«ПОД СОЛНЦЕМ ЛИВАДИИ»

«ПОД СОЛНЦЕМ ЛИВАДИИ».
9 января 1834 года по неизвестным причинам командир Балаклавского греческого батальона Ф.Д.Ревелиоти продаёт свои земли в местечке Ливадия («луг», «лужайка» в переводе с греческого) влиятельному сановнику, польскому аристократу графу Льву Севериновичу Потоцкому (1789-1860). Его должность чрезвычайного посланника при Неаполитанском Дворе отразилась на его крымском имении, походившем на античный музей. В парке стояли подлинные мраморные скульптуры и саркофаги раннехристианского периода. В доме (архитектор Ф.Эльсон) находилась уникальная коллекция из Помпеи. Вокруг росли ливанские и гималайские кедры, земляничники, багряники, клематисы, кипарисы, лавры, завезённые графом с Востока, Америки, Новой Голландии, Японии, не говоря уже о Европе.
В 1850-е годы в имении Потоцкого было два двухэтажных дома: Большой и Малый. В первом-личные покои и салоны; во втором-флигель и капелла. Зимний сад украшал фонтан каррарского мрамора «Альгамбры».
После своей смерти Потоцкий завещает Ливадию супруге Елизавете Николаевне (урожд. Головиной), а та сразу отказывается от наследства в пользу дочерей. Дочери Леония Ланцкоронская и Анна Мнишек, чтобы сделать приятное Императору, продают имение Управлению Уделами Императорского Двора. Александр II дарит Ливадию своей 37-летней супруге, заболевшей туберкулёзом. Императрица поручает переделать имение по своему вкусу И.А.Монигетти. Ипполит Антонович строит здания в татарском стиле, за исключением, домовой, Крестовоздвиженской церкви, в которой сочетает архитектуру Византии и Закавказья. И вот только к 1866 году возникает необыкновенный дворцовый ансамбль из местного гаспринского камня, оштукатуренный в светло-коричневый цвет с украшениями из резного дерева (стрехи крыш, карнизы, колонны балконов, различные решётки). Ослепительной белизной сверкал храм из инкерманского камня с византийским орнаментом. Для внутренней отделки мрамор везли из Каррары, мебель в стиле Людовика XVI для Большого дворца заказывали во Франции. Для Малого дворца в восточном стиле Монигетти сам делает эскизы посуды. И, конечно, Климентий Геккель-ливадийский Ленотр, связывает постройки с парком единым замыслом. До сих пор в парке сохранилась «турецкая беседка» над тоннелем, фонтаны «Мавританский» и «Мария».
Ливадия стала любимым местом Императрицы Марии Александровны. Здесь она уже будучи тяжело больной максимально устранила дворцовый этикет, здесь старалась жить как можно дольше, чтобы избежать двойственного положения от совместной жизни во дворце в Петербурге с Е.М.Долгорукой. Весной 1879 года, умирающая Императрица, приезжает в Ливадийский дворец в последний раз. А в августе 1880 года Император Александр II вместе с морганатической супругой и их общими детьми уже отдыхают в Ливадии, где проживают до 1 декабря, как-будто не замечая возмущение Императорской семьи и неловкость свиты. Это был последний приезд Александра II в Крым.
При одном из самых колоритных (на мой взгляд) русских царей Александре III в Ливадию перемещается политическая жизнь страны. Здесь Государь формирует Балканскую политику России, отсюда поступают сведения об условиях мирного выхода из кризиса на Востоке, сюда приезжают послы Англии, Румынии, славянских комитетов. Верный себе Александр III не меняет в Ливадии «дом наследника»-Малый дворец на Большой, несмотря на появление трещин, возникших в результате оползня. Их просто забетонировали. Убранство малого дворца больше напоминало дачу помещика средней руки. Но всё же здесь в 1891 году празднуют 25-летие со дня свадьбы. Гостей было столько, что заняли не только старые оранжереи Потоцкого, но и частные дома жителей Ливадии. И здесь же в одной из комнат Малого дворца, на плече у любимой жены умирает Александр III.
Начинается новая эра. Дворцы сначала модернизируют: проводят центральное отопление, электричество, телефон, льдодельни (прообраз современных кондиционеров), позволявших охлаждать комнаты в жару. Но дворец ветшает. Балки междуэтажных перекрытий при проверке оказались полностью сгнившими. В 1909 году, под впечатлением от поездки в пьемонтские владения Савойского королевского дома, Николай II приказывает Н.П.Краснову снести старые дворцовые здания и построить новый дворец в стиле итальянского палаццо.
Краснов делает невозможное. На оползневом грунте путём забивания 1054 бетонных свай возводит дворец в стиле итальянского Ренессанса XV-XVI веков, с архитектурными элементами флорентийских и венецианских палаццо, колонадами галерей, крышей-террасой для прогулок, изящной резьбой по инкерманскому камню, а парадный вход украшает высечеными из каррарского мрамора грифонами, дельфинами, вазами с цветами и фруктами с гербом Романовых над входом. И, конечно» Итальянский дворик» с ажурными воротами итальянских мастеров XVIII века, куда выходили окна столовой. Чтобы как-то защитить дворец от разрушения Краснов проектирует систему отведения талых вод, а само здание обрабатывает модным тогда раствором флюата Кесслера. Николай II, Александра Федоровна были в восторге от дворца. Здесь с детьми они подолгу жили, здесь были счастливы, здесь мечтали провести остаток своих дней. Но это уже совсем другая история.
Эта публикация была бы невозможна без материалов краеведов Крыма М.А.Земляниченко и Н.Н.Калинина, профессионалов высочайшего уровня и истинных подвижников своего дела.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?