Церковь Иоанна Предтечи в Колегаево

Церковь Иоанна Предтечи, может быть, лучший на Сити образец усадебных церквей, к которым потом «всем миром» пристраивали с западной стороны трапезную «зимний храм». Трапезная также мала, как и первоначальная постройка. Здесь все миниатюрно: и восьмерик на четверике первоначальной церкви, и трапезная, и двухъярусная низенькая колокольня, пристроенная к ней.
Присматриваясь, замечаешь в деталях немало сходства с только что виденной церковью в Новом. Это и невысокие «прижатые» портики на северном и южном фасадах четверика с колоннами, завершающимися капителями-вазонами, и меандр у карнизов. Сходство в деталях не случайно, строили храм тоже Сухово-Кобылины и примерно в тоже время в 1797 году.
В почти безлюдном Колегаеве сохранность храма много лучше, чем в людном Новом. Низенький четверик прост и ясен в очертаниях; восьмеричок, украшенный по углам двойными пилястрами, завершенный полусферической крышей, образец тогдашней усадебной церковки. Но без вольностей, чисто местных, строители не обошлись. Особенно любопытны они в завершении постройки: барабанчик с тремя узенькими окнами, разделенными тонкими волютами, несет главку-луковку с забавным двухъярусным покрытием. Его верхний ярусок, словно тюбетейка. На главке — кованый крест на полумесяце.
Но достопримечательность церкви до недавних лет была внутри. Это — редкий иконостас, ровесник церкви. Узенький, он тремя ярусами поднимался во всю высоту храма. В его верхних ярусах помещалось всего по три иконы, но не они были самым главным. Главным являлось богатое собрание скульптур. Ярусный иконостас нес на своих «плечах» более двадцати резных фигур. В разных позах сидели и стояли святые, обрамляя ярусы, и это необыкновенное собрание скульптурных изображений делало интерьер церкви чрезвычайно выразительным.
Колегаевский приход был очень мал и беден. Поновления храма случались редко и были незначительными. Наиболее серьезные происходили в 1908 году и то на невеликие средства священника и «попечительствующих людей». Иконостас переделали, но точно повторяя его, а скульптуры сохранили на своих местах.
Обилие скульптур и их необычное расположение сперва воспринимаются не имеющими аналогии в ближайших местах. Но аналогия, а может, и первообраз есть сравнительно неподалеку, в усадьбе Кривец, возле города Мышкина. Скульптура в усадебной церкви имелась в таком же изобилии и размещалась не менее свободно и смело. «Резные ангелы, как бы вспорхнувшие на самый верх, сидели на карнизе свесив ноги».
Обоим оригинальным иконостасам не суждено было уцелеть. Из Колегаева в музей Мышкина поступило лишь несколько пострадавших фигур. Ситская глубинка вовремя не была замечена музейщиками, и многие её ценности пропали.»

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?