ТРОИЦКИЙ СОБОР, 1906-1912 гг. Построен по проекту архит. А. В. Щусева. Является одним из лучших его произведений дореволюционного периода на Украине. Строительными работами руководил архит. А. М. Рухлядев при участии мастера С. С. Лукасевича. Расположен северо-восточнее ансамбля Успенского собора. От центральной аллеи к собору ведет широкая лестница, завершающаяся свободной площадкой.
В основу художественного образа памятника положены принципы древне-русской архитектуры, интерпретированные в эпоху модерна. Сооружение кирпичное, неоштукатуренное, трехнефное с притвором, трехалсидное, кресто-вокупольное. Равноширокий с тремя нефами притвор значительно ниже основного кубического объема здания, имеет над северным членением круглую башню, через которую осуществляется вход на хоры. Нефы перекрыты полуциркульными сводами. Неглубокие арочные ниши на трех фасадах передают во внешнем облике внутреннее членение здания, а также иллюзорно компенсируют отсутствие закомар, смягчая прямую линию четырехскатной кровли и композиционный переход стен к главе. Существенную роль в создании выразительного художественного образа памятника играют мозаичные панно и росписи на южном, западном и северном порталах. Панно южного портала выполнено по эскизу худож. Н. К. Рериха, западного — по эскизу А. В. Щусева (детализировал эскиз худож. П. Н. Нерадовский).
Внешний декор стен состоит из каменных резных вставок с культовой символикой, а также миниатюрных геометрических композиций, образованных утопленной и рельефной кладкой из малоформатного кирпича. Заслуживает внимания мастерство скобяных изделий, изготовленных под руководством А. В. Щусева. В интерьере стены украшены силикатной росписью.
Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр. 79, издательство «Будивэльнык», 1983-1986 год
В 1906 г. по инициативе архиепископа Антония Храповицкого, по проекту архитектора А. Щусева началось строительство большого Троицкого собора в древнерусском стиле. Собор этот – зримая проповедь Православия в западном крае. Это была дань памяти прежнему храму, построенному Феодором и Евою Домашевскими, но снесённому во время строительства Успенского собора.
Долгое время Троицкая церковь размещалась в пристройке к братскому корпусу, в которой раньше находилась типография. В нынешнем Троицком соборе, с его величественным куполом, хорами и переходами – возрождение родной старины, возвращение в давние минувшие времена на целые века назад, в те блаженные дни, когда Русь наша была воистину святою, когда она от царских палат до крестьянской избы жила огромным монастырем по уставу Православной Церкви, строго соблюдая заветы святых отцов. В нём выражение души славянина, восприятие им красоты мира земного и небесного. Собор был заложен ещё в 1899 г., но только в 1906 г. возобновили строительные работы. И уже через пять лет на ровном и просторном месте вырос могучий собор-богатырь. Еще у Святых врат он восстаёт перед нами во всём своём великолепии в мозаической иконе Спаса Нерукотворного со склонившимися перед образом князьями русскими. Западный же вход в храм украшен изображением из мозаики Почаевской иконы Божией Матери. Вокруг иконы парят во славе ангелы, а внизу благоговейно предстоят святые Божии угодники Волынской земли. Северная сторона украшена изображением Новозаветной Троицы с Голгофой в центре. Стены собора, тяжёлые монолитные, имеют минимум украшений – лишь таинственный орнамент, выложенный кирпичом на высоте хоров.
Иконы в иконостасе писаны в строго древнерусском стиле художником Чириковым. Паникадило подарено императором Николаем II. Расписывал собор художник иеродиакон Дамаскин Малюта, но сделал очень мало – вспыхнула Первая мировая война. Но всё же кое-что было расписано: притвор, алтарь храма, частично южная и западная стены. Роспись собора довершена в семидесятых годах местными иконописцами по эскизам художников Щербакова и Фролова. На стенах во весь рост изображения святителей, святых мучеников и мучениц, преподобных, изображения библейского сюжета. На задней стене храма – картина Страшного суда, справа от Господа – райские блаженства, а слева – вечные адские муки. Выходя из церкви, каждый богомолец невольно поднимает глаза на это изображение, наводящее на глубокие размышления. Две иконы Спасителя и Богоматери в старинных серебряных ризах на боковых стенах у иконостаса – связующая нить с древним Троицким собором, возведённым Домашевскими и освящённым преподобным Иовом. И роспись храма, и полумрак, царящий в храме за счёт узких окон, и умиленное монашеское богослужение – всё здесь настраивает человека на молитву, на духовный разговор с Творцом всего сущего на земле, на душевный мир.
http://www.pochaev.org.ua/?pid=1386