместе с росписями XIX в.
В 2009-2015 г.г. проведены работы по сохранению объекта культурного наследия с реставрацией ротонды, фасадов, галереи, порталов, сводов, обновление столярных оконных заполнений, реставрация, восстановление и воссоздание скульптур.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru

В 1875 году заложили арочные проёмы галереи храма Рождества Богородицы и расписали изнутри полученный притвор. На западной стене по древней традиции появилась картина Страшного суда. Среди грешников был изображён Михаил Лермонтов. Интеллигенция Серпухова возмутилась, но получила разъяснение, что Леромонтов повинен «как дуэлист в трёх тяжких грехах: убийстве, самоубийстве и неповиновении властям». В конце ХIХ века в армии не только возродились дуэли, но их ввели в военное законодательство, и церковь остро отозвалась на это явление. В советское время «Страшный суд» из Подмоклово с портретом Лермонтова, отколов от стены, выставили в ленинградском Музее истории религии и атеизма, который размещался в Казанском соборе. Сегодня кусок фрески где-то в запаснике.
Из книги: Михаил Жебрак «Пешком по Подмосковью». — Москва. ООО «Издательство Аст», 2020

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?