Площадь Островского в Санкт-Петербурге окружает Александринский театр и примыкает к Невскому проспекту. В центре великолепного архитектурного ансамбля два шедевра: Александринский театр и памятник Екатерине II. Однако и все остальные его здания, от Российской национальной библиотеки до скромных административных построек, а также сходящиеся здесь улицы Зодчего Росси, переулок Крылова и Малая Садовая, смотрятся как единое целое, поражают гармонией, чистотой и правильностью линий. И все это благодаря русскому архитектору итальянского происхождения Карлу Росси, превратившему в начале XIX века прекрасную, но хаотичную и пеструю застройку северной столицы в законченное произведение искусства — музей под открытым небом.
Площадь неоднократно меняла имя: Аничковская, Александринская, Александринского театра, с 1923 года – Писателя Островского, позже – просто Островского. К известному драматургу, кстати, она не имеет никакого отношения, кроме того, что в Александринском театре неоднократно ставились его спектакли.
Факт! Практически все постройки на площади имеют «народные» названия: «Публичка», «Александринка», «Катька» и «Катькин садик».
История
В XVIII веке это была часть большого сада Аничкова дворца на окраине Петербурга, переходящего от одного фаворита великодержавной особы к другому. Он был построен Растрелли по заказу императрицы Елизаветы Петровны для графа Алексея Григорьевича Разумовского, а впоследствии подарен Екатериной II Григорию Потемкину. Вторая половина XVIII века – период расцвета дворца. В пруду прямо рядом с главной улицей города ловили карасей, бил фонтан, располагались питомники, оранжереи, павильоны и маленький театр.
Однако к концу XVIII века Потемкин продал свое владение, и оно начало ветшать. В начале XIX на его территории построили Публичную библиотеку и Малый театр работы Винченцо Бренна. В 1810-е годы его здание уже казалось тесным и устаревшим, к тому же имело недостаточно представительный вид. Перестройку поручили Карлу Росси – его проект включал преобразование всей местности от Фонтанки до Невского проспекта в единое художественное пространство.
Великий преобразователь Санкт-Петербурга
Карло Ди Джованни Росси родился в Венеции, но еще в юном возрасте с матерью-танцовщицей и отчимом-балетмейстером переехал в Россию, где учился архитектуре у Винченцо Бренны.
Не факт! Городской фольклор «любил» зодчего. Говорили, что настоящим отцом Карло был некий русский аристократ, возможно, сам Павел I. И что при очередной реконструкции кладбища Александро-Невской лавры тела в его гробу не обнаружили.
Он много строил в Москве. Превратил провинциальную Тверь в красивый европейский город с регулярной планировкой, образец для подражания других губернских центров. Вернувшись в столицу, стал архитектором царской семьи. Ему доверили постройку Елагина дворца и реконструкцию Аничкова, Сенат, Синод и, соответственно, Сенатскую площадь. Дворцовая площадь в современном виде существует также благодаря Карлу Росси. Он завершил ансамбль Зимнего, построив Министерство иностранных дел и Главный штаб с Триумфальной аркой.
Стиль ампир, которого придерживался русский итальянец, возник в наполеоновской Франции. За его основу была взята парадная и помпезная архитектура римских императоров. По сравнению со строгими лаконичными формами классицизма, ампир пышный и помпезный, с резкими цветовыми контрастами, призванный подчеркнуть величие империи и ее правителей.
Но гениальность архитектора-новатора заключалась в том, что он умел объединять в свой собственный замысел постройки других творцов самых разных эпох. Карл Росси возводил не одиночные здания, а целые архитектурные пространства, объединенные одной идеей. Великий зодчий тонко чувствовал эпоху, когда на смену большим стилям приходила эклектика, поэтому создал свой собственный стиль, гибкий и пластичный. Своими новаторскими идеями и смелыми проектами он буквально преобразовал Санкт-Петербург, придал ему столичный лоск.
В 1832 году создатель самых красивых петербургских площадей ушел в отставку, не ужившись с Николаем I. Будучи личностью авторитарной, тот мнил себя большим специалистом во всех областях, активно вмешиваясь в замыслы творца. Именитый зодчий был выше придворных интриг, процветающих при дворе нового императора. К тому же сказывался преклонный возраст.
Факт! Даже будучи в отставке он не мог свободно, без разрешения властей, видеться с семьей, которая жила в Ревеле (Таллине). Архитектор так нуждался, что, наступив на гордость, даже перед смертью вынужден был писать властям унизительные письма с просьбой одолжить небольшую сумму денег.
Умер преобразователь Петербурга в нужде — у него было 6 своих детей и 4 приемных от двух браков, и всех нужно было материально поддерживать. Похоронили его на казенные деньги на Волковом лютеранском кладбище и лишь в 1940-м перезахоронили в Александро-Невской лавре.
Факт! Оставаясь итальянцем в России, он общался в основном с соплеменниками. Русскому предпочитал родной итальянский. Лишь незадолго до смерти он все-таки принял российское подданство, чтобы многочисленное потомство не осталось без пенсии.
Александринка
Александринскую площадь он строил с 1827 по 1834 годы. Историки обнаружили 20 вариантов ее застройки. С одной ее стороны он создал фасад Императорской публичной библиотеки с фигурой Миневры – богини мудрости в Древнем Риме, с другой — павильоны Аничкова дворца, огороженные чугунной решеткой с позолоченными орлами. Картину завершила примыкающая к театру улица Зодчего Росси. Эта улица имеет единый фасад. Сдвоенные колонны и окна между ними в форме арок образуют коллонаду. Она, как и арка на Дворцовой площади, построена по кратным соотношениям – длина улицы 220 метров, а ее ширина и высота зданий – 22 метра.
Однако жемчужина всего замысла — новое здание театра. Совместно с инженером Матвеем Кларком он разработал передовые для своей эпохи металлические конструкции перекрытий. Однако государственная комиссия подвергла сомнению этот смелый ход – стройку остановили. Тогда Росси обратился к министру князю Волконскому с письмом, где предлагал «повесить его на одной из стропил», если металлические крыши обвалятся.
В итоге соорудили модель новаторских перекрытий и испытали на прочность перед комиссией. Все прошло великолепно, и строительство началось. Росси дотошно прорисовал в чертежах не только все внешние детали, но и внутреннюю отделку: мебель и цвет обивки кресел. Огромное помещение вмещало 1700 человек, однако Росси так спроектировал коридоры, проходы и лестницы, что зрители могли быстро выйти после спектакля. 31 августа 1832 года состоялось открытие. Театр назвали Александринским в честь супруги Николая I Александры Федоровны.
Не факт! Про Александринку ходят разные байки и предания. Якобы есть на сцене «мертвая» точка, на которой нельзя играть смерть, а то сам отправишься к праотцам. И что не стоит часто ходить к зрителям на поклон, а то зал с необычной энергетикой заберет у актера последние силы.
Росси помимо гонорара одну из лож отдали в пожизненное пользование. Он ее сдавал, чтобы улучшить свое материальное положение. Причем особо не разбирался, кому. Знатная и чопорная публика Александринки часто оскорблялась, увидев рядом с собой в ложе простого купца.
Памятник Екатерине II
Около театра появился сад с извивающейся дорожкой и чугунной решеткой. Завершил формирование художественного пространства памятник Екатерине II работы художника Михаила Осиповича Микешина, установленный к 100-летию восшествия на престол великой правительницы.
Михаил Осипович Микешин – самородок. Он родился в небольшой деревушке Смоленской губернии и только благодаря местному помещику, рассмотревшему его дарование, попал в Императорскую Академию художеств. Окончил ее с Золотой медалью за картину «Въезд Тилли в Магдебург».
В 1859 году в конкурсе победил его проект памятника «Тысячелетия России» в Великом Новгороде, за который он был обласкан властями и получил Орден Святого Владимира 4-й степени. Ему принадлежат памятники Кузьме Минину в Нижнем Новгороде, Александру II в Ростове-на-Дону, а также Педро IV в Лиссабоне, сербскому князю Михаилу Обреновичу в Белграде. В 1869 году Микешин стал академиком.
Факт! Гораздо менее известна другая деятельность Микешина. Он был известным карикатуристом и сам редактировал сатирический журнал «Пчела», делал иллюстрации к произведениям Гоголя, Шевченко, рисовал портреты.
Стройка оказалась грандиозной, как и сама задумка. На высоком пьедестале возвышалась величественная фигура Екатерины II со скипетром и лавровым венком в руках и гербом Российской империи в ногах. Внизу — девять ее знаменитых сподвижников, среди которых фаворит и советчик Григорий Потемкин, непобедимый полководец Александр Суворов, поэт Державин, президент Российской Академии наук и любимая подруга княгиня Дашкова, победитель турок Алексей Орлов-Чесменский, адмирал Чичагов и др. На всю компанию ушло почти 50 тонн бронзы.
Гранит для постамента доставили с Карельского перешейка по воде, а потом по переносной железной дороге. Строили более 10 лет (с 1862 по 1873 годы), и израсходовали огромные по тем временам средства. Одновременно увеличили сквер вокруг бронзовой властительницы – его назвали «Екатерининским».
Не факт! Городские предания гласят, что в основании монумента покоятся драгоценности: богатые дамы бросали их перед началом строительства прямо в разрытую землю под влиянием нахлынувшей любви к покойной императрице. Пока никто не попытался найти этот клад…
В 1878 ансамбль дополнило здание Санкт-Петербургского городского кредитного общества, где кипела культурная жизнь. В литературных чтениях принимали участие Григорович и Достоевский. В 1895 здесь впервые перед публикой выступил Иван Алексеевич Бунин.
Еще один корпус Публичной библиотеки и управление Московско-Виндаво-Рыбинской дороги, построенные в начале XX века, не нарушили архитектурного единства ансамбля.
При советской власти
После победы большевиков площадь стала постепенно лишаться императорской символики. Ее переименовали — в «Писателя Островского». Библиотека получила имя Салтыкова-Щедрина. В дирекции императорских театров сделали Театральный музей. В 30-е памятник императрице вообще чудом уцелел – вместо него местные власти хотели поставить скульптуру Ленина, а сподвижников поменять на видных коммунистов.
В конце 30-х Александринка стала театром им. Пушкина. Пространство вокруг нее постоянно преобразовывали и модернизировали: расширяли тротуары и проезды, работали над освещением. Питерцы бережно относятся к саду на площади Островского — уже после войны, во время которой он был сильно поврежден, здесь высадили около 600 многолетних растений и чайные розы.
Современный период
Сейчас Екатерининский сад как никогда оживлен и наполнен колоритными личностями. Со времен перестройки вдоль его ограды уличные художники устраивают вернисажи – продают свои произведения и рисуют желающих. Вокруг расхаживает множество «императриц» с «фаворитами», облаченных в старинные наряды, чтобы сфотографироваться с туристами. На лавочках сидят шахматисты. На Новый год переливается разноцветными шарами и гирляндами елочный базар. Здесь же выступают фольклорные коллективы, проходят благотворительные акции.
С конца 80-х Екатерининский сад последовательно приобретает свой исторический облик. В 90-е годы Александринскому театру вернули имя и в ходе генеральной реконструкция 2005-2006 годов воссоздали первоначальные интерьеры, превратив его при этом в одну из самых современных и хорошо оборудованных сценических площадок мира.
Но спасения от вандалов найти так и не удалось — в 1990-е годы императрица лишилась тяжелой, практически неподъемной, цепи и ордена, а также «ограбили» ее сподвижников. У Суворова «отобрали» шпагу, причем уже не в первый раз. Похищенное удалось найти и вернуть владельцам во время реставрации 2003 года. Но попытки отнять у великого полководца шпагу продолжаются.
Сейчас площадь Островского — одно из любимых мест прогулок петербуржцев и гостей города. Величественная, выдержанная в идеальных пропорциях, строгая и стройная, она при этом домашняя и уютная, располагающая к творчеству и дружескому общению.