#мнение
Роман «Анна Каренина» (1878) Толстой писал 4 года. В этом произведении писателю было важно выразить «мысль семейную». Она представлена несколькими параллельными сюжетами: о Стиве и Долли, Левине и Кити и, конечно же, о Карениных и Вронском. Именно последняя линия является магистральной.
Критики до сих пор спорят о реалистичности поступков Карениной. Существует мнение, что события должны были развиваться совершенно иным образом. Как правило, сторонники такой гипотезы говорят о женоненавистничестве Толстого, которому было важно показать, что супружеская измена должна заставить главную героиню уйти из семьи и погибнуть.
Но все не так очевидно, т.к. супружеские измены не были редкостью для XIX века. Например, сам Толстой в «Исповеди» (1884) пишет о том, что «добрая тетушка моя ничего не желала бы так для меня, как того, чтоб я имел связь с замужней женщиной». Для Карениной был возможен вариант встреч с Вронским и фиктивной жизни с мужем, но она им не воспользовалась. Так почему она все же бросила ребенка и мужа и ушла к Вронскому, хотя был возможен вариант тайного адюльтера?
Автор: Кирилл Сивков, лектор по литературе
История создания романа
Работа Толстого над романом была мучительной. В письме к Фету он признавался: «Моя Анна надоела мне, как горькая редька!». Образ главной героини сложился не сразу. В первоначальном варианте Каренина получает развод и живет с любовником, у них рождается двое детей. Однако муж в этой версии далеко не смирный. Он хочет пристрелить бывшую жену и застрелиться сам. Примечательно, что в финале он призывает супругу к покаянию и религиозному возрождению. В дальнейшем Анна (первоначально ее звали Татьяна Сергеевна) ссорится с Вронским (Балашевым), он уезжает, а она топится в Неве.
Таким образом, первоначальный роман тоже заканчивается самоубийством, но акценты принципиально смещены. В финальной версии многое изменено, а образы персонажей главной линии значительно углублены.
Толстой задумывал одно, но в итоге у него получилось совсем другое. Об этом он писал сам:
Мои герои делают то, что они должны делать в действительной жизни, а не то, что мне хочется.
Именно потому, что граф позволял героям жить своей жизнью, он и является гением.
Анна Каренина и ее муж
Анна Каренина младше мужа на 20 лет. На момент нашего с ней знакомства они женаты 8 лет, и у них есть сын Сережа, которому тоже 8 лет. Каренин – видный чиновник, у него мало свободного времени и нет эмоциональной близости с супругой. По существу, живое выражение эмоций для него – абсолютное табу, он его боится. Они с Анной поженились по настоянию ее тетки. Однако нельзя сказать, что он не любит супругу. Любит, но странной любовью, которая больше похожа на равнодушие.
Все свои чувства его супруга вкладывает в сына. Но это до встречи с Вронским. После роковой встречи между молодым графом и сыном она все же выбирает первого.
В ситуации измены Каренин пытается сохранить личное достоинство. Он уговаривает супругу, чтобы та хотя бы соблюдала внешние приличия, но она не может этого сделать. Преступная страсть вырывается наружу. Более того, Анна беременеет от Вронского. Только после этого Каренин подает на развод.
Однако развод в царской России – это дело непростое. Развестись можно было только по трем причинам: из-за невозможности одного из супругов исполнить супружеский долг, из-за отсутствия одного из супругов в течение пяти лет и из-за измены. Однако доказать измену было не так просто: нужно было поймать супругу или супруга с поличным и в присутствии свидетелей. Кроме всего вышесказанного, после доказательства измены виновник лишался права на повторное бракосочетание, подвергался общественному позору и лишался родительских прав.
Как понимаете, для Анны это означало никогда больше не увидеть сына и невозможность выйти замуж за Вронского. Однако не будем забывать, что Каренин был готов совершить великодушный поступок: он сам хотел сознаться в измене. Но после этого он бы потерял возможность продолжать карьеру. К тому же и Анна не была готова к такому развитию событий. Это бы ничего не решило: Вронский и Анна все равно не смогли бы пожениться, а их дети считались бы незаконнорожденными. Иными словами, муж Анны был готов к разному развитию событий, но Анна решила покинуть семью и жить с любовником.
В чем виновата Анна Каренина?
По существу, когда мы читаем о любви Анны к Вронскому, то не видим в этом зрелых отношений. Мы видим людей, которые охвачены страстью. Духовной близости между ними не наблюдается. Каренина, которая вышла замуж по расчету, не представляет, что такое настоящая любовь. И получается, что Вронский становится для нее первой настоящей страстью.
Вронский – блестящий офицер, звезда светского общества, перспективный жених, представитель золотой молодежи. Когда он влюбляется в Каренину, то не понимает, к чему это может привести. Первоначально это выглядит как игра, как обычный адюльтер. Несмотря на это, Вронский не пустой человек, он – человек чести, готовый нести ответственность за свои поступки. Однако в долговременной перспективе их отношения не могли закончиться как-либо благополучно.
Вспомним, что Вронский сетует на то, что ни один их ребенок не сможет носить его фамилию, иметь право на графский титул и унаследовать семейное состояние. Каренина же, влюбившись, не способна сохранять иллюзию приличия. В этом и есть ее вина: она все делает открыто, поэтому ей запрещено входить в приличное общество. Ей также приходится уехать от мужа и бросить ребенка, поскольку, по убеждениям того времени, мать-блудница не может общаться со своим ребенком. То есть когда Каренин запрещает ей видеться с сыном, то делает это ради него, чтобы избежать сплетен.
Зависимость и ревность
К концу романа мы видим, что Анна Каренина страдает и физически, и духовно. Она пристрастилась к морфию, что подрывает ее здоровье. Вдобавок она теряет душевное равновесие: ее отлучили от любимого сына, к дочери она не испытывает никакой симпатии и маниакально ревнует Вронского, с которым сожительствует. При этом причина ревности совершенно не обоснована.
Ее мысли путаются. Отношения с Вронским теряют прежнюю открытость. Он начинает избегать Каренину и ее истерик. А она в свою очередь признается себе в том, что ничего, кроме животной страсти, между ними не было:
Если б я могла быть чем-нибудь, кроме любовницы, страстно любящей одни его ласки; но я не могу и не хочу быть ничем другим.
Ближе к концу романа все ее поступки – набор аффектов. В таком состоянии она уже не может думать ни о муже, ни о сыне, ни о собственной жизни. Ее внутренний мир зацикливается сам на себе.
Таким образом, Толстой показывает нам, какой разрушительной силой может обладать страсть, когда человек теряет власть над самим собой и своей жизнью. Писатель оставляет нас перед выбором: осуждать героиню или сочувствовать ей.