Есть в России край, который прославился щедрыми залежами полезных ископаемых. Проще сказать каких только ценных пород не хранят недра региона. Железная руда, золото, платина, изумруды… «Родом» отсюда малахит – редкий камень глубокого зеленого цвета с черными прожилками. Речь об Урале – крае, который называют волшебной шкатулкой с невиданными самоцветами.
Опорой региона считается Нижний Тагил – центр машиностроения и черной металлургии. Его история началась в 1721 году, когда в поселении на горе Высокая нашли источник магнитного железняка. Через год «официально» появился Тагил – город заводов, малахитовой шкатулки, расписных подносов. А еще природы редкой красоты и своеобразных достопримечательностей. Одна из них – Господский дом или Музей быта и ремесел горнозаводского населения.
Приданое «горной страны»
Нижний Тагил – второй по численности город в Свердловской области. Он «лежит» на восточном склоне Уральских гор, на высоте двести метров над уровнем моря. Буквально в двадцати минутах езды от Тагила есть уникальная отметка – условная граница Европы и Азии. Место отмечено стелой, верхушку которой венчает маленький «земной шар». Будучи здесь, путешественники делают снимки «одна нога в Европе, другая – в Азии».
Город расположился на реке Тагил, которая является правым притоком Туры. Историки до сих пор не пришли к единому мнению насчет названия водоема и местности вокруг. По одной из версий, оно могло пойти от татарского: «таг», что значит «еще» и «ыл» – «река». Ссылаясь на мансийский язык, филологи переводят название как «много воды». Есть мнение, что «имя» восходит к тюркскому языку: где «таг» – «гора», а «ил» – «страна». Первое слово в названии появилось из-за расположения на реке двух заводов – выше и ниже соответственно.
Как центр уральской металлургии и город-труженик Нижний Тагил стал известен благодаря Демидовым – семейству землевладельцев и горнозаводчиков. Прославившись как искусный оружейник, основатель династии – Никита Антуфьев, завоевал расположение самого Петра I. В 1702 году Антуфьев получил от первого императора Всероссийского два завода на Урале – Верхотурский и Невьянский. В период с 1710 по 1720 годы промышленник сумел открыть в регионе еще несколько предприятий, стать дворянином и получить от царя новую фамилию – Демидов.
В 1725 году своей махиной обзавелся и Нижний Тагил – Демидовы основали Выйский чугуноплавительный и железоделательный завод. Через три года в городе выросло еще одно предприятие, объединяющее в себе восемь производств, образующих Горнозаводской округ.
С 1820 по 1840 годы на заводе, образованном Никитой Демидовым, трудились крепостные – отец и сын Мирон и Ефим Черепановы.
Интересный факт: в В 1833-1835 году в России появился первый паровоз. Его изобрели Черепановы, памятник умельцам украшает центральную площадь Нижнего Тагила.
Благодаря Демидовским «детищам», город прославился и как центр зарождения самобытного народного промысла – росписи подносов. Нижнетагильское железо как нельзя лучше подходило мастеровитым художникам. В то время металл ковали кузнецы – получались тонкие листы с гладкой поверхностью. Края такого материала легко поддавались декорированию, а лак ложился на него просто идеально. Искусники не только расписывали металл, но и украшали им резные сундуки и столики. Считается, что как промысел Тагильская роспись возникла раньше, чем знаменитая на весь мир Жостовская.
«Заводская» действительность пропитала город навсегда. Однако не только статус «суровой» провинции обрел Нижний Тагил, но и богатое культурное наследие, которое бережно хранится в немногочисленных музеях.
Появление Господского дома
Высокопарным названием обзавелось здание, которое стоит на улице с говорящим названием Тагильская. Сейчас в нем располагается Музей быта и ремесел горнозаводского населения. А в XIX веке дом принимал «высоких» гостей – из Москвы, Санкт-Петербурга и заграничных городов.
Постройка отличается от невзрачных зданий неподалеку. Это двухэтажный дом желтого цвета с рустованным цоколем – облицовка стен напоминает кладку из крупных камней, которые рельефно выступают над фоном. Второй ярус украшен портиком, образованным четырьмя колоннами с витиеватыми капителями на верхушках. И не сказать, что музей, похожий на статного принца, хранит в себе «частички» быта, традиций и промыслов жителей сурового Горнозаводского округа.
Кто из архитекторов трудился над проектом дома, доподлинно неизвестно, однако есть мнения, что автор – Александр Чеботарев – выходец из крепостных, внесший большой вклад в возведение Нижнего Тагила.
Господский дом построили в начале XIX века по желанию Евдокии Дерябиной, которая была вдовой купца из города Кушва, что близ Тагила. В то время у здания были сарай, где стояли кареты, стойбища для коней, небольшие хозяйственные постройки и огромный сад. Природный уголок тянулся до самой реки Тагил и поражал окружающих красотой.
Андрей Дерябин – муж Евдокии, начинал служебный путь как мелкий торговец. Работа свела его Григорием Матвеевым – одним из Демидовских приказчиков, который трудился на благо Горнозаводского округа. Он-то и заключил с Дерябиным ряд контрактов, благодаря которым делец сумел поднакопить деньжат. Этот капитал и пошел на строительство дома в Тагиле, которым впоследствии завладел сын Кушвинского торговца – Тарас. Отпрыск располагал зданием двадцать лет, после чего уехал в родную Кушву. Господский отправился в аренду главного управления Нижнетагильских заводов и во второй половине XIX оказался «под крылом» у Демидовых… Резиденция стала типичным примером барского дома того времени, а соответственно, пристанищем для знатных гостей.
Роковая Аврора
Жила в будущем музее быта и ремесел горнозаводского населения и дива того времени – шведская дворянка Аврора Шернваль. Ее родители переехали в Финляндию, которая после войны вошла в состав России. Аврора носила прозвище Роковая, и не потому, что разбивала сердца поклонников, а потому что два жениха, с которыми жизнь сводила женщину, погибли.
Третьей любовью красавицы стал Павел Демидов – наследник огромного состояния, промышленник, участник Бородинского сражения, а с 1831-го – статский советник.
Согласно преданиям, Павел увидел Аврору на балу и был сражен. Добиваясь Роковую, меценат осыпал ее «богатствами». Он преподнес ей дорогущее ожерелье, платиновую шкатулку – находку, добытую на рудниках Горнозаводского округа. А еще платок, который, по слухам, принадлежал жене Наполена и алмаз «Санси». Один из самых прекрасных камней мира… Это «огромный» бледно-желтый алмаз весом 55, 23 карата, он побывал в руках многочисленных богачей со всего земного шара, а с 1978 года хранится в Лувре.
Павел Демидов скончался молодым, в 42 года его жизнь унесла чахотка. Роковая Аврора осталась с сыном на руках и носила траур шесть лет. В это время она взяла под опеку наследство мужа – заводы Нижнего Тагила, и управляла ими с помощью приказчиков.
В 1846 году женщина вновь связала себя узами брака, ее избранником стал Андрей Карамзин – брат известного историка и литератора. Новый муж решил управлять Нижнетагильскими гигантами, тогда-то они с Авророй зачастили в промышленный город. «Приютом» для пары был Господский дом.
В те годы при производствах Тагила функционировали учебные заведения для детей и богадельни для инвалидов и брошенных стариков. Андрей Карамзин увеличил их количество и открыл в городе читальню. Считается, что именно он ввел восьмичасовой рабочий день на Нижнетагильских заводах.
Аврора в добрых делах не отставала: официально детских садов в то время не было, но женщина создала их прообраз. Она принимала в ясли ребят от одного года до восьми лет и содержала их на личные средства. В Авроровском садике обитали коровы, а еще имелся свой огород и скверик. Вскоре у всех Демидовских заводов появились подобные детские комплексы.
К сожалению, в 1854 году Аврора снова стала вдовой, Андрей Карамзин погиб на крымской войне. Остаток дней Роковая провела на фазенде в пригороде Хельсинки, в родной Финляндии.
Известно, что позже в будущем музее останавливалась княгиня Елена Трубецкая. Она была женой Павла Павловича Демидова – сына Авроры. Государыня приехала в Нижний Тагил, чтобы захоронить прах мужа «в родной земле», как он завещал. Последним пристанищем Павла стал семейный склеп, устроенный в Выйско-Николаевской церкви.
Дальнейшая судьба
С приходом ХХ века судьба Господского дома изменилась, в него заселили ведущих инженеров Нижнетагильского чугуноплавительного и железоделательного завода. А после революционного 1917-го особняк вовсе стал коммуналкой, опять же для работников железного гиганта.
В восьмидесятые Господский дом вошел в состав Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал». Настал период реставрации, который длился почти десять лет… Летом 97-го здание обрело новый статус – Музей быта и ремесел горнозаводского населения. Идейным вдохновителем художественного интерьера стал Вячеслав Савин – художник, уральский создатель выставок по истории XX столетия. Экспонаты для обновленного дома собирали Татьяна Петрухина и Эльвира Меркушева. Первая заведовала отделом этнографии Нижнетагильского музея-заповедника, вторая была ее ученицей и помощницей.
Команда потрудилась на славу, и в 1998 году получила за удачную работу областную премию, как и экспозиция новехонького «хранителя» истории. На первом этаже музея можно увидеть всяческие поделки из металла и бересты, старинную одежду обитателей Горнозаводского округа, тканые и вышитые вещи уральских рукодельниц. Здесь гости музея полностью погружаются в быт и знакомятся с промыслами крепостных крестьян – кожевенным, бондарным, бурачным и т.д. Расписные туески, бочки, кадки, сундуки, обувь, посуда, ножи, мечи…
Поднявшись на второй этаж, можно «переместиться» во времени: восстановленные «разноклассовые» интерьеры эпохи VIII-XX столетия считаются изюминкой музея. Тут же хранятся вещи Демидовых, и множество «артефактов»: страниц старых документов, фотографий, книг и карт, которые наглядно демонстрируют становление Нижнего Тагила и его жизнь в разное время.
Тагильская Мадонна
1924-й стал знаковым годом для Музея быта и ремесел: в нем обнаружили картину «Святое семейство», которую мог написать итальянский живописец Рафаэль Санти для римской церкви Санта-Мария-дель-Пополо.
Интересную находку – кипу холстов нашли на чердаке дома. Одна картина выделялась среди остальных: на доске еле различался образ Мадонны с ребенком, а часть и вовсе была отломана. Позже ее тоже удалось найти, она играла роль ступеньки. На ней был нарисован спутник Мадонны.
Картину отдали краеведческому музею Нижнего Тагила, где ее тщательно изучили. На холсте различался «автограф»: «Рафаэль Урбинский, 1509 год». Однако эксперты знали: «Святое семейство» или «Мадонна дель Пополо» часто кочевала по миру и за свою историю успела приобрести немало копий.
«Тагильскую Мадонну» взялся реставрировать знатный московский искусствовед Игорь Грабарь. После трех лет работ он пришел к выводу, что картина «может быть» оригиналом, некогда выставленным в Римской церкви…
«Тагильская Мадонна» много лет висела в Государственном музее имени Пушкина. Однако в 1978-м все-таки вернулась на малую «родину». Теперь ее можно увидеть Нижнетагильском музее ИЗО.
Современные искусствоведы склоняются к тому, что картина не принадлежит перу Рафаэля Санти и является копией. Но до сих пор неизвестно, кто ее написал, и как она оказалась на чердаке Господского дома…