Все места
Церковь

Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Рыбницах

Когда-то земли, где сейчас находится село Рыбницы и окрестные деревни, принадлежали Ксении Ивановне Шестовой, матери первого царя из династии Романовых - Михаила Федоровича Романова. В 1631 году Шестова дарит эти земли московскому Новоспасскому монастырю, в связи с чем Рыбницы впервые упоминаются в письменном источнике. В начале ХVIII века в Рыбницах была обретена икона Всемилостивого Спаса, в результате этого события в селе на живописном берегу р. Волги будет построена Спасская церковь. Во второй половине ХVIII века село принадлежало известному екатерининскому вельможе генерал-поручику К.Е. Сиверсу. До середины ХVIII века местные жители ходили в храм села Бор-Голышкин, что находился в трех верстах от Рыбниц. К тому же весенние разливы Волги причиняли жителям много неудобств. В Ярославскую духовную консисторию было направлено прошение от всех жителей села с просьбой о возведении в Рыбницах храма во имя Всемилостивого Спаса. Разрешение Святейшего Синода на строительство храма в с. Рыбницы последовало 10 августа 1722 года. После чего была приглашена артель плотников, и работа закипела. Храм освятили лишь в 1759 году. На том же месте на средства местного крестьянина Кирилла Михайловича Кускова с 1789 года по 1792 год строится каменный храм с приходом из четырех деревень Уткино, Свечкино, Тюмба и Овсяники. Рядом с храмом взметнулась ввысь четырехъярусная колокольня в классическом стиле. Престолов в церкви три: главный - во имя Всемилостивого Спаса Нерукотворного образа, в приделах на южной стороне - во имя Святителя и Чудотворца Николая, на северной - во имя Кирилла Новоезерского. Местные мастера-лепщики, украшавшие столичные храмы, не позабыли и о только-что возведенной Рыбницкой церкви, украсив ее всевозможной изысканной лепниной. А капители колонн первого яруса, выполненные с применением коринфского ордера, стали подлинным украшением этого величественного сооружения. С 1890 года церковным старостой был родной брат скульптора А.М. Опекушина Константин Михайлович. В 1896 году по его инициативе на паперти был сооружен киот с двумя иконами. На одной из икон были изображены Святитель и Чудотворец Николай, царица Александра и Мария Магдалина, на другой - мученики Исидор и Максим с благословляющим их свыше Господом. 16 августа 1896 года, в день храмового праздника, эти иконы были освящены и перед ними была возжена неугасимая лампада. В связи с увеличением числа прихожан церкви потребовалось расширение. Староста пригласил губернского архитектора В.И. Шишкина, который предложил соединить летний и зимний храмы в один. Смета на постройку составила 5000 рублей, половину из которых покрыл сам староста К.М. Опекушин. 16 августа 1897 года обновленный храм был уже освящен. В этой церкви крестили тогда еще юного Александра Михайловича Опекушина. И здесь же в 1923 году его отпевали. Великий скульптор был погребен на месте семейного захоронения, на церковном погосте. Долгие годы могила оставалась заброшенной и только лишь в 1972 году на ней появилось скромное гранитное надгробие с лаконичной надписью: "Скульптор академик Опекушин Александр Михайлович". Надгробие было выполнено по проекту архитектора Б.В. Бухты гранитчиком из Ярославской художественной мастерской Алексеем Фотиным. За надгробием Александра Михайловича находится могила его отца Михаила Евдокимовича с остатками кирпичной кладки, на которой стоял бронзовый бюст, с любовью выполненный его сыном. В настоящее время бюст находится в Ярославском художественном музее. Сам церковный староста Константин Михайлович похоронен здесь же. Церковь была закрыта в 1961 году. Спустя годы от былой красоты и величественности храма не осталось и следа. Церковь возвращена верующим в 1993 году, медленно реставрируется.