Все места
Церковь

Храм Спаса Преображения Господня в Замостье

<h2>Содержание</h2> <ol> <li><a href="#Основание_Преображенского_храма">Основание Преображенского храма</a></li> <li><a href="#Архитектура">Архитектура</a></li> <li><a href="#Интерьер_храма_Преображения_в_Замостье">Интерьер храма Преображения в Замостье</a></li> <li><a href="#Росписи_в_храме_Преображения">Росписи в храме Преображения</a></li> <li><a href="#История_храма_Преображения">История храма Преображения</a></li> <ol> <li><a href="#Храм_сейчас">Храм сейчас</a></li> <li><a href="#Священники_служившие_в_храме">Священники служившие в храме</a></li> </ol> <li><a href="#Богослужения_в_храме_Преображения">Богослужения в храме Преображения</a></li> <li><a href="#Адрес_храма">Адрес храма</a></li> </ol> <h2 id="Основание_Преображенского_храма">Основание Преображенского храма</h2> <p>Слобода Замостье ныне Суджанский район Курской области РФ была основана как форштадт сотенного города Сумского Слободского казачьего полка - Суджи. История Спасо-Преображенского храма в Замостье уходит в XVII века.</p> <p>История Храма Преображения в Замостье начинается с 1664 Деревянная церковь, располагалась за рекой Суджею промеж реки Суджи и речки Смердицы, у Московской и Болгородской дороги. Церковь во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.</p> <p>Согласно справочной книге о церквах за 1908 храм Преображенский был построен в 1865 В клировой ведомости от 1916 храм считается построенным в 1875 году</p> <p>Храм Преображения в Замостье был построен тщанием прихожан и 24 октября того же года храм был освящен епископом Курским и Белгородским Сергием.</p> <p>На территории храма находились дом – сторожка и сторожка малая.</p> <h2 id="Архитектура">Архитектура</h2> <p>Храм Преображения Господня в Замостье – каменный пятиглавый храм, трехнефный, шестистолпный и крытый железом. Был окружен каменной оградой. На территории храма находились «дом-сторожка» и «сторожка малая» - каменные, крытые железом. В каменной колокольне – 6 медных колоколов, 1 маленький медный колокольчик у окна. Их общий вес составлял 420 пудов.</p> <p>Боковые главки храма глухие. С западной стороны к храму пристроена шатровая трехъярусная колокольня. Долгое время храм простоял не расписанный.</p> <h2 id="Интерьер_храма_Преображения_в_Замостье">Интерьер храма Преображения в Замостье</h2> <p>До росписи храма, интерьер был решен следующим образом.</p> <p>На фоне белых стен были поставлены иконы, некоторые из них своей формой повторяли конструктивные особенности храма. Такая икона сохранилась в северном нерасписном приделе храма. Она написана суджанским художником-иконописцем П. К. Лихиным (1879 - 1967 гг.) в 1915 </p> <p>Большеформатная икона св. Иоанна Предтечи, выполненная на холсте, полностью перекрывает арку вимы северного придела. Своим полукруглым верхним завершением, икона точно вписывается в полуциркульную алтарную арку.</p> <p>Храм имеет три престола:</p> <ul> <li>средний, главный – во имя Преображения Господня в металлической оправе;</li> <li>в правом приделе – во имя Казанской иконы Божией Матери;</li> <li>в левом – во имя Рождества Честного славного пророка Предтечи Крестителя Господня Иоанна, оба деревянные парчевом облачении.</li> </ul> <p>В опись церковного имущества, составленную в 1857 и проверенную в 1890, внесено 16 икон в серебряных рызах, 6 – в металлических, 18 различных киотов с иконами; 30 богослужебных книг.</p> <h2 id="Росписи_в_храме_Преображения">Росписи в храме Преображения</h2> <p>Росписи храма были выполнены в 1922 П. К. Лихиным в соавторстве с Ф. И. Нестеровым и В. С. Клименко (о чем повествует авторская надпись в алтаре). Работы над монументальными росписями не была закончена. Не расписанными остались боковые нефы храма, кроме того, две росписи были оставлены на стадии первой прописки. Вероятно причиной незавершенности росписей стала неблагоприятная политическая ситуация в стране в 20-е гг. ХХ ст.</p> <p>Автор росписей, Петр Константинович Лихин родился в июле 1879 года в Судже.</p> <p>В советское время храм в слободе Замостье и росписи, которые покрывают его стены, не были уничтожены. Несмотря на ряд сюжетных заимствований, в Преображенском храме представлена оригинальная иконографическая программа.</p> <p>Росписи покрывают сплошным ковром купол, потолок, стены и столпы храма. В куполе помещена роспись "Троица Новозаветная" в иконографическом типе Сропрестолье. В простенках окон барабана - ангелы с воздетыми вверх руками и крыльями. Такие позы ангелов призваны выражать прославление Св. Троицы небесными силами. Из-за узости простенков автор нестандартно вкомпоновывает фигуры. В простенке помещены ноги и торс ангела, а голова, руки и крылья написаны над окном.</p> <p>В парусах храма изображены Евангелисты. Фигуры Евангелистов вписаны в круглые медальоны, а медальоны в орнаментальную композицию, состоящую из стилизованных павлиньих перьев. Здесь помещена реплика из раннехристианской изобразительной символики: павлин - символ вечной жизни. В соседстве с образами Евангелистов этот символ принимает более понятное почтение для прихожанина ХХ в.: вечная жизнь возможна только через следование Евангельским истинам.</p> <p>Подпружные арки, на которых водружен барабан с куполом, расписан круглыми медальонами с изображениями ветхозаветных пророков Моисея, Давида, Исаии и Даниила. Медальоны вплетены в орнаменты из виноградных гроздьев. Среди гроздей помещены изображения Евангелия и Скрижалей закона.</p> <p>В основании арок написаны херувимы. В верхних крыльях херувимы держат потиры, под нижними крыльями четырехконечные кресты. С одной стороны арки, на крестах изображен терновый венец, с другой - медный змий. В основании креста полукругом расположено семь шестиконечных звезд. Росписи арок должны были наглядно свидетельствовать о ветхозаветных ожиданиях прихода мессии, о Его приходе уже свидетельствуют Евангелисты, изображения которых помещены выше, в парусах. Встрече Ветхого и Нового Заветов посвящены алтарные столпы, на которых, вместо традиционно изображаемого Благовещения, помещена роспись Сретение.</p> <p>На северном столпе - Богородица с Иосифом, на южном Симеон с Богомладенцем на руках и Анна Пророчица. Благовещение перенесено на арку за иконостасом.</p> <p>В аналогичных арках, по сторонам от центрального иконостаса, помещены росписи Христос с учениками (юг) и Тайная Вечеря (север).</p> <p>На сторонах алтарных арок, обращенных к иконостасу - росписи Рождество Христово (южный столп) и Крещение (северный столп). На внутренних сторонах алтарных арок в орнаменты включены парные изображения голубей - раннехристианский символ ветхозаветной жертвы Богу.</p> <p>На центральных столпах (Т-образной формы в сечении) помещены следующие сюжеты: на южном - Сошествие Св. Духа на апостолов (восточная сторона), Сошествие во ад и архангел Михаил (северная сторона), Юность св. Сергия (с М. В Нестерова) (восточная сторона). На северном: Преображение (западная сторона), Христос, исцеляющий больных (южная сторона), неоконченная роспись (?) (восточная сторона).</p> <p>На западной стене роспись Несение креста, которую фланкируют небольшого размера росписи: "Предание Иуды" (с южной стороны) и "Богородица и Мария Магдалина" (с северной).</p> <h2 id="История_храма_Преображения">История храма Преображения</h2> <p>С 28 марта 1912 по 16 августа 1913 в церкви был произведен ремонт. При церкви действовала церковно-приходская женская школа, в которой в 1916 г. обучалась 121 девочка.</p> <p>Закон Божий преподавал приходской священник Александр Павлович Солодовников, учителем состоял Иван Иванович Пыкин, окончивший Курскую учительскую семинарию.</p> <p>После выхода в свет декрета СНК РСФСР от 20.01.1918 Преображенский храм продолжал действовать в соответствии с уставом религиозного общества с. Замостье. В 1924 г. Суданском волисполкоме было перерегистрировано религиозное общество Преображенской церкви сл. Замостье.</p> <p>Согласно декрету ВЦИК от 23.02.1922 из храма были изъяты 12 серебряных риз и 2 серебряных креста. По просьбе верующих были оставлены в храме иконы Преображения Господня и иконостасные – Спасителя и Божией Матери. В августе 1923 была составлена опись церковного имущества с отметкой об изъятии. Среди прочих изъятых серебряных вещей оказались 10 икон в серебряных ризах.</p> <p>В 1933 община верующих распалась, согласно акту от 21 апреля 1934 большая часть здания храма была передана в арендное пользование Суджанскому заготзерну под зернохранилище. С августа 1937 храм был полностью закрыт ввиду отсутствия священнослужителя.</p> <p>12 февраля 1940 года на общем собрании колхозников было принято решение «О покупке церковного здания колхозом им. Ленина для переоборудования в культурный очаг». Решением Курского облисполкома от 28 мая 1940 г. № 15 церковь была закрыта, здание передано исполкому райсовета для использования в культурных целях.</p> <p>Богослужения в храме возобновились в годы Великой Отечественной войны. 5 марта 1945 в Суданском райисполкоме зарегистрировано религиозное общество «Преображенская православная церковь» с числом верующих 800 чел. Прихожанами храма были жители сел Замостье, Махновка и хут. Дмитрюков. В годы войны в храме служил отец Григорий Травкин.</p> <p>По состоянию на 14.01.1948 Преображенская сл. Замостье была внесена в «Список памятников архитектуры, состоящий на спецучете Управления по делам архитектуры при СМ РСФР». В 1949 г. храм был снят с учета памятников архитектуры.</p> <p>С 1951 года Преображенская церковь была полностью занята под склад Заготзерно. В 1953 половина здания освобождена. В 1954-1955 гг. проведен ремонт храма, отмечено хорошее состояние здания.</p> <p>В 1963 году рассматривался вопрос об объединении приходов церквей в Судже, сл. Замостье и сл. Гончаровке. Однако объединения не произошло: в документах архива за 1970-е годы храмы в сл. Замостье и сл. Гончаровке числятся в списках действующих церквей.</p> <p>В соответствии с Законом РСФСР «О свободе вероисповедания» от 25 октября 1990 по заявлению Управляющего Курско-Белгородской епархии 3 января 1992 Зарегистрирован Устав религиозного объединения – православный приход Свято-Преображенского храма Курско-Белгородской епархии РПЦ (Московский патриархат). Согласно Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 зарегистрирована религиозная организация – Преображенский приход с. Замостье (свидетельство от 16.11.1999 № 135р).</p> <h3 id="Храм_сейчас">Храм сейчас</h3> <p>Постановлением губернатора Курской области от 30.10.1998 № 566 ансамбль Свято-Преображенской церкви в составе зданий: самой церкви, церковно-приходской школы, сторожки, ограды с воротами, поставлен на охрану как памятник культовой архитектуры регионального значения. Входящий в ансамбль церкви дом священника включен в «Список выявленных объектов культурного наследия, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».</p> <h3 id="Священники_служившие_в_храме">Священники служившие в храме</h3> <p>Известны некоторые имена священников, служивших в храме в разные годы: Алексей Григорьевич Дьяконов (1899-1920), Александр Павлович Солодовников (1901-1906), Петр Поляков (1917-1922), Флегонт Антонов (конец 40-х – начало 50-х гг.), Ф.В. Бесов (1950-1954), И.В. Дунай (с марта 1954), С.И. Бучковский с 1962 , Алексей Михайлович Кононов (с 1967-1990).</p> <h2 id="Богослужения_в_храме_Преображения">Богослужения в храме Преображения</h2> <p>Богослужения совершаются в воскресные и праздничные дни.</p> <p>Утром в 9.00 и вечером в 17.00</p> <p>Настоятель: протоиерей Петр Немеришин.</p> <p>Престольные праздники:</p> <ul> <li>Преображения Господня - Август 19 [по н.с.]</li> <li>Преображение Господне 19 августа</li> </ul> <h2 id="Адрес_храма">Адрес храма</h2> <p>307820, Россия, Курская область, Суджанский р-н, сл. Замостье, ул. Ленина, 31</p> <h2>Читайте так же</h2> <a href="https://ruskontur.com/places/9575" target="_blank">Храм Преображения Господня Свято-Духова монастыря</a> <a href="https://ruskontur.com/places/8570" target="_blank">Храм Преображения в Великой Топали</a> <a href="https://ruskontur.com/places/8457" target="_blank">Храм Преображения в Творишичах</a> <a href="https://ruskontur.com/places/8399" target="_blank">Храм Преображения в Хотылево</a>