Почаев. Успенская Почаевская Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы.

УСПЕНСКИИ СОБОР, 1771-1783 гг. Проект сооружения в общих чертах подготовил архит. Г. Гофман. Всю дальнейшую работу по строительству вел архит. Петр Полеевский. Расположен на самом высоком плато Почаев-ской горы над пещерами, существовавшими здесь с давних времен. Поставлен на искусственной площадке, покоящейся на многоярусных субструкциях. Перед главным фасадом устроена просторная верхняя терраса с лестницей. Собор — трехнефная центральнокупольная базилика с удлиненным прямоугольным алтарным объемом. Соотношение ширины среднего и боковых нефов характерно для эпохи позднего барокко. Нефы перекрыты полуциркульными сводами на подпружных арках, в шелыгах сводов устроены фонари, выходящие на хоры. Главный северный фасад подчеркнут высокими повернутыми под углом 45° к продольной оси здания угловыми башнями, образующими в сочетании с эллиптической формой и архитектурным оформлением притвора (четыре полуколонны) плавную изогнутую линию фасада, характерную для построек позднего барокко. Внешний облик здания в целом отличается насыщенностью рокайлевого декора — композитный ордер полуколонн, спаренные и одиночные пилястры, лучковые сандрики, сегментные изломы раскрепованных карнизов над люнетами, люкарны крыш, декоративные вазы, лепная орнаментика растительного характера. Им противопоставлен мощный барочный купол с развитым фонарем.
Интерьер отмечен классицистической архитектоникой. Существующее декоративное убранство сложилось в конце XIX в. при участии петербургских академиков и художников: С. Комарова, Г. А. Боссе, И. М. Горбунова, Н. А. Лаврова, Е. Я. Васильева, М. В. Нестерова, С. Ф. Верховцева. Настенная масляная живопись выполнена лаврскими мастерами в 1876 г. Некоторые композиции помещены в пышные лепные картуши. Сохранились работы, выполненные в 1807 г. талантливым живописцем Лукой Долинским.
Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр. 78, издательство «Будивэльнык», 1983-1986 год

Столетием позднее, словно во исполнение библейского пророчества «и созиждут сынове инороднии стены твоя и царие их предстояти будут тебе», явила Почаевская святыня чудодейственную силу графу Николаю Потоцкому. Безудержный в своём магнатском произволе, он за то, что лошади всполошились, понеслись и опрокинули повозку, три раза стрелял в своего кучера. Только и успел извозчик повернуться в сторону виднеющегося на горе монастыря и обратиться с молитвой к Божией Матери – и… осечка: первый, второй, и третий раз. Потоцкий ошарашено смотрит на свой пистолет, ещё ни разу не подводивший его, переводит взгляд на кучера, полумёртвого от страха, но с огоньком какой-то надежды в глазах, всё также обращенных в сторону монастыря. Чудо это произвело на графа огромное впечатление. Со слезами покаяния падает он на колени перед Почаевским чудотворным образом Богородицы и обещает отныне посвятить свою жизнь монастырю и заботиться о приумножении его величия и славы.
И уже в 1771 г. на месте древних церквей, небольших и разрозненных, за проектом архитектора Готфрида Гофмана начинает строить в стиле позднего барокко величественный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Собор возвышается над землёй на 56 м. и стоит на горе, что высится над окружающей его местностью метров на 65. Длина его – 54 м., а ширина – 40 м. Величавый купол венчает собор. Большая терраса, ограждённая над стремниной горы железной решеткой, вделанной в 30-ти каменных столбах, на которых устроены искусно высеченные из камня фонари, с трёх сторон окружает его. Над центральным входом – икона Успения Божией Матери.
Внутри архитекторы придали ему крестообразную форму. Он разделён на три части аркадами колон, поражая богатством красок, живописи, линий и форм, граней и ярусов, богатством пространства, зовущего ввысь. Собор расписан и украшен иконами и изображениями, связанными с историей монастыря и событиями из жизни Спасителя. Это и исцеление слепорождённого брата помещицы Гойской Филиппа в 1597 г., и перенесение чудотворной иконы из замка Гойской на гору Почаевскую, перенесение инока в обитель с турецкого плена, воскрешение мёртвого младенца, сотрясение бесом жены Фирлея, граф Потоцкий и его кучер… И всё то, что сроднилось с этим краем – Волынью, этой святой горой так естественно соединяется с Евангельскими историями, знакомыми каждому верующему: Христос и покаявшаяся грешница, воскрешение сына вдовы Наинской, Христос в доме Марфы и Марии… Золотыми буквами слева направо – православный Символ веры. И, как завершение росписи, на алтарной стене – огромное изображение начала истории обители: явление Матери Божией в столпе огненном.
Расписывал храм в начале XIX в. львовский художник Лука Долинский, а спустя некоторое время в 1874 г. (после пожара) обновляли роспись лаврские художники вместе с академиком Васильевым. Отделочные работы выполнял скульптор Полиевский. Иконостас выполнен по проекту академика Нестерова. Тридцать три иконы украшают его. Наверху в двух боковых приделах устроены церкви: слева – во имя святого благоверного князя Александра Невского, а справа – во имя святителя Николая Чудотворца. Службы в них совершаются только на Светлой Седмице. Освящены они в память посещения монастыря императорами Николаем I и Александром II. Собор хранит две лаврские святыни – Цельбоносную Стопу Божией Матери и Её чудотворную икону.
Успенский собор поражает воображение своей мощью, гармонией и изяществом, величием и неповторимой красотой.
http://www.pochaev.org.ua/?pid=1383

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?