Плёс. Храмовый комплекс Троицкой слободы.

ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС: ЦЕРКВИ ТРОИЦЫ И ВВЕДЕНИЯ, 1-я треть 19 в. ул. Корнилова, 7.
Расположен на юго-западной окраине, в бывш. Троицкой слободе, на небольшой площади при въезде в город из Иванова. Важный планировочный акцент нагорной части города. Деревянная Троицкая церковь известна на этом месте еще в 1628 г., в 1712 г. она заменена новой. В 1778 г. здесь уже было два деревянных храма: летний и зимний (Введенский). В 1808 г. на месте первого из них была поставлена каменная церковь Троицы, в 1828 г. на средства купцов Г.С. и Д.В. Частухиных сооружен зимний каменный Введенский храм. В посл. четв. 19 в. к северо-западу от него построен двухэтажный дом причта. Церкви стоят рядом, параллельно друг другу. Доминирует в комплексе более крупная стройная Троицкая церковь. Стоящая к северу от нее невысокая Введенская дополняет ансамбль своими монументальными формами. Оба храма кирпичные, побелены по кладке, стены дома причта выполнены в лицевой кладке.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 92-95.

Троицкий храм и Введенская церковь находятся бок о бок и встречают всех въезжающих в город со стороны Иваново. О деревянной Троицкой летней церкви есть упоминание в документах первой четверти ХVII века. В 1808 году её разобрали по причине ветхости и на этом месте начали возводить каменный храм, строительство которого завершилось в 1812 году, накануне наполеоновского нашествия. Получилось великолепное строение в стиле барокко, двусветное, увенчанное пятью крупными главами. Троицкая церковь удивительно похожа на Воскресенскую, будто проектировал обе один и тот же архитектор. И это не удивительно, ведь строились они практически параллельно, в одни годы.
Как и в Воскресенской, в Троицкой церкви небольшая трапезная соединяет основной объём с высокой колокольней, точно так же увенчанной небольшим куполом и главкой-луковицей. Расположенную в десяти метрах по соседству Введенскую зимнюю церковь построили чуть позже — в 1828 году на средства купцов Г.С. и Д.В. Частухиных. Зимой она отапливалась и поэтому богослужения в ней проходили круглый круглый год. Это довольно просторный одноэтажный храм с длинной низкой трапезной в стиле позднего классицизма. Кровлю строения венчает широкий купол с высокими портиками. В 1934 году Троицкий храм местные власти решили снести, сославшись на его якобы «аварийное» состояние. Но его удалось отстоять. В храме сохранилась клеевая роспись начала ХIХ века.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №259, 2017 г.

При въезде в Плёс со стороны уездного города Иваново на современной привокзальной площади, которая ранее называлась Троицкой слободой, стоят две совсем не похожие друг на друга церкви, в то же время дополняющие друг друга. Это церковь Троицы Живоначальной (в народе — Троицкая) и церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм (Введенская). Троицкая церковь — холодная летняя, выполнена в стиле барокко, Введенская — тёплая зимняя, в стиле провинциальный ампир, как называют подобный классицизм некоторые искусствоведы.
Впервые Троицкая церковь упоминается в XVII веке, будучи ещё деревянной. 1808-м годом датируется появление первой каменной приходской церкви в центре нагорной части Плёса в начале двух трактов: шуйского и нерехтского. В том же году церковь была заново освящена, приобрела вторую жизнь. Четверик храма — двухъярусный, высокий, увенчанный пятью луковичными главками на гранёных постаментах. Центральный купол даёт солнечный свет внутрь храма, благодаря арочным окнам по четырём сторонам восьмигранника. Свет льётся и во все оконные проёмы основного объёма, трапезной и алтарной части. Трапезная на квадратном основании и полукруглая апсида сильно занижены.
Рядом вырастает трёхъярусная колокольня, устремляющаяся ввысь, снабжённая арками. Она создаёт с церковью единое целое, т. к. присоединена к трапезной. Единственная луковичная чешуйчатая главка колокольни повторяет церковные купола, только — на четырёхгранном барабане, вместо восьмигранных оснований храма. Все фасады богато украшены фризами, карнизами, наличниками в стиле барокко.
Существует мнение, что клеевая роспись, сохранившаяся в храме по сей день, создана художниками из Санкт-Петербурга в 1870-х годах. Мастера Академии художеств копировали в своём творчестве западноевропейскую живопись. Используя свет, струящийся в храм отовсюду, оформители с помощью ярких чистых красок и тонкого письма подчеркнули оптимистическое настроение церкви.
Рядом с Троицкой церковью в 1828 году на средства купцов Гавриила Семеновича и Дмитрия Васильевича Частухиных была построена тёплая зимняя Введенская церковь. Так же, как и её «сестра», каменная церковь Введения Пресвятой Богородицы сменила здесь деревянную. Храм ниже соседнего вдвое. Маленькая главка расположена на широком купольном основании четверика. И трапезная, и алтарная части имеют угольную форму и двускатные кровли с фронтонами на торцах. Высота их занижена относительно основного объёма. Приземистый четверик чуть вытянут в направлении север-юг. Внешнее убранство Введенской церкви более лаконично, чем наряд Троицкой. Выделен только портик на восточной части апсиды.
Обе церкви — действующие. Архитектурный ансамбль двух церквей дальше всех уходят от берега внутрь городских построек на улицу Корнилова, 7. Каждое строение имеет каменную ограду.
https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=12827

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?