СОБОР УСПЕНСКИЙ, кон. 17 — нач. 18 в.; кон. 18 — нач. 19 в. ул. Гора Свободы. Поставлен на Соборной горе на территории бывшей древней крепости. Построен в 1699 г. как зимний храм вместо сгоревшего в 1695 г. деревянного. Здание кирпичное, побелено по кладке. В кон. 18 — нач. 19 в. сооружены новый алтарь и шатровая колокольня. В 1824 г. рядом была возведена небольшая часовня, а в 1828 г. с северо-восточной стороны — крупный летний Казанский собор на средства местного мещанина В. Шишкина. Образовавшийся соборный комплекс во 2-й пол. 19 в. обнесли кирпичной оградой с воротами с юга.
К настоящему времени сохранились только зимний Успенский собор и ворота. Это древнейший памятник культового зодчества города, представляющий собой провинциальный вариант московского барокко, с более поздними по времени, но сохраняющими традиции 17 в. частями. Основной объем Успенского собора — восьмерик на четверике — характерен для храмов нарышкинского типа, но трактован несколько тяжеловесно. Приземистый односветный квадратный в плане четверик несет широкий восьмерик с купольной гуськовой кровлей и луковичной главкой с перехватом на граненом барабане. Пониженный полукруглый алтарь и небольшая почти квадратная трапезная (на боковых ее фасадах — по одному окну) равны по ширине основному объему. В композиции доминирует колокольня: ее четверик с арочным входом с запада несет восьмигранный столп, завершенный арками звона и увенчанный мощным шатром с тремя рядами слухов и маленькой главкой.
Упрощенное декоративное убранство фасадов архаично и тяготеет к формам сер. 17 в.: лопатки, огибающие углы четверика, простые карнизы с поребриком в завершении объемов, наличники арочных окон на боковых гранях восьмерика — с полуколонками и килевидными завершениями, акцентированные колонками углы восьмерика. На стенах апсиды прямоугольные окна в рамочных наличниках с сандриками чередуются с пилястрами, поставленными в простенках. Аналогичные по форме окна четверика (две оси на боковых фасадах и трапезной) обведены простыми рамками. Углы нижнего четырехгранного яруса колокольни отмечены парными пилястрами, фланги граней столпа — лопатками. Килевидные архивольты арок звона и уплощенные наличники различных по форме слухов дополняют декор. Основное помещение храма с тромпами при переходе к восьмерику перекрыто восьмилотковым сводом, алтарь — конхой, трапезная — полулотковым сводом. В нижнем ярусе колокольни, служившем притвором, свод коробовый; лестница в его северной стене ведет к звону. Кирпичные и побеленные ворота представляют собой два пилона с арочными проходами, раздвинутые на ширину проезда. Пилоны завершены треугольными фронтонами с главками, а их плоскости украшены выполненными в кирпичной кладке крестами и плоскими фигурными нишами. В тимпане фронтона — киоты. Сохранились два прясла ограды в виде низкой стенки, ограниченной четырехгранными столбиками.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3». М., Наука, 2000, с. 87-88.
Успенская соборная церковь г. Плеса. В приходе собора 3 церкви: две в самом городе, третья в приписном к собору с. Антоновском. В г. Плесе церкви каменные, при одной из них каменная колокольня. Церковь с колокольнею зимняя, устроена в 1699 г. на какие средства и кем — неизвестно. Другая церковь летняя, устроена в 1828 г., строителем ее был плесский мещанин Василий Шишкин, но на какие средства, неизвестно. Церковь в с. Антоновском деревянная, с такою же колокольнею, устроена в 1747 г., кем и на какие средства – неизвестно. Все церкви обнесены оградами: при Плесских из пачечного железа на деревянных столбах, а в с. Антоновском деревянная, из ряда столбов, связанных деревянными поперечинами. Кладбища особого при соборе нет, прихожане погребаются на общих городских кладбищах Преображенском и Петропавловском. В с. Антоновском кладбище при церкви, в ограде.
Престолы: в зимнем соборе в честь Успения Божией Матери, в летнем в честь Казанской иконы Божией Матери и в с. Антоновском во имя пр. Ильи. Достопримечательности собора: Казанская икона Божией Матери, почитаемая чудотворною (несколько случаев чудотворений от нее записано в летописи собора), украшенная жемчужной с драгоценными камнями ризою; крест напрестольный со св. мощами, устроен из дерева и вложен в серебряный позлащенный, правильной восьмиконечной формы крест; икона в створах св. и Живоначальной Троицы каменная, в ней вложена частица св. мощей. Постоянные средства церкви — 700 руб. в билетах вечного вклада.
Причт: священник, диакон и псаломщик. Средства причта: проценты в количестве 72 руб. с вечных вкладов на поминовение усопших; доход от богослужений и треб; от аренды, получаемой за землю церкви с. Антоновского 240 руб. Всего доходов получается на долю священника 445 руб., диакона 288 руб., псаломщика 149 руб. Церковная земля в пользовании причта есть только при церкви с. Антоновского: усадебной 1400 кв. сажень, сенокосной и лесной 6 десятин 300 кв. сажень, пахотной 26 десятин 194 кв. сажени, под бичевником 1160 кв. сажень и под рекой Волгой 9 десятин 900 кв. сажень. Планы на церковную землю есть.
Прихожан муж. пола 295, жен. пола 342. Приписные к собору прихожане церкви с. Антоновского в большинстве занимаются хлебопашеством и живут оседло, а прихожане горожане, за исключением нескольких лиц сапожников и портных, занимаются торговлей. К собору, кроме части города, прихожи два селения Костромского уезда: с. Антоновское и д. Подъельново, оба селения в расстоянии 3 верст.
Школ при соборе нет, дети прихожан обучаются в городских училищах. Священник собора в настоящее время ни в одном из них законоучителем не состоит.
«Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография 1911 г.
Одна из самых старых церквей Плёса — церковь Успения Пресвятой Богородицы на Соборной горе. Её даже считают старейшей по времени основания во всей Ивановской области, ведь первый деревянный храм на этом месте был возведён ещё в ХV веке, когда Соборную гору окружали крепостные стены, возведённые при великом князе Василии I. В 1695 году деревянная церковь, увы, сгорела. Была ли она той, которую построили ещё при князе Василии? Вряд ли. Всё-таки 200 лет для деревянного строения — это очень большой срок. Всего четыре года Соборная гора простояла без храма. Уже в 1699 году была построена новая каменная церковь. И вот уже четвёртое столетие жители и гости Плёса любуются этим замечательным памятником архитектуры.
Историки утверждают, что сегодняшний каменный собор — точная копия старого деревянного. Он довольно прост по архитектуре — этакий вариант московского барокко, знаменитый «восьмерик на четверике» с небольшой главкой и шатровой колокольней. В трапезной всего два окна, выходящих одно на север, другое на юг. Восьмерик окантован незатейливыми карнизами, которые поддерживаются полуколоннами. Над окнами — килевидные наличники. Окна апсиды в простых рамах и тоже не выделяются особенными изысками. Искусствовед и специалист по храмовой архитектуре Валентина Казаринова в одной из своих книг утверждает, что строгим и аскетичным Успенский собор задумывался строителями изначально, поскольку местные священники в конце ХVII века довольно негативно относились к изощрённой и богатой столичной архитектуре, считали её «светской и суетной». Но можно также представить, что строители были серьёзно стеснены в средствах, о чём свидетельствует и тот факт, что колокольню к церкви пристроили лишь спустя сто лет.
Сегодня высокие берёзы заслоняют храм, а прежде он был прекрасно виден с любой точки Плёса и был этакой зрительной доминантой города. Старый справочник о церквях Костромской епархии сообщает, что в начале ХIХ века приход Успенского собора насчитывал три церкви. Две из них — в Плёсе: зимняя и летняя, и одна в селе Антоновка, та самая, которая позже переедет в Плёс, к Воскресенской церкви. Рядом с Успенским храмом в 1828 году была построена летняя Казанская церковь, о которой сегодня напоминает только поклонный крест. Однако ежегодно в день празднования Казанской иконы Божией Матери настоятель Успенской церкви отец Андрей возглавляет под колокольный звон крестный ход прихожан от Успенского собора к тому месту, где раньше располагалась Казанская церковь.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №259, 2017 г.
Собор Успения Пресвятой Богородицы в своём новом каменном виде появился здесь, на Соборной горе, в 1699 году после пожара, охватившего прежнюю деревянную церковь, и почти полностью повторил её очертания. Успенский собор в дереве, в свою очередь, появился здесь на месте крепости, созданной по приказу Дмитрия Донского в 1400 году и призванной защищать подступы к Ростово-Суздальскому княжеству с Волги. Дважды крепость разрушалась: сначала татарами, а потом — поляками. В третий раз крепость решено было не восстанавливать, а поставить на горе храм.
Успенский собор из белёного камня простой и в то же время красивый. Стиль его во многих источниках искусствоведы называют провинциальным вариантом московского барокко. Первый ярус собора — четверик с равными по ширине трапезной и алтарной по бокам. Из четверика как будто вырастает восьмигранный второй ярус с купольной кровлей. Он довольно мощный и создаёт ощущение приземистости всей церкви. Такой объём часто называют «восьмерик на четверике». И над колоколообразным сводом тянется ввысь маленькая главка с перехватом на небольшом восьмигранном основании. Храм не богат оконными проёмами. Трапезная имеет только два световых окна на боковых фасадах. Скупое оформление фасадов напоминает архитектуру XVII века. Восьмерик оформлен простыми карнизами, поддерживаемыми колоннами по его рёбрам. Арочные окна трапезной и основного объёма в фигурных килевидных наличниках, прямоугольные окна апсиды в простой рамке. Меж окон алтарного выступа расположены пилястры.
В конце XVIII — начале XIX веков со стороны трапезной к Успенскому собору пристроили богато оформленную колокольню. Основание колокольни — тот же восьмерик на четверике, заканчивающийся шатровым сводом. Шатёр наполнен слуховыми оконцами различного оформления. В северной стене основания колокольни встроена лестница, ведущая к звону.
В 1824 году рядом с Успенским собором появилась небольшая часовня, а в 1828 году на средства плёсского мещанина В. Шишкина был выстроен Казанский летний собор. В конце XIX века вокруг этого соборного ансамбля возвели каменную ограду с воротами с южной стороны. Сейчас комплекс из двух храмов, обнесённых оградой, можно наблюдать только на полотнах Исаака Левитана «Тихая обитель» и «Вечерний звон». В городе сохранился только храм Успения Пресвятой Богородицы и каменные ворота. Самый древний собор городка на Волге в настоящее время действует.
В 2007 году губернатор Ивановской области на личные средства произвёл реконструкцию Успенского собора, а также начал благоустройство всей Соборной горы: восстановил ограду, благоустроил смотровые площадки и пешеходные дорожки. В день открытия обновлённого храма 8 июля 2007 года прошёл первый крестный ход с участием многих известных лиц России.
https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=12828