Церковь Троицы — замечательный образец культовой архитектуры костромских земель нач. 19 в., выполненный в стиле барокко. По своему решению близка к церкви Николая Чудотворца (1779) в г. Приволжск, что дает возможность предположить использование последней в качестве образца. Крупный двухъярусный четверик с аттиком увенчан пятью луковичными главками с перехватами на восьмигранных барабанах. Полукруглый алтарь и короткая трапезная со скругленными западными углами понижены до уровня первого яруса четверика и чуть сужены. Стройная трехъярусная колокольня отличается подчеркнутой вертикальной устремленностью своих постепенно уменьшающихся в плане четвериков с арочными проемами. Ее венчает четырехгранный купол с люкарнами и луковичной чешуйчатой главкой на высоком сквозном барабане. Нарядное барочное убранство храма состоит из поставленных на высокие постаменты пилястр в простенках и на углах объемов (здесь они сдвоенные), развитых антаблементов в завершениях и ярусов рамочных наличников с ушами и лучковыми сандриками. Боковые входы акцентированы двухколонными портиками с фронтонами. В декоре аттика место традиционных кокошников заняли фигурные филенки, разделенные короткими лопатками (с нишками на угловых). Грани двух нижних ярусов колокольни также декорированы филенками; углы их раскрепованы, а грани среднего яруса завершены фронтонами. В третьем ярусе с трехчетвертными колонками по сторонам арок сохранились металлические решетки ограждения. Основной объем перекрыт сомкнутым сводом со световым кольцом барабана, в алтаре и трапезной перекрытия плоские, в нижнем ярусе колокольни — крестовый свод. В северо-восточном устое нижнего яруса колокольни устроена лестница. Необычно небольшое помещение в юго-восточном устое со скругленной западной стеной (вход в него — из трапезной).
Клеевая живопись в основном объеме — выразительный пример росписей сер. 19 в. в духе барокко. В рисованных фигурных рамах на лотках свода помещены четыре крупные композиции: «Горный Иерусалим» (восточный лоток), «Несение креста» (северный), «Снятие с креста» (южный), «Воскресение» (западный). В углах написаны евангелисты с двойными витыми колонками по сторонам. В этих изображениях, тяготеющих к живописи кон. 18 — нач. 19 в., барочные принципы прослеживаются особенно ясно. Для них характерны динамичные композиционные решения, подчеркнуто драматическая трактовка событий. Затейливый гризайльный орнамент на ребрах свода и в верхней части стен также включает многие элементы, распространенные в предыдущую эпоху: переплетающиеся барочные завитки, картуши, витые колонки. Однако их трактовке присущи измельченность и излишняя детализация, свойственные псевдобарочной живописи. На южной и северной стенах композиции расположены в два яруса. В верхнем между окнами первого и второго света помещены сцены, иллюстрирующие евангельские блаженства. На восточных выступающих простенках, кроме того, изображены митрополиты. В трапезной масляная живопись сер. 19 в. сильно искажена при поновлении кон. 19 и сер. 20 в. На потолке написан «Страшный суд», на западной стене — редкая композиция на библейскую тему «Испытание горькой водой» с подробной передачей бытовых деталей.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 92-95.
Троицкая церковь г. Плеса летняя, с каменной колокольней, построена на средства прихожан, окружена оградой каменной. Другая церковь зимняя. В той и другой церкви по одному престолу: в летней — в честь Пресвятой Троицы, в зимней — в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Местные святыни церкви: св. иконы Троицы и Смоленской Божией Матери. Церкви принадлежит капитал: билетами 1120 руб. В Выголове есть часовня св. пр. Ильи, доход от которой поступает на ремонт и освещение той же часовни. Церкви принадлежит склад под церковью, занятый епархиальным свечным складом, арендная плата с которого в количестве 20 фунтов свеч идет в пользу церкви. При церкви есть общество трезвости.
Причт: священник и псаломщик. Средства содержания его: проценты с общего капитала в 2202 руб., доход от богослужений и треб священника 300 руб., псаломщика 100 руб. Священник помещается в своем доме, псаломщик в церковном. Церковной земли: усадебной 887 кв. сажень, под церковью и оградою 770 кв. сажень; планы на землю и межевая книга есть.
Прихожан муж. пола 263, жен. пола 285, приход частью торговый, частью фабричный, частью сельскохозяйственный. В приходе три деревни: Выголово, Попково и Василево, в расстоянии 3-4 верст от города.
«Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография 1911 г.
Деревянная Троицкая церковь стояла на этом месте с 1628 г. В 1712 г. она заменена новой, в 1778 г. было уже два деревянных храма – летний и зимний (Введенский). В 1808 г. на месте первого из них была поставлена каменная приходская церковь Троицы в Плёсе. Она построена в стиле барокко. В 1828 г. рядом с первым храмом сооружена зимняя каменная Введенская церковь, над самым спуском подъездной дороги к бывшему оборонительному рву крепости, решенная в стиле русского провинциального ампира.
В 2014-2015 г.г. проведены работы по реставрации Троицкой церкви — крестов и глав, кровли четверика, трапезной и алтаря, колокольни. В том числе реставрация поврежденной поверхности кирпичной кладки. Выборочная вычинка отдельных участков стен и цоколя, восстановление лицевого слоя кирпичной кладки. Выполнение обмазки кирпичной кладки специальным составом с последующей окраской фасадов церкви. Выполнение новых столярных заполнений, аналогичных существующим, отреставрированы двери колокольни.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru