Все места
Церковь

Церковь Воскресения Христова в Левашово

Старинное село Левашово, что расположено между Ярославлем и Костромой, известно с середины ХVI века. И связано оно с царём Иваном Грозным. По крайней мере, в 1566 году государь издал жалованную грамоту, согласно которой Левашово со всеми окрестными деревнями и пустошами передавалось мужскому Спасскому монастырю Ярославля. В ведении этой обители село находилось почти два столетия. В этой грамоте также упоминались левашовские церкви в честь Иоанна Златоуста и Николая Чудотворца. Что же касается Воскресенского храма, о котором пойдёт речь, то его возвели в 1779 году. Средства на строительство собирали сами прихожане. Тогда в церкви организовали четыре престола - собственно, Воскресения Христова, Святителя Николая Чудотворца, Святой Троицы Живоначальной и Святителя Димитрия Ростовского. Строили её в северных традициях, которые к тому времени стали очень популярны в Костроме и Суздале, а затем, как отмечают специалисты, и по всей России. Колокольня Воскресенской церкви, построенная в стиле позднего барокко, вызывает особый интерес. В первую очередь тем, что её архитектором был Степан Андреевич Воротилов - удивительнейший зодчий своего времени. Степан Андреевич был архитектором-самоучкой. Он родился в 1741 году в посаде Большие Соли, который славился своими резчиками, каменщиками и художниками. Его отец был небогатым мещанином, и сначала Степан вместе с ним занимался рыбалкой, учился на портного и кузнеца. А потом поступил в артель каменщиков и начал постигать новое для себя мастерство. Кроме того, он полностью самостоятельно обучился рисованию и черчению, а лет в тридцать начал изучать геометрию и алгебру, а также архитектуру. Воротилов возвёл немало замечательных храмов и архитектурных комплексов, однако вскоре его имя было незаслуженно забыто. Даже собор Костромского кремля исследователи приписывали то Д. Ухтомскому, то Б. Растрелли. А ведь он приводил в восторг современников. Исследователь русского зодчества Г. Лукомский отмечал, что "колокольня, построенная при соборе тем же зодчим С. Воротиловым, представляющая издали фантастическое зрелище своим нагромождением арок, колонн и всяких украшений. Вблизи она ещё более потрясает своею грандиозностью. Внушительные марши лестниц, ведущих к ней, дают колокольне хорошее основание, а зимой, занесённые наполовину снегом, марши ступеней лестницы создают плавный переход от земли к самому сооружению, так что после метели колокольня кажется как бы вырастающей из массы снега". Интересная деталь: строительство комплекса обошлось в 12 тысяч рублей, а зодчему за работу выдали премию - 15 рублей. После революции Воскресенский храм в Левашове закрыли не сразу. До 1935 года он оставался действующим, но потом печальная участь большинства церквей постигла и его. Сначала здание приспособили под склад. Есть сведения, датируемые 1938 годом, что в это время тёплый храм вдруг передали местной общине верующих, а летний - колхозу для хозяйственных нужд. Что только не располагалось в последнем: и сельсовет, и паспортный стол, и суд, и дворец бракосочетаний, и медпункт, и даже бюро ритуальных услуг. Печальна оказалась участь церковного кладбища. На его месте проложили магистраль, причём даже не перезахоронив останки покоившихся там людей. Таким образом, было утрачено огромное количество данных о жителях Левашова. В 1959 году на Воскресенский храм обрушилось ещё одно несчастье. На сей раз это было стихийное бедствие - ураган. Он был настолько сильным, что снёс церковную крышу, а также три главы храма. Всё это оказалось на руку местным властям: они давно вынашивали планы закрытия церкви, и вот теперь подвернулся удобный предлог - мол, храм теперь находится в аварийном состоянии, служить там невозможно и крайне опасно - всё может обрушиться в любой момент. Прихожане не были согласны с таким решением. Они писали жалобы в различные инстанции, дошли даже до Москвы, но всё тщетно. Ситуация начала меняться только в 80-е годы прошлого века. В 1986 году Воскресенский храм села Левашова внесли в реестр памятников истории и культуры регионального значения Ярославской области, а двумя годами позже вернули верующим. Началась долгая реставрация.