Почаев. Успенская Почаевская Лавра. Свято-Духовский скит.

История Свято-Духовского скита начинается с 1197 года. По документальным свидетельствам, Мефодий основал небольшую часовню на одной из Почаевских гор. А позже, в 1219 году, на вершине этой горы заложили монастырь и храм Преображения Господнего. Обитель отличалась строгостью монашеской жизни. Позже в нем основали типографию и богословскую школу. Стены монастыря стали его своеобразной летописью: на них монахи записывали все важные события. В 16–17 веках обитель постигли беды: сначала она была разорена в результате набегов, потом моровая язва истребила практически всех монахов.
Восстановление монастыря началось в 1901 году – здесь, в тиши вековых деревьев, на горе, основали скит Святого Lуха. Но в советские времена его снова закрыли. В стенах обители устроили психиатрический диспансер. А монахи переселились в Почаевскую Лавру. Второе возрождение монастыря, который стал скитом, началось в 1990 году. Монахи восстановили вратарную церковь Онуфрия Великого, церковь Всех Святых, возвели корпус для келий, каменную ограду вокруг обители. Также построили колокольню и три часовни.
21 мая 1901 года на второй день Пятидесятницы была совершена закладка соборной церкви в честь сошествия Святого Духа на апостолов. В этот день архиерейское богослужение совершалось в лаврском соборном храме, а после службы соединенные крестные хода из лавры, Лосятино и Старого Почаева с особой торжественностью, со всем духовенством во главе с архиепископом Модестом последовали на урочище «Скиток». На скиту их встретил крестный ход из Старого Таража, после чего и началось само торжество закладки Свято-Духовского храма. 21 сентября этого же года был изготовлен иконостас для храма в честь сошествия Святого Духа на апостолов, который являлся делом рук мастера по резьбе иконостасов Калязинского купца Макария Васильевича Шишкина. Изготовил мастер иконостас из соснового и липового дерева, покрытого красным золотом на полимент за 3200 рублей, и уже в январе 1903 года иконостас был доставлен из Калязина (Тверская область) в скит.
В 1904 году был освящен нижний храм соборной церкви в честь нового канонизированного и столь почитаемого народом святого преподобного Серафима Саровского чудотворца. Этот храм является первым храмом, освященным в его честь! Поэтому одной из великих святынь скита-монастыря до сего дня является икона преподобного Серафима, написанная на части камня, на котором нес свой подвиг преподобный на протяжении тысячи дней и тысячи ночей. Эту икону подарили скиту сестры Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.
Из архивных документов известно, что проект храма был одобрен Волынским строительным отделением 9 сентября 1900 года под № 315. Также известно, что на строительство Свято-Духова храма понадобилось 64 тысячи кирпичей, а штукатурка была изготовлена из алебастра. А главному инженеру строительства Л.И. Альбертусу за план и смету было заплачено в 1901 году триста рублей. Строителями этого храма были жители села Радзивилов Стефан Лукасевич и его помощники. Из колокольно-литейного завода братьев Самгиных, который находится в Москве, в марте 1901 года был доставлен колокол. Этот колокол был вылит на денежные средства одной благочестивой жительницы Санкт-Петербурга Анны Ильиной. Она также пожертвовала много икон и утвари, а также две тысячи рублей на благоустройство обители.
http://history-mda.ru/publ/svyato-duhov-skit-pochaevskoy-lavryi-istoricheskiy-put_4419.html https://ua.igotoworld.com/ru/poi_object/68140_svyato-duhovskiy-skit-pochaev.htm

История Свято-Духовского скита уходит в седые века, когда тут совершал свои подвиги преподобный Мефодий. На одной из Почаевских гор, поздней осенью 1197 г., Мефодий воздвиг маленькую часовенку. А в 1219 г. на вершине той горы был заложен монастырь с храмом Преображения Господнего. Монастырь отличался строгостью иноческой жизни; настоятель обители Мефодий был для братии примером в молитве и в труде.
Слава святой обители, овеянной чудесами Богородицы, росла и ширилась, а сам монастырь становится центром духовного просвещения на Западной Руси. Здесь была основана богословская школа, а несколько позже и типография. Стены часовенки и монастырского храма были летописными страницами обители. Её насельники записывали тут все важные события монастырской жизни. Начертано было и о тех бедствиях, которые, по попущению Господнему, не миновали и монастырь: два раза он подвергался разорительным нападениям, три раза свирепствовала моровая язва – третий раз столь жестоко, что умерли почти все монашествующие. В живых осталось только пять иноков.
Все эти беды обрушились на монастырь в конце ХVI — начале ХVII в.в. Монахи переселяются к своим собратьям на соседнюю западную гору, где Матерь Божия оставила след Своей правой Стопы, источающий целебную воду, и где творились чудеса от Её иконы. С переселением братии в Почаевский монастырь теряется история обители преподобного Мефодия.
Чтобы восстановить древний монастырь из запустения, Почаевская Лавра в 1901 г. заложила на месте древней обители теперешний скит во имя Святого Духа. Богомольцы поднимаются на скит-гору, заросшую тенистыми лесными деревьями и старым садом, по насыпанной дороге, окруженной, как стражами, деревьями-великанами, безмолвными свидетелями всей прошлой истории скита. В стороне от дороги видны пруды. Где-то здесь, как гласит предание, был источник чистой воды. Поднявшихся на гору богомольцев встречает вратарная церковь Онуфрия Великого. На просторной, ровной площадке стоит стройная каменная Свято-Духовская церковь, своей архитекурой напоминающая древнюю. Слева от неё келии для братии, а за ней – церковь во имя Всех Святых и домик наместника скита. Внизу под Свято-Духовской расположена зимняя церковь во имя преподобного Серафима Саровского.
Во времена атеистических гонений скит был закрыт. Монахов переселили в Лавру, хозяйство монастыря разорили, храмы осквернили. Всё, что представляло какую-либо ценность, забрали тогда в местный музей атеизма. Почти три десятилетия господствовали безбожники на скит-горе, и только в 1990 г. возобновились богослужения, началась духовная и хозяйственная жизнь монастыря.
Усердием братии монастыря восстановлена вратарная церковь Онуфрия Великого и церковь Всех Святых, построен братский корпус, возведена каменная стена-ограда. Братия, пришедшая сюда с разных мест нашего отечества для спасения своей души, вновь ввела тот же древний общежительный устав. Их молитвенная, духовная и трудовая жизнь совершается в духе православной традиции русского монашества.
http://www.pochaev.org.ua/?pid=1390

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?