Плещеево. Церковь Казанской иконы Божией Матери.

Николаевская церковь села Плещеево — каменная, с такою же колокольнею и оградой. Построена в 1804 г. старанием прихожан на месте сгоревшей в 1800 г. деревянной церкви, а в 1908 г. значительно расширена. Кладбище при церкви. Престолов 3: в холодной а) в ч. Казанской иконы Божией Матери, в теплой б) правый во имя прор. Илии, в) левый — во имя святит. Николая. Расстояние от Костромы 172 в., от Солигалича 45 в.
С сайта Православные храмы Костромской губернии

Один их наиболее выразительных сельских приходских храмов типа восьмерик на четверике, отличающийся мягкой пластикой объемов и тонкостью фасадного декора в стиле классицизма. Волостное село Плещеево было центром церковного прихода. Никольский каменный храм в нем был построен старанием прихожан в 1804 г. Во 2-й пол. 19 в. церковная территория была окружена утраченная ныне кирпичной оградой, прясла которой, разделенные столбами с четырехскатными кровельками, были декорированы полуциркульными нишами, а угловые башни с восьмериками на четвериках завершены гранеными куполами со шпилями. Главные ворота находились с южной стороны. В кон. 19 столетия к югу от храма в линию с оградой была встроена хозяйственная постройка. В 1908-1909 гг. под наблюдением архитектора Н.И. Горлицына узкий притвор между трапезной и колокольней был разобран и трапезная была распространена к западу, а по сторонам колокольни построены палатки для ризницы и библиотеки. Судя по разной толщине стен (в палатках они более тонкие), эти работы проводились в два этапа. К настоящему времени утрачены главка храма и высокий шпиль колокольни, не сохранились кровли трапезной и алтаря, хозяйственная постройка полуразрушена. Стены храма и хозяйственной постройки сложены из кирпича и побелены по толстому слою известковой обмазки.
Церковь стоит в лесу на территории заросшего деревьями кладбища. В ее симметричной продольно-осевой композиции доминирует объем храма, четверик и водруженный на него восьмерик которого имеют скругленные углы. Восьмерик увенчан яйцевидной купольной кровлей с полицей и граненым световым барабаном. К четверику с востока примыкает полукруглый чуть зауженный алтарь, а с запада – равная храму по ширине протяженная трапезная, слитая с западными палатками и имеющая скругленные в раскреповках углы. Колокольня состоит из трех уменьшающихся по площади стройных четвериков и увенчана высокой изящно изогнутой граненой кровлей с люкарнами в основании и граненым глухим барабаном в завершении.Боковые фасады храма, выделенные едва заметными ризалитами, украшены портиками с четырьмя приставными тосканскими колоннами, несущими неполный антаблемент со ступенчатыми консольками в карнизе и треугольный фронтон, наложенный на равновысокий ему аттик, расчлененный лопатками, крепующими карниз. В интерколумниях портика размещены прямоугольные проемы – входной с профилированным архивольтом и более высокие оконные во вдавленных рамках. Над всеми проемами подняты П-образные ступенчатые (а под окнами узкие лежачие) щиты, и вся эта композиция объединена высокой и плоской прямоугольной нишей. Ребра восьмерика скруглены. Прорезающие каждую из граней прямоугольные окна с профилированными подоконниками и высоко поднятыми маленькими клинчатыми замками заключены в более высокие прямоугольные ниши, оформленными двухпилястровыми портиками, крепующими трехчастный антаблемент. Арочные окошки на основных гранях восьмигранного подглавного барабана украшены архивольтами, опирающимися на плоские пилястры, на диагональных гранях им отвечают узкие прямоугольные нишки. В алтаре прямоугольные окна с лежачими щитами над и под проемами заглублены в прямоугольные ниши, а профилированный карниз дополнен ступенчатыми консольками. Аналогичный декор имеют и фасады трапезной с равномерно расставленными окнами. Все ярусы колокольни прорезаны стройными арками, гладкие, с небольшими замками архивольты которых опираются на профилированные импосты. В нижнем четверике арку фланкируют парные пилястры, несущие антаблемент с триглифами, а в верхних – портики из двух трехчетвертных колонн (углы выпущены), неполные антаблементы которых украшены триглифами и консольками в карнизах. Портики второго яруса увенчаны пологими треугольными фронтонами, а портики третьего – фигурными обрамлениями круглых люкарн резонатора. Декор барабанчика аналогичен храму.Четверик храма завершен купольной ротондой с отверстием световой главы в шелыге и прямоугольными окнами в барабане. Переход от четверика к ротонде осуществлен с помощью очень высоких парусов. Четыре крестообразных столба делят протяженную трапезную на три нефа, перекрытых с помощью подпружных арок поперечными коробовыми сводами с глубокими распалубками. В нижнем ярусе колокольни крестовый свод, а в боковых палатках – плоские потолки. Восточная пара столбов, соответствующая первоначальной части трапезной, украшена карнизами. Амбразуры всех окон в интерьере имеют лучковые перемычки и обрамлены профилированными тягами.В апсиде и в основном объеме храма сохранились остатки росписи сер. 19 в., выполненные маслом в академической манере. В своде апсиды помещен образ «Тайной вечери». В куполе храма – Троица Новозаветная и Силы небесные. В простенках окон барабана фигуры апостолов представлены попарно. На парусах были размещены фигуры сидящих евангелистов и их символы. В нижнем ярусе дверные проемы фланкированы изображением колонн с композитными капителями, несущих иллюзорно выписанный в гризайли антаблемент. В арочных нишах над дверями написаны ангелы с образами Богоматери. В откосах окон первого света – фигуры избранных святых.
Фасады одноэтажной хозяйственной постройки, прямоугольный в плане объем которой вытянут с запада на восток, расчленены лопатками на равные прясла. По южной стороне в каждом из них размещены широкие прямоугольные проемы.
Школа, нач. 20 в. Довольно крупное для сельской местности учебное здание, архитектура которого близка рациональному модерну. Кирпичное здание с неоштукатуренными фасадами возведено в кон. 1900-х гг. Возможно, его строительство было связано с основанием солигаличским купцом Сотниковым на Плещеевской лесной даче большого лесопильного завода.
Двухэтажное здание сейчас стоит в лесу, приблизительно в 200 метрах от Никольской церкви и северным торцовым фасадом обращено к дороге, ведущей к ней. Строгую симметрию прямоугольного в плане объема подчеркивают полукруглые ризалиты по центрам протяженных фасадов с пятью осями прямоугольных проемов. В скаты кровли с переломом с востока и запада врезано по два слуховых окна с лучковыми кровлями. Строгий фасадный декор ограничен горизонталями невысокого гладкого цоколя, профилированными поясами в основании окон первого и второго этажей и венчающим карнизом с широкой гладкой полосой фриза. Проем парадного входа в восточном ризалите объединен с лежачим окном с расстекловкой на восемь квадратов. Здесь сохранилась двупольная дверь с профилированными филенками, украшенными в углах деревянными накладками, имитирующими гвозди с круглыми шляпками. Над дверью черного входа в ризалите противоположного фасада размещено два окна, освещающих междуэтажную лестницу – высокое нижнее перерезает подоконный пояс второго этажа, а перемычка меньшего над ним нарушает нижнюю линию фриза под венчающим карнизом. Проемы всех окон подчеркнуты гладкими оштукатуренными обводами, а рамы имеют характерную для рационального модерна форму – с фрамугами, составленными из нескольких вертикальных стекол. На боковых фасадах проемы расставлены нерегулярно и подчинены внутренней планировке.На каждом этаже по сторонам продольного коридора, освещаемого торцовыми окнами, находится по четыре просторных класса. Вестибюль и лестница перекрыты сводами Монье. В интерьерах уцелели филенчатые двупольные двери с остеклением в верхней части и круглые чугунные печи.
Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 280; Известия императорской археологической комиссии (ИИАК). СПб., 1909. Вып. 31. С. 265. № 692; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 314; Белоруков Д.Ф. Деревни, села и города Костромского края. Кострома, 2000. С. 44; Буйская земля. Кострома, 2002. С. 61; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 10: Буйский район, Сусанинский район. Кострома, 2008. С. 158-160. Архивные источники: ГАКО. Ф. 130. Оп. 4. Д. 2882. Л. 1-27; Ф. 137. Оп. 2. Д. 3689. Л. 1-9. Фототека ИИМК РАН. О. 442.
http://svodokn.ru/object/111963207?open=true

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?