Особняк братьев Богарсуковых в Краснодаре

По соседству с гостиницей «Центральной» на улице Гимназической находится еще одна архитектурная гордость Екатеринодара. Роскошный двухэтажный особняк из красного кирпича (ныне – историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына), был построен купцами Богарсуковыми для своей семьи. Считается, что этот дом предприниматели возвели «в отместку» конкуренту Поликарпу Губкину, открывшему свой «Гранд-Отель» прямо напротив «Центральной».
По свидетельству кубанского краеведа Виталия Бардадыма, особняк, выполненный в духе «классической эклектики», в котором весьма умело, не нарушая геометрических пропорций и чувства художественной меры, соединились несколько архитектурных стилей, своим броским и оригинальным видом сразу затмил не только гостиницу Губкина, но и собственный отель Богарсуковых. Увы, история не сохранила имени архитектора, спроектировавшего фамильное гнездо купцов.
Внутреннее убранство особняка было под стать фасаду. Потолки дома украшала лепнина, повторяющая элементы наружного декора – цветы, фрукты, листья. Растительно-цветочный орнамент также присутствовал в кованых перилах лестницы из белого мрамора, ведущей на второй этаж. Коридоры дома Богарсуковых были вымощены метлахской половой плиткой производства харьковского завода Эдуарда Бергенгейма, считавшейся в те годы лучшим отделочным материалом на юге Российской Империи.
Стены комнат в особняке были расписаны в технике альфрейной живописи.
Альфрейная живопись (от итал. – al fresca) – настенная роспись, как правило, имитирующая различные виды декоративной отделки помещений (гипсовой лепнины, шёлка на стенах, дорогих пород дерева и т.д.). Также в технике альфрейной живописи выполняется орнаментально-декоративная роспись стен. В отличие от традиционной фрески, альфрейная роспись наносится по сухой штукатурке.
Сюжеты росписей варьировались от зала к залу. В «мавританской» курительной комнате, в которой собирались мужчины для неспешной беседы за кальяном, были изображены сцены из восточной жизни, иллюстрирующие рассказы главы семьи Никиты Павловича о времени, проведенном им в Османской империи. В других залах в росписях преобладали модные в те времена античные сюжеты.
В «Миниатюрных рассказах» известного адыгейского просветителя Сефербия Сиюхова описан случай, связанный с особняком Богарсуковых:
«В 1900 году богатые братья, купцы Богарсуковы Мэджлыш, Къашатыр и Христофор из черкесогаев (черкесские армяне), построили большой красивый дом в Екатеринодаре по Гимназической улице.
Когда дом был окончен, хозяева устроили большой обед с приглашением гостей в связи с новосельем. Среди гостей были и черкесы, в том числе Шумаф Хакуй. Обед прошел оживленно и весело. После обеда старший из братьев, Мэджлыш, а по-русски Никита Павлович, захотел показать гостям внутреннее устройство дома. Он повел гостей по всем комнатам и коридорам, показал богатую отделку стен масляными красками, паркетные полы, богатую мебель, картины, водопроводное устройство с огромными раковинами-умывальниками и ваннами, электроосвещение с большущими люстрами, которые были усеяны гроздьями лампочек, паровое отопление. После окончания осмотра Мэджлыш спросил гостей, понравился ли дом, и, в частности, с этим же вопросом обратился к Шумафу Хакуй, желая, видимо, озадачить его. Шумаф не смутился и сказал: «Ну как может не понравиться такой дом, когда это даже не дом, а целый дворец. Но меня удивляет одно, как это ты, умный человек, строя такой богатый дом со всеми удобствами на долгие годы, не догадался хотя бы в одной из множества комнат поставить такой замок, который мог бы воспрепятствовать пробраться Малакульмоуту (ангелу смерти). Ты должен согласиться, что допустил непростительное упущение…» Меджлыш, почувствовав долю яда в этой шутке, ответил: «Что же поделаешь, Шумаф, такой инженер еще не родился…».
В богато убранном парадном зале находилась сцена, на которой разыгрывались любительские спектакли. В первой половине XIX века на Кубани роли в подобных представлениях, как правило, исполняли офицеры Кубанского казачьего войска. Однако с момента преобразования Екатеринодара в гражданский город в 1860-х гг в развитии любительского театра стали участвовать, главным образом, представители местной интеллигенции: музыканты, преподаватели, врачи.
Со временем дом братьев Богарсуковых стал одним из «культурных центров» кубанской столицы: здесь проводились городские благотворительные концерты, рождественские ёлки, давал спектакли домашний театр, проходили заседания Кубанского попечительского комитета о тюрьмах, директором которого являлся Христофор Богарсуков.
Семья Богарсуковых активно поддерживала национальные благотворительные организации, появившиеся в начале ХХ века (Армянское дамское благотворительное общество, Эллинское и Черкесское благотворительные общества и др.). Известно, что 2 января 1914 г. в доме состоялся благотворительный вечер Черкесского общества, в программу которого входила постановка живых картин «Наезд Кунчука» и черкесские танцы.
В годы первой мировой войны особняк был секвестрирован. С августа 1918 г. здесь располагался штаб Добровольческой Армии генерала А.И. Деникина. После установления Советской власти в здании находилась санитарная часть 9-й армии. В 1920–1930-х гг. – располагался сперва дом пионеров, потом – НКВД.
В течение нескольких следующих десятилетий особняк менял хозяев как перчатки, пока в начале 1960-х годов его не передали Краснодарскому государственному историко-археологическому музею-заповеднику имени Е.Д. Фелицына, который по сей день находится в этом здании.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?