Побывать в столице Урала и не увидеть плотины на реке Исеть – значит съездить в город зря. Местные и гости Екатеринбурга зовут ее ласково – «плотинка». Главная достопримечательность первого города Свердловской области. Это гидротехническая конструкция отличается своей уникальностью и величием. В России она считается одной из старейших среди сооружений подобного образца.
Екатеринбургская плотина одновременно перекрывает течение Исети, образует городской пруд и выступает мостом, на котором найдется место и пешеходам-зевакам, и мчащимся машинам. А еще эта достопримечательность привлекательна своим живописным видом. Нередко уральские художники переносили ее на холст. Теплыми летними вечерами возле плотины всегда людно. Здесь можно показать себя, да посмотреть на людей.
Так началась история Екатеринбурга
Уральские краеведы называют плотину «сердцем» города. Считается, что именно с ее возведения и пошла его «жизнь».
В начале XVIII века российский император Петр I начал «штудировать» уральские земли, чтобы использовать их под государственные нужды. Оценив площади и богатства края, правитель задумал построить на берегу реки Исеть железоделательный завод. К вопросу подключился приближенный Петра Василий Никитич Татищев. В нашей стране он известен как первый автор «Истории Российской». Этот государственный деятель участвовал в Северной войне, после нее по поручению императора прибыл на Урал, чтобы основать группу заводов. Впоследствии вокруг этих предприятий выросли города, а Татищев составил карту Урала.
Именно Василий Никитич, назначенный на должность руководителя горных заводов, решил построить плотину на Исети, одновременно служившую мостом. По его замыслу – сооружение должно было обеспечивать энергией заводские механические конструкции. Увы, вышестоящее начальство не сразу поддержало идею, отложив строительство до лучших времен. Одной из причин подобного решения стал конфликт между Татищевым и промышленниками Демидовыми, запустившими на Урале: Невьянске, Нижнем Тагиле, Алапаевске серию своих предприятий. Слухи о ссоре и взаимных кознях дошли до Петра I.
Разбираться в ситуации по указу императора поехал военный инженер Георг Вильгельм де Геннин. В 1722-м он, будучи в чине генерал-майора, вступил на должность главы горных заводов на Урале, сменив Татищева. Чиновник провел расследование и рапортовал царю, что Василий Никитич – грамотный управленец, а жалобы Демидовых на него не имеют под собой оснований. Таким образом, вопрос о строительстве плотины снова стал актуальным. Де Геннин принял непосредственное участие в возведении.
Материалом для постройки выбрали уральскую лиственницу – дерево редкой породы. Она славилась своей прочностью – в воде не гнила, в отличие от других растительных сородичей, а напротив лишь крепла и каменела. Тысяча крепостных корпели над объектом, а руководил строительными работами мастер Леонтий Злобин.
Запустили «плотинку» в 1723 году. Постройка получилась низкой, но довольно широкой. Она «одаривала» энергией не только железоделательный завод, как изначально планировал Татищев, но и гранильную фабрику с монетным двором. Сооружение примкнуло к главной улице Екатеринбурга, ныне она называется проспект Ленина. День открытия объекта архитектуры – 18 ноября, стали считать днем рождения города. А Василия Татищева и Георга Вильгельма де Геннина, как идейных вдохновителей, прозвали «отцами» Екатеринбурга. Памятник этим государственным деятелям установлен в центре города.
Интересный факт: жители города «обозвали» Татищева и де Геннина, стоящих в Историческом сквере, «Бивис и Баттхед». Прозвище в честь известного мультфильма.
Плотина меняет обличье
В середине XIX столетия «плотинка» пережила глобальную реконструкцию. Реставрационные работы выполняли по проекту знаменитого архитектора Малахова. Согласно его задумке, сооружение увеличили в ширине и украсили гранитовым покрытием. Пристроили каменную подпорную стенку, декорированную барельефами с уральскими мастеровыми. Рядом поставили памятник основателям города и бюсты Петра Великого и Екатерины Второй. Последняя подарила Уральской столице свое имя. Достопримечательность и все, соседствующие с ней постройки, «окружили» узорчатым заборчиком из чугуна.
Интересный факт: Февральская революция внесла коррективы в культурный комплекс близ «плотинки». Большевики не пожелали видеть на главной городской площади царские лица. Существует версия, что бюсты императора и императрицы утопили в пруду. Однако есть и другая легенда – фигуры раздробили молотом, превратив в пыль, которую, вероятно, рассеяли по ветру. При советской власти на «плотинке» создали ансамбль из нескольких, но уже других бюстов, среди них памятники писателям Павлу Бажову и Дмитрию Мамину-Сибиряку.
Уже в ХХ веке, когда Екатеринбург, или Свердловск, как называли город в то время, готовился к празднованию своего 250-летия, плотину вновь преобразили. На территории, где некогда «пыхтел» бывший железоделательный завод, возвели мемориальный комплекс, имя которого ныне «Исторический сквер». Он собрал памятники промышленных предприятий дореволюционной России. На заводских площадках, доживших до наших дней, разместили музей архитектуры и дизайна, где туристы и жители Свердловской области смогли любоваться станками, настоящими молотами, паровыми машинами и другой техникой. Все эти экспонаты появились в XVII веке и были предназначены для работы на промышленном гиганте. «Изюминкой» коллекции стала водонапорная башня, хорошо сохранившаяся, несмотря на свой солидный возраст – 300 лет!
А в 1998 году, к очередной юбилейной дате – 275-летию, плотину Екатеринбурга «упрочнили» с помощью специальных перекрытий из железобетона. Построили пешеходный переход, позволяющий перейти на другую сторону. Верхнюю часть исторического сооружения превратили в площадь. Пространство рядом с Исетью, близ моста, украсили большим камнем родонита. Порода словно удерживает своим весом грамоту, выполненную из чугуна. На данном документе обозначена дата закладки главного городского Исторического сквера.
А что сейчас?..
Плотину Екатеринбурга давно перестали использовать по назначению. Выработка электроэнергии переложена на «плечи» современной ГЭС. А старинное сооружение является культурным наследием, доставшимся нам от Петровской эпохи. Оно соединяет реку Исеть с городским прудом и украшает историческую площадь.
Нынче «плотинка» любимое место отдыха у горожан и туристов. После рабочей недели тут собирается весь Екатеринбург. Летом здесь катаются на лошадях, катамаранах и кормят уток. А зимой люди гуляют по замерзшему пруду.
Частенько на площади звучит живая музыка, по набережной расхаживают молодожены и иностранцы. Часто тут проходят концерт с участием звезд российской эстрады, а также народные гулянья, фестивали и ярмарки. На берегах реки размещаются уличные художники, которым можно заказать портрет. Жители города дают совет всем туристам – посетить «плотинку» вечером. Именно в темное время суток здесь можно насладиться фееричным шоу музыкальных фонтанов.
Интересный факт: бюст Петру I, уничтоженный после революции, плотине вернули. Он находится на территории железоделательного завода. Последняя версия памятника является точной копией «сверженного» варианта.