Все места
Церковь

Церковь Спаса Преображения в Станилово

Главное, что привлекает внимание в селе Станилове, - это памятник иной системы образного мышления, каменная церковь Преображения, выполненная в неорусском стиле. Это одна из интересных построек Сити. Постройка разновременная. Для Сити тут редкий случай, когда самой старой частью церкви является колокольня. Трехъярусная, высокая и строгая, уцелевшая от храма 1811 года, со сквозным проходом в первом ярусе, она поставлена уступом к трапезной, за которой - двусветный четверик летней части храма с четырехугольной апсидой. Колокольня - удачных пропорций. И хотя все украшение ее - приставные колонны с абаками, установленные по ярусам, стройность и значительность облика выдают хороший вкус и умение строителей. Все остальное построено намного позднее колокольни. Трапезная невысока, проста, сдержанна. Она подчеркнуто нейтральна. Ее роль явно подчиненная, она присутствует, но почти не участвует в создании образа храма. Зато двусветный четверик, увенчанный пятиглавием, - главный предмет поисков и находок архитектора, главное место проявления мастерства каменщиков. Основное внимание было уделено северному и южному фасадам. Оба фасада летнего четырехстолпного храма представлены эффектными комбинациями декора. Наличники с килевидными очельями, кокошники, ширинки, колонки с поясками и дыньками применены с чувством меры. Облик памятника не растворяется в бесчисленных украшениях, каждое из них и говорит о себе и успешно участвует в создании образа. Зрительным центром фасадов являются ризалиты, захватывающие почти две трети стены. Из ризалита выступают белокаменный невысокий портик с приземистыми кубышкообразными столбами, с неширокой пологой аркой входа, несущей тяжелую массу кладки завершения. Портик любопытен. Старинные прообразы его найти легко, например в решении крыльца церкви Иоанна Предтечи в Угличе. Тяжеловатое живописное крыльцо на столбах-кубышках, пожалуй, наиболее выразительная часть храма. Портал церкви Преображения - это дальний потомок угличских крылец. Приглядевшись к чистой каменной кладке, к продуманному сочетанию глухих железных дверей с мощными столбами, к тяжелой массе портала, оживленной по углам короткими полуколонками, ясно представляешь живую и яркую близость всего этого к поискам талашкинского кружка, к церкви в Абрамцеве, к объемам "русских" вещей Е.Д. Поленовой и к архитектурным решениям А.В. Щусева. Декор станиловской церкви - еще одно проявление большого интереса к монументальному началу, а также к синтезу искусств, который был характерен для конца XIX века. Оттуда и белокаменный киотец, что, словно теремок, венчает мощь портала, и тройное окно над ним, украшенное триадой килевидных очелий из красного кирпича и белого камня, и роскошное завершение среднего, более высокого окна. Устремленность вверх очелья наличников передают и большому кокошнику, словно закомара, венчающему фасад.