Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Тихвинском

Изданный в 1762 году Манифест о вольности дворянства освобождал дворян от обязательной военной или гражданской службы. В провинции начинается интенсивное усадебное строительство. Выйдя в отставку, Тишинин занялся устройством усадьбы, для которой было выбрано живописное место на берегу Волги. Прежде здесь находилось принадлежавшее Тишинину сельцо Маншино.
Старейшее сооружение в усадьбе — одноглавая, одноапсидная церковь Тихвинской Богоматери с трапезной и колокольней. История ее постройки не вполне ясна. Здание принято датировать 1763-1764 годами. Автором проекта некоторые исследователи безоговорочно признают известного петербургского гравера Михаила Ивановича Махаева. Полагают также, что образцом для Тихвинской церкви послужила Симеоновская церковь в Петербурге. Однако в переписке Тишинина и Махаева упоминаются только «упадшая церковь» и «старая колокольня». В архивных материалах сохранилось свидетельство зятя Тишинина, А.О. Кожина, который утверждает, что церковь в Тихвинском была построена в 1757 году. На 1750-е годы указывают и некоторые общие черты Тихвинской церкви и построенной в 1750 году Троицкой церкви в Подъяблонном погосте, который находится между Рыбинском и Пошехоньем.
В ожидании посещения его усадьбы императрицей Екатериной II, Тишинин в середине 1760-х годов пригласил к себе зодчих и художников и с их помощью предпринял работы по обновлению уже существовавших зданий и строительство новых. Именно тогда своеобразный, но все же достаточно непритязательный сельский храм был украшен эффектными портиками, пышной гипсовой лепниной, оконными решетками с вензелем хозяина. Третий строительный период, 1780-е годы, ознаменовался возведением у западного входа в трапезную трехъярусной классической стиля колокольни со шпилем.
Объемно-пространственная композиция Тихвинской церкви в целом весьма характерна для ярославских вотчинных храмов середины XVIII века. Основной объем храма представляет собой высокий четверик, слегка вытянутый по оси север-юг и служащий основанием для восьмерика, увенчанного фигурной главкой на восьмигранном световом барабане. С востока к основному объему примыкает далеко выступающая двухсветная апсида, с запада — использовавшаяся как зимняя церковь, также двухсветная, трапезная и трехъярусная колокольня. Северный и южный входы в храм оформлены порталами со спаренными колоннами на высоких постаментах. Раскреповка венчающего антаблемента носит явно барочный характер и усиливает их торжественный, триумфальный характер. Расположенные над порталами большие полуциркульные окна фланкированы парными пилястрами, углы четверика акцентированы высокими, идущими до самого карниза рустованными лопатками. Завершается четверик сложнопрофилированным карнизом и невысокими тимпанами. Северный и южный фасады украшены лепниной в виде венков и гирлянд. В наружном убранстве восьмерика широко использованы обычные для середины XVIII века мотивы барокко — крепованные карнизы и тяги, сложные по рисунку наличники с «ушами»; грани восьмерика обработаны пилястрами. Интересной, сугубо местной особенностью декора было использование в отделке этой части здания поливных изразцов.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?