Усадьба Румянцева-Задунайского Великая Топаль

В двадцати восьми километрах южнее города Клинцы раскинулось на малой речке Топалке старинное село Великая Топаль. Оно известно с 1620 года. В разные времена им владели многие польские, украинские и русские земельные магнаты, в том числе и такие известные в нашей истории деятели, как полководец П.А.Румянцев. От Румянцевых Великая Топаль перешла к Голицыным, от Голицыных — к Долгоруковым.
Комплекс усадьбы состоял из барского дома с флигелем, парка с прилегающими фруктовыми садами и церкви Преображения. В первой половике XVIII века Великая Топаль была одним из богатейших имений в тогдашней Малороссии.
Петр I пожаловал Топаль с окрестными селениями своему сподвижнику, дипломату, выходцу из города Дубровника в Далмации Савве Владиславичу, прозванному по второму имени родного города Рагуза — Рагузинским. От бездетного Саввы имение достается его племянникам. Владевший с 1739 года усадьбой Моисей Владиславич устроил в Топали великолепный дом, а около него — «французский сад». По описанию 1781 года — «дом его сиятельства (теперь уже П.А.Румянцева), сделанный итальянским манером, на каменном фундаменте, с погребами, в двух этажах, о 10-ти покоях, при коем сад весьма хороший, регулярно рассаженный, с тремя оранжереями…». Этот дом просуществовал до 1820 года, когда был заменен полностью каменным, с мезонином.
Регулярная планировка парка, по-видимому, сохранилась первоначальной, то есть середины XVIII века. Это подтверждают сохранившиеся в аллеях колоссальные липы — живые свидетели долгой истории усадьбы и ее парка.
План усадьбы составлен в соответствии с исторически сложившейся классической традицией устройства русской усадьбы. Перед домом, украшенным непременным шестиколонным портиком — «парадный двор», слева от него — флигель. Впереди и несколько в стороне — каменная церковь Преображения — выдающийся памятник архитектуры второй половины XVIII века, выполненный на высоком профессиональном уровне в редком для Брянщины псевдоготическом стиле.Церковь Преображения
Церковь Преображения. Выдающийся памятник русской архитектуры поcл. четв. 18 в., выполненный на высоком профессиональном уровне в редком для Брянщины псевдоготическом стиле, близком работам петербургского архитектора Ю.М. Фельтена. Хорошо сохранившееся кирпичное и оштукатуренное здание отличается оригинальностью композиции и архитектурного декора, что позволяет предположить его проектирование кем-либо из столичных зодчих.
Ядром объемно-пространственного построения является двусветная ротонда, завершенная куполом и небольшим декоративным восьмериком с главкой. С востока и запада к ней примыкают равновысокие прямоугольные алтарь и трапезная с закругленными раскрепованными углами. В местах их примыкания на южном фасаде расположены стройные башнеобразные объемы с пирамидальными вогнутыми кровлями и крестами. Башни главного, северного фасада более крупные и высокие; во втором ярусе они трактованы как колокольни, прорезанные стрельчатыми арками звона с круглыми оконцами над ними и увенчанные коронами из остроугольных щипцов. Между этими башнями в лоджии расположен парадный вход с четырехколонным портиком, средние колонны которого раздвинуты. Выразительность силуэта усиливают четыре цилиндрические башенки с яйцевидными кровлями и щипцовыми коронами, поставленные над закругленными углами алтаря и трапезной.
Изящный декор фасадов состоит из сравнительно немногих форм. Основными элементами убранства являются рустованные пилястры на ротонде, алтаре и трапезной и горизонтальная рустовка, охватывающая нижний ярус северных и боковые стороны южных башен, а также закругленные углы трапезной и алтаря. Интересно сочетание основных стрельчатых проемов с небольшими круглыми окнами второго света, которые над северным и южным входами заменены полуовальными. В окнах сохранились рамы с ажурными переплетами. Над стрельчатыми проемами расположены не совсем обычные сандрики-полочки, дополненные треугольными фронтонами внутри портика, колонны которого перехвачены декоративными валиками. К закругленным углам, перебивая рустовку, примыкают стройные обелиски на постаментах.
Не менее выразителен интерьер храма. Основным помещением является эффектный круглый зал со сферическим куполом. Неширокими арочными проемами он связан с трапезной (проем перебит поздними хорами) и алтарем, перекрытыми высокими зеркальными сводами; узкие проходы в их углах ведут в небольшие служебные помещения внутри башенок. Стены зала, трапезной и алтаря декорированы плоскими пилястрами, сандриками на кронштейнах над проемами, а также расположенной под окнами верхнего света широкой лентой фриза с вертикальными «каннелюрами». Завершающий стены тонко профилированный карниз имеет в зале раскреповки с сухариками, под раскреповками — кронштейны с лепными гирляндами, а ниже — плоские прямоугольные ниши, роспись которых не была осуществлена. Купол и своды расчленены радиальными и концентрическими тягами и украшены кессонами со звездочками на темно-синем фоне; четырех круглых клеймах-медальонах купола в технике гризайль изображены христианские символы. Церковная утварь и иконостас относятся к 19 и нач. 20 в. На южной стене икона в пышном барочном резном обрамлении 2-й пол. 18 в.
Хороший образец брянского усадебного дома в стиле ампир; отличается подчеркнутой монументальностью и парадностью архитектуры. Первоначальная планировка изменена после 1917 г. в связи с приспособлением под школу. Одноэтажное здание с подвалом и мезонином над средней частью имеет оштукатуренные кирпичные стены и плоские балочные перекрытия Крупный прямоугольный в плане объем дома с выделенным цоколем вытянут по оси восток-запад. Узкие боковые части слегка понижены, а сильно развитый мезонинный этаж в центре перекрыт двускатной кровлей с фронтонами на торцах. Южный протяженный фасад, обращенный к храму и являющийся главным, украшен шестиколонным входным портиком на массивном цоколе с укороченными тосканскими колоннами, триглифно-метопным фризом и расположенным над ним балконом второго этажа. Крупная полукруглая ниша с замком над балконной дверью подчеркивает центр фасада мезонина, завершенного карнизом с модульонами и большим фронтоном.
Фасадный декор включает также горизонтальную рустовку верхней части стен, неглубокие арочные ниши, в которых расположены прямоугольные окна, треугольные сандрики с кронштейнами над окнами портика и несколько упрощенный широкий антаблемент. Аналогичное убранство имеет и парковый фасад. Боковые части оформлены скромнее, с ложными окнами на главном фасаде, завершенными полуциркульными архивольтами с замкбвыми камнями Существующий в настоящее время боковой вход с западной стороны ведет в коридор, который делит интерьер на две половины. По обе его стороны расположены анфиладно связанные друг с другом комнаты. В середине коридора находится лестница в мезонин.
За домом — парк, с трех сторон окруженный фруктовым садом. Парк невелик, но уютен. Он занимает территорию около 3,5 гектаров. Пять продольных аллей, идущих от дома, в пересечении с тремя поперечными образуют простой геометрический узор.
Сохранившиеся деревья свидетельствуют о разнообразии озеленения аллей. Преобладает липа мелколистная. Она составляет основной фон, и некоторые аллеи обсажены сплошь ею. Посадка плотная — один-полтора метра между деревьями в рядах. В куртинах здесь приятно встретить липу крымскую, европейскую и крупнолистную американскую. Аллеи представляют собой немножко таинственные зеленые коридоры, тишина их располагает к сосредоточенности и размышлениям.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?