Почаев. Успенская Почаевская Лавра.

Свято-Успенская Почаевская Лавра – монастырь в небольшом городке Тернопольской области – это последний форпост православия на западе. Монастырь основан на месте явления Божьей Матери. В разные времена в обители подвизались преподобные Иов и Амфилохий Почаевские. Когда вы попадаете в Почаев, вас полностью захватывает совершенно необычайная атмосфера православной набожности. По всюду тысячи паломников со всего православного мира. Воздух тут пронизан неизреченным. Это чувствуешь и на всенощной, и на литургии. Это чувствуешь, когда часами стоишь в очереди, чтобы приложиться к Иконе Божьей Матери Почаевской, которая опускается только на несколько часов после службы. Время возведения Свято-Троицкого собора (1906-1911) в Свято-Успенской Почаевской Лавре было эпохой, когда образованное общество только-только вновь открыло для себя изумительную глубину и величавую духовную строгость древнерусского искусства. Издававшийся в Лавре журнал «Русский инок» писал: «Построен собор во вкусе православной старины XV в. и представляет собой точную копию (вчетверо большую) другого, Троицкого же собора, находящегося в Лавре Сергиевской…
Новый храм Почаевской Лавры спроектирован знаменитым академиком А. В. Щусевым, который является в области архитектуры тем же, кем явились в области живописи Васнецов и Нестеров. Он сумел так художественно возродить русскую старину, что когда любуешься этим собором с его башнею, величественным куполом, таинственными хорами и переходами, – как бы погружаешься в давно минувшие времена, когда Русь воистину была святою, когда она, начиная от палат великокняжеских, представляла собой огромный монастырь, живший по уставам Св. Церкви, строго соблюдавшей заветы преподобных отцов. Близким прототипом собора может служить и храм Антониева монастыря в Новгороде, хотя Троицкий собор и не копия его. Архитектура его проста: беленый куб, завершенный одной главой, с башней с запада (для входа на хоры) и апсидами с востока. Тяжелые монолитные стены имеют минимум украшений – лишь орнамент, выложенный из кирпича (кладка рельефом), проходящий поясом на высоте хоров и по барабану, да мозаика над тремя входами. С западной стороны – образ Почаевской Божией Матери, Которой поклоняются волынские святые, с северной – Новозаветная Троица с Голгофой в центре, с южной – образ Спаса Нерукотворенного, перед Которым склонились святые князья».
http://www.nobel.net.ua/2006/10/09/1361.print.html

Почаевская Успенская лавра, в местечке Почаев, в 20 верстах от города Кременца, в 25 верстах от железнодорожной станции Рудня, в 8 верстах от австрийской границы, на высокой каменистой горе. Она основана, по мнению одних, в 1240 году иноками, искавшими убежище от нашествия Батыя в горах Почаева, по мнению других — в 1557 году! Ныне она занимает в числе других лавр четвертое место. Существует сказание, что Богоматерь явилась на горе Почаевской одному подвижнику, стоящею на камне, в столпе огненном. Под стопою Богоматери камень растаял, как воск, образовав вдавленный оттиск правой стопы Ее и источив воду живую. С того времени след стопы Богоматери является не оскудевающим источником чудес. В сей стопе Богоматери и по сие время находится никогда не истощающийся источник, прославившийся своею целебную силою. Стопа находится в Успенском соборе по правую руку от входа. Поклонники могут видеть стопу Богоматери, наклоняясь для этого в небольшое отверстие, устроенное у подножия стопочного ковчега, над самым целебоносным источником. Так как стопа находится под полом Храма, то прикладываться к ней нет возможности, почему поверху ковчега поклонникам предлагается для целования изображение стопы Богоматери.
Долго держалась в православии обитель, славная строгим благочестием и святостью жизни своих иноков, но и она, попущением Божиим, поддалась иезуитским козням и польскому насилию. Около 1721 года она перешла в руки униатов и была в их обладании 110 лет (1720 — 1831 годы). Все здесь — и богослужение, и характер, и быт иноков стало образовываться в духе латинства: введены были латинские праздники и посты, изображения латинских и униатских святых и проч. Но и во время владения Почаевской обителью униатов, Божия Матерь не переставала проявлять свою благодатную силу; ее испытывали на себе не раз сами враги православия и со своей стороны старались содействовать величию святой обители. Так, знаменитая в Почаевской лавре Великая соборная церковь Успения Божией Матери сооружена в 1780 году на средства польского магната гр. Потоцкого, после одного поразительного чуда, совершившегося над ним в виду обители. Построена она на месте соборной Свято-Троицкой церкви, воздвигнутой еще при жизни преподобного Иова игумена Почаевского. В 1831 году 10 октября император Николай I повелел передать Почаевский монастырь в распоряжение православного духовенства (см. 10 октября). С того времени в Почаевской лавре православие опять засияло своим чистым, благодатным светом.
Соборная Успенская церковь лавры принадлежит к лучшим произведениям строительного искусства в России. Здесь находится знаменитая Почаевская икона Божией Матери, чествуемая как православными, так униатами и католиками у нас в России и заграницей. Эта святая икона была привезена из Царьграда греческим митрополитом Неофитом в имение Анны Гойской (на Волыни) в 1559 году. Проезжая через Волынь, митрополит Неофит остановился для отдыха в имении Орля (ныне Урля), в 9 верстах от Почаева. Владелица этого имения, русская православная помещица Анна Тихоновна Гойская, пригласила к себе митрополита. Пробыв здесь несколько дней, митрополит, перед отъездом своим, благословил гостеприимную хозяйку иконой Божией Матери. Гойская поместила икону в своей домашней часовне. Первые явления чудодейственной силы иконы были обнаружены домашними Гойской, замечавшими неоднократно необыкновенное сияние вокруг иконы. Вскоре и сама Гойская сделалась свидетельницей чуда, когда, по молитве перед иконой, совершенно прозрел ее родной брат, бывший слепым от рождения. Считая себя недостойной обладать чудотворной иконой, Гойская в 1597 году передала ее Почаевской обители. Икона написана в византийском стиле на липовой доске, в высоту 6 и одна четверть и в ширину 5 и одна восьмая вершков. Богоматерь изображена на этой иконе, склонившейся своей головой к Богомладенцу, сидящему на Ее правой руке; левая же рука Ее держит плащ, обвивающий ноги и спину Богомладенца,Который левую руку положил на правое плечо Богоматери, а правою рукою благословляет. Кругом иконы, на ее раме, помещены изображения святых: пророка Ильи и святого Мины — с левой стороны, первомученика архидиакона Стефана и преподобного Авраамия — с правой стороны, святых Параскевы, Екатерины и Ирины — внизу иконы; имена эти написаны по-славянски. В 1675 году (20 июля) молитвами перед этой святой иконой Почаевская обитель была чудесно избавлена от турок. Во время владения обителью униатов икона была коронована (в 1773 году) венцами, присланными от папы Климента XIV.
В 1832 году, в память возвращения в лоно Православной Церкви, был установлен обычай, и доселе сохранившийся в лавре, — читать еженедельно в субботу, после литургии, акафист перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы. Эта святая икона висит над царскими воротами Успенского собора лавры и посредством особенного механического прибора спускается для благоговейного лобзания каждый раз после утрени до начала поздней обедни, также после каждой обедни и вечерни, а в другие времена — по желанию поклонников. Кроме Почаевской иконы Божией Матери,в Успенской соборной церкви находится рака с восемнадцатью драгоценными частицами святого животворящего древа и мощей святых Филиппа и Варфоломея,святого Василия Великого, святого Амвросия Медиоланского, великомученицы Варвары и других. Все частицы расположены на богатой серебряной доске, покрывающей раку. Иконостас этого храма называется «царским» и устроен императором Александром Николаевичем в память посещения им лавры в 1859 году.
Над горним местом замечательно величественное изображение явления Божией Матери в столпе огневом на скале Почаевской. Большим уважением паломников в Успенской церкви пользуется также копия с иконы Божией Матери Почаевской, называемая «Стопочною», пожертвованная в лавру за спасение от холеры в 1847 году киевскими доброхотными христолюбцами. С 1891 года в лавре находится список с чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, находящейся в монастыре Пантократа (т.е. Вседержателя) на святой Афонской Горе и именуемой «Геронтисса». Это наименование святой иконы имеет следующее объяснение. Один умирающий игумен Пантократского монастыря, сподобившийся откровения о времени своей кончины и желавший причаститься св. Тайн, послал просить очередного иеромонаха поспешить совершением литургии; иеромонах было оставил эту просьбу без должного внимания; но вдруг он услышал от находившейся в алтаре иконы Богоматери строгий голос повелевший ему немедленно исполнить просьбу игумена; после этого святая икона и стала называться «Герондиса» или «Геронтисса», что значит (по переводу этого греческого слова на русский язык) — старица, игумения, начальница, настоятельница (геронтами называются на Афоне настоятели монастырей). Богоматерь на этой иконе изображена во весь рост, без Богомладенца; в воспоминание того, что по молитве игумена монастыря перед этим чудотворным образом Богоматери двукратно наполнились монастырские опустевшие елейные сосуды, — на этой иконе изображен сосуд с текущим через края елеем. Имеющийся в Почаевской лавре список этой святой иконы, на котором Матерь Божия изображена весьма художественно, на золотом фоне, в Византийском стиле, был прислан в благословение Почаевской обители от русского на Афоне монаха святого мученика Пантелеймона, по просьбе Высокопреосвященного Модеста, архиепископа Волынского. Он находится в соборе на алтарной стене по правую сторону престола и священнослужители испрашивают перед этой святой иконой благословение на начало служб. На самой окраине горы Почаевской находится пещерная церковь преподобного Иова (см. 28 октября). Здесь почивают открытые 29 августа 1659 года мощи преподобного в серебряной раке, устроенной в 1842 году, и рядом с ними находится пещера, в которой подвизался преподобный Иоан при жизни. Ежегодно (с 1903 года) 28 октября с особенным торжеством совершается обнесение мощей преподобного Иова вокруг Великой лаврской церкви. Ниже пещерной церкви находится церковь преподобных Антония и Феодосия; здесь в одной из ниш за завесой скрывается дубовый гроб, обитый шелковой материей, в котором первоначально почивали мощи преподобного Иова.
Из других храмов Почаевской лавры особенно замечательна теплая Свято-Троицкая церковь, сооруженная в напоминание старинной Свято-Троицкой церкви, над которой явилась Богоматерь с преподобным Иовом для избавления обители от нападения татар в 1675 году. Колокольня в Почаевской лавре с золотым верхом поднимается от плоскости Почаевской горы на 29 саженей. При лавре имеется второклассная школа с двухгодичными при ней курсами для подготовления к служению в должностях псалмщиков и диаконов и вместе с этим помощников священникам в преподавании закона Божия в начальных школах. При лавре также находится больница, странноприимница, древлехранилище, учебно-ремесленное заведение, иконописная мастерская и издавна существует типография, где печатаются богослужебные и другие книги и листки религиозно-нравственного содержания, а также книжная лавка. Почаевская лавра вносит не малую лепту в дело народного просвещения: своим торжественным богослужением, своими поучениями, назидательными картинами, типографией, иконной лавкой, изданием «Почаевского Листка» и раздачею его богомольцам в дни многолюдных собраний. Торжественное, благолепное богослужение, стройное, согласное пение в Почаевской лавре оставляют глубокий след в посетителях. Не только простой народ с умилением отзывается о почаевских обеднях, акафистах и молебнах и с нетерпением ждет возможности вторично побывать в Почаеве, но и интеллигентный люд, прослушав службу Божию в лавре, выносит отсюда самое отрадное впечатление. Вообще Почаевская лавра служит оплотом православия и русской народности в древне-русском крае.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

Комплекс сооружений известен с середины XVI в. В XVII в. В нём, кроме многочисленных зданий культового назначения, имелись также каменные и деревянные оборонные сооружения (башни, стены, палисад и пр.). В 1771-1782 гг. сформировалось архитектурное ядро ансамбля, центром которого был Успенский собор (архит. Г. Гофман). В разработке детальной планировки зданий, в устройстве интерьера и организации строительных работ участвовали архитекторы Петр и Матвей Полеевские, Ксаверий Кульчицкий. Начиная с 30-х годов XIX в. реконструируются старые здания комплекса, строятся новые: надвратный корпус (1835 г.), колокольня (1871 г.), типография (1895-1896 гг.), Троицкий собор (1912 г.). Монастырь был крупным религиозным центром Правобережной Украины, играл важную роль в развитии украинской гравюры и книгопечатания.
В состав комплекса входят Успенский и Троицкий соборы, кельи, колокольня, надвратный корпус (въезд на территорию), бывший архиерейский дом. Здание бывшей лаврской типографии расположено за пределами монастырской территории. Территория ограждена каменной стеной (первая четверть XIX в.), укрепленной в южной части контрфорсами.
Собор Успения Пресвятой Богородицы (1771-1783)
Проект сооружения в общих чертах подготовил архитектор Г. Гофман. Всю дальнейшую работу по строительству вёл архитектор Петр Полеевский. Расположен на самом высоком плато Почаевской горы над пещерами, существовавшими здесь с давних времен. Поставлен на искусственной площадке, покоящейся на многоярусных субструкциях. Перед главным фасадом устроена просторная верхняя терраса с лестницей. Собор — трехнефная центральнокупольная базилика с удлиненным прямоугольным алтарным объемом. Соотношение ширины среднего и боковых нефов характерно для эпохи позднего барокко. Нефы перекрыты полуциркульными сводами на подпружных арках, в шелыгах сводов устроены фонари, выходящие на хоры. Главный северный фасад подчеркнут высокими повернутыми под углом 45° к продольной оси здания угловыми башнями, образующими в сочетании с эллиптической формой и архитектурным оформлением притвора (четыре полуколонны) плавную изогнутую линию фасада, характерную для построек позднего барокко. Внешний облик здания в целом отличается насыщенностью рокайлевого декора — композитный ордер полуколонн, спаренные и одиночные пилястры, лучковые сандрики, сегментные изломы раскрепованных карнизов над люнетами, люкарны крыш, декоративные вазы, лепная орнаментика растительного характера. Им противопоставлен мощный барочный купол с развитым фонарем.
Интерьер отмечен классицистической архитектоникой. Существующее декоративное убранство сложилось в конце XIX в. при участии петербургских академиков и художников: С. Комарова, Г.А. Боссе, И.М. Горбунова, Н.А. Лаврова, Е.Я. Васильева, М.В. Нестерова, С.Ф. Верховцева. Настенная масляная живопись выполнена лаврскими мастерами в 1876 г. Некоторые композиции помещены в пышные лепные картуши. Сохранились работы, выполненные в 1807 г. талантливым живописцем Лукой Долинским. В 1980 г. завершена реставрация живописи в интерьере.
Памятник — наиболее яркое произведение переходного периода от барокко к классицизму.
Собор Троицы Живоначальной (1906-1912)
Построен по проекту архитектор А.В. Щусева. Является одним из лучших его произведений дореволюционного периода на Украине. Строительными работами руководил архитектор А.М. Рухлядев при участии мастера С.С. Лукасевича. Расположен северо-восточнее ансамбля Успенского собора. От центральной аллеи к собору ведет широкая лестница, завершающаяся свободной площадкой. В основу художественного образа памятника положены принципы древнерусской архитектуры, интерпретированные в эпоху модерна. Сооружение кирпичное, неоштукатуренное, трехнефное с притвором, трехапсидное, кресто-вокупольное. Равноширокий с тремя нефами притвор значительно ниже основного кубического объема здания, имеет над северным членением круглую башню, через которую осуществляется вход на хоры. Нефы перекрыты полуциркульными сводами. Неглубокие арочные ниши на трех фасадах передают во внешнем облике внутреннее членение здания, а также иллюзорно компенсируют отсутствие закомар, смягчая прямую линию четырехскатной кровли и композиционный переход стен к главе. Существенную роль в создании выразительного художественного образа памятника играют мозаичные панно и росписи на южном, западном и северном порталах. Панно южного портала выполнено по эскизу худож. Н.К. Рериха, западного — по эскизу А.В. Щусева (детализировал эскиз худож. П.Н. Нерадовский).
Внешний декор стен состоит из каменных резных вставок с культовой символикой, а также миниатюрных геометрических композиций, образованных утопленной и рельефной кладкой из малоформатного кирпича. Заслуживает внимания мастерство скобяных изделий, изготовленных под руководством А.В. Щусева, В интерьере стены украшены силикатной росписью.
Кельи (1771-1780)
Построены по проекту архит. Г. Гофмана при участии архит. К. Кульчицкого из кирпича. В плане — это несколько прямоугольных корпусов, соединенных между собой и с Успенским собором в замкнутую композицию с внутренним двориком. Северный корпус трехэтажный, остальные — двухэтажные. Внутренняя планировка — коридорная, с односторонним размещением помещений. Коридоры перекрыты крестовыми сводами. Парадные фасады расчленены пилястрами коринфского ордера, а торец западного крыла увенчан развитым барочным фронтоном. Прямоугольные оконные проемы обрамлены «ушастыми» наличниками с замковыми камнями.
Архиерейский дом (1825)
Налево от Святых врат — величественное здание архиерейского дома. В 1835 г. в этом доме была устроена домовая церковь во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, которая размещалась в одной из зал среднего этажа с южной стороны с престолом на восток. Предполагается, что эта церковь сооружена в честь посещения Почаевской обители императором Петром І в 1711 г., когда он отправлялся в Прутский поход. А в 1891 г. в верхнем этаже архиерейского дома была устроена церковь во имя архистратига Михаила. Построен в стиле раннего классицизма. Кирпичный, прямоугольный в плане. Расположение здания на склоне горы обусловило различную высоту его фасадов: восточный фасад — трехэтажный, южный — четырехэтажный, западный и северный — двухэтажные. Планировка помещений — секционная. Фасады расчленены пилястрами ионического ордера, завершены антаблементом, карниз которого — с модульонами и дентикулами. Центральная часть южного фасада выделена венчающим треугольным фронтоном и балконом. Строгий классицистический декор здания оживлен полуциркульными сандриками.
В здании в 1846 г. работал великий украинский поэт-революционер Т.Г. Шевченко, о чём свидетельствует мемориальная доска на главном фасаде. Ныне здание занято иконно-книжной лавкой.
Колокольня (1861-1871)
Кирпичная, оштукатуренная, пятиярусная. Нижние два яруса — прямоугольные в плане, трехчастные, служат цоколем для трех равновеликих квадратных в плане верхних ярусов. Сооружение имеет насыщенный архитектурный декор: антаблементы с раскрепованными карнизами, сегментные и разорванные фронтоны, люкарны, пластически оформленные люнеты, архивольты на импостах, обрамляющие арочные проемы. Спаренные пилястры и колонны коринфского ордера усиливают вертикальный ритм сооружения. На верхнем ярусе установлены куранты. Высота колокольни 65 м.
Памятник — третье из наиболее высоких монументальных сооружений на территории Украины (после колоколен Успенского собора Киево-Печерской лавры и заповедника «Софийский музей» в Киеве).
Надвратный корпус (1835)
Построен в стиле классицизма. Здание кирпичное, прямоугольное в плане, двухэтажное. Главный фасад памятника решен в виде четырехколонного портика дорического ордера, дворовой фасад — в виде глухого пилястрового портика дорического ордера.
http://www.alyoshin.ru; http://www.pochaev.org.ua/?pid=1384

При подъезде к посёлку Почаев дух захватывает от величественного зрелища Свято-Успенской Лавры. Величественный ансамбль обители венчает каменистый мыс над живописной долиной речки Иквы, благодаря чему одна из главных православных обителей видна со всех сторон. Лавра расположена на одиноко стоящем высоком каменистом холме, возвышающемся над окружающей местностью на 75 метров.
Почаевский монастырь учредили монахи Киево-Печёрской лавры, которые пришли с берега Днепра на это место, спасаясь после разорения Киева Батыем в 1240 году. Во время татарского нашествия двум монахам и пастуху Ивану Босому явилась Богоматерь в огненном столбе. На скале, где стояла Пречистая, отпечаталась её стопа, на которой заструился святой целебный источник. Каждый, кто тогда умылся водой из этого источника или выпил его воды, чудом излечивался от болезней. И по сей день вода, разлитая в пластиковые бутылки, с успехом продаётся в обители наследниками монахов-первопроходцев. В честь явления Богоматери монахи построили у подножия каменную церковь Успения Пресвятой Богородицы. В наше время камень с отпечатком стопы Матери Божьей хранится недалеко от входа в главном нефе Успенской церкви с правой стороны.
Ещё одна святыня Почаевской Лавры — чудодейственная икона Почаевской Богоматери. Её в 1597 году подарила монастырю его учредительница Анна Гойская, получив сей образ за оказанное гостеприимство от греческого митрополита Неофита, который в 1559 году останавливался проездом в её имении «Урля». Чудом исцеления слепорождённого брата Анны — Филиппа, связанное с этой иконой, сделало образ объектом поклонения всей округи. В настоящее время икона Матери Божьей Почаевской находится над царскими вратами иконостаса Успенской церкви.
Паломники идут также в подземную (пещерную) церковь Преподобного Иова к мощам Иова Железа (1551-1651) — первого игумена Почаевского монастыря. Свыше сорока лет преподобный Иов своей богоугодной жизнью, молитвенным подвигом и неутомимым трудом творил славу Почаевского монастыря. Великий игумен Иов Почаевский упокоился 28 октября 1651 года в возрасте 100 лет. Через несколько лет он был канонизирован. В 1618 году в монастыре строится богословская типография, а в 1649 году возводится Свято-Троицкая церковь.
В ХVII веке монастырь, будучи одновременно и оборонным сооружением, не раз выдерживал набеги турок и татар. В 1675 году большой отряд турецко-татарского войска на три дня взял Почаевский монастырь в осаду. Нападающих привлекли повествования о сказочном богатстве обители. Но, как свидетельствуют предания, за монастырь вступилась сама Пресвятая Богородица, появившаяся вместе со святым Иовом над монастырём и заставив врагов бежать. В левом нефе Успенского собора Лавры ныне можно увидеть большую настенную роспись, изображающую героическую оборону Почаева летом 1675 года, а над царскими вратами в Успенском соборе помещена та самая драгоценная реликвия.
С 1713 года монастырь перешёл к греко-католическому василианскому ордену. В этот период расцвету монастыря больше всего способствовал каневский староста Николай Потоцкий, выстроивший в своей резиденции — городе Бучаче, прекрасные архитектурные сооружения, привлекая знаменитых иностранных архитекторов. Своим обращением в греко-католическую веру он обязан удивительному приключению. Поляк по происхождению, имеющий репутацию жестокого, склонного к вычурным поступкам человека, истории о котором сохранились в многочисленных легендах и книгах польских и украинских историков ХIХ века, превратился в набожного человека и почти всё своё имущество отдал на строительство церквей и поддержку разных религиозных организаций.
В Почаеве на средства основателя по проекту Готфрида Гофмана в господствующем тогда в Европе стиле барокко построили величественный Успенский собор (1771-1783 гг.), церковь Св. Варвары (в настоящее время Иова Почаевского) и братские келии (1771-1780 гг.). Кроме того, в 1779 году Потоцкий устроил коронование иконы Почаевской Божьей Матери золотыми диадемами от Римского папы Климента ХIV, что означало признание её чудотворности во всём католическом мире.
После вхождения Волыни и Подолья в состав Российской империи (1831) и запрещения греко-католической церкви монастырь в Почаеве был подчинён Русской православной церкви (до 1839 года все 85 василианских монастырей, существовавших на территории оккупированной Речью Посполитой, закрыли или передали православным). В течение ХIХ века здесь построили архирейский дом (1825), 65-метровую колокольню с великолепными колоколами (1861-1871), надбрамный корпус (1835). Тогда группа русских художников расписала интерьер главного храма Успенской церкви. Стены и своды храма украсила богатая полихромия. Доныне частично сохранились и художественные работы львовского живописца Луки Долинского, созданные в 1807-1810 гг. Огромный четырёхъярусный необарочный иконостас внутри Успенского собора называется «Царским», он подарен российским императором Александром II, посетившим лавру в 1859 году.
Окончательную архитектурную точку в ансамбле Почаевской лавры поставил русский зодчий А. В. Щусев. По его проекту в 1906-1912 гг. в стиле русского модерна возвели Троицкий собор. Во времена Российской империи Почаевская лавра находилась на четвёртом месте по значению во всей Российской империи. Многократно осуществляли к ней паломничество русские цари (в 1842 году Николай I, в 1856 году Александр II, в 1878 году Александр III). Монастырь с тех пор и доныне является центром православия в его московской интерпретации на западноукраинских землях.
Находясь в Почаеве, стоит также побывать в Почаевском ските, расположенном в живописном сосновом лесу в 2,5 км на юго-восток от лавры. Скит был основан на рубеже ХII и ХIII вв. Мефодием — греческим монахом, который прибыл сюда из Афонского монастыря.
Из книги-путеводителя: Серия «Terra incognita». Тарас Палков «Западная Украина», часть 1 (Волынская, Ровенская, Тернопольская, Хмельницкая области). — Львiв: видавництво «Ладекс», 2010

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?