Русская живопись
Плахов Лавр Кузьмич
(1810-1881)
Значение А.Г. Венецианова в истории русского изобразительного искусства трудно переоценить. Учениками великого мастера были замечательные отечественные живописцы. Интересный факт — о выставке в Академии художеств в 1830 году писали: «…правая сторона со входа наполнена произведениями пенсионеров и учеников Академии художеств, иностранных и отечественных любителей, а почти половина левой стороны — произведениями учеников Венецианова!» Среди последних находились и три полотна Лавра Кузьмича Плахова, который происходил из семьи военного, имел большие способности к художественному мастерству и с 1829 года посещавший школу Венецианова. В 1832 году Л. Плахов был зачислен посторонним учеником Академии в пейзажный класс М.Н. Воробьева. Как академист, имевший к тому времени успехи в практической живописи, он стал получать по двадцать рублей в месяц на стол и сто пятьдесят рублей в год на одежду.
Тематика большинства картин Л.К. Плахова — непосредственное влияние А.Г. Венецианова. Только крестьян великого романтика на полотнах Плахова заменяют люди мастеровые — столяры, кузнецы, ремесленники, рабочие. Отсюда названия его картин: «Кучерская Академия художеств», «Столярная мастерская, где занимаются работой и один раздувает огонь», «Обручная мастерская», «Каменщик», «Кузница».
В 1836 году Л. Плахов заканчивает академический курс, получает звание неклассного художника и аттестат первой степени. На средства Общества поощрения художников он побывал на стажировке в Германии. «Не надлежало бы мне выезжать из России для изучения русского жанра», — посетует сам живописец. Именно к лучшим, написанным на национальной почве произведениям Л.К. Плахова относились слова покровителя многих художников В.И. Григоровича: «Замысловатость и правда в сочинении, ловкость чертежа и письма, а всего более народности… заставляли угадывать в авторе талант решительный в роде живописи, обратившем внимание весьма немногих художников».