Церковь Троицы Живоначальной в Аристово

Кирпичный пятиглавый храм на подклете окружен с севера и запада галереями-папертями. Основной объем представляет собой бесстолпный двухсветный четверик, слегла вытянутый по оси север-юг и перекрытый лотковым сводом с распалубками. На западную галерею ведет открытая лестница, над нижней площадкой которой поставлена ярусная шатровая колокольня. Ныне храм сильно обветшал. Для его спасения необходима срочная реставрация.
Внешнее убранство церкви отличается сдержанностью и изяществом. Живописная асимметрия столь характерная для русского зодчества XVII века, прослеживается не только в композиции храма, но и в его декоре. Главным украшением южного фасада служат расположенные треугольником небольшие окна. Подобное размещение окон, идущее от деревянного зодчества, встречается в каменных храмах той эпохи. Аналогией может служить церковь в подмосковном селе Рожествено-Суворо, выстроенная в конце XVII века по заказу князей Барятинских. Интересно отметить, что вотчины Барятинских располагались совсем рядом с ярославскими владениями А.И.Чирикова.
Наличники всех окон Троицкой церкви представляют собой простые, с треугольными или килевидными завершением рамки, выполненные с помощью полувалика. Помимо этого в состав декора входят плоские лопатки, полуколонки, помещенные между апсидами, пояски простого поребрика.
Первоначально пластика храма была еще более выразительной: массивные арки, несущие галерею, были открытыми; алтарная часть зимней церкви Казанской Богоматери, помещавшейся в подклете, имела не прямоугольное, как сейчас, а трехапсидное построение. Вполне возможно, что существовала южная галерея с приделом, утраченная, как и много другое при позднейших переделках памятника.
Несмотря на все переделки и утраты, Троицкая церковь сохранила особую выразительность свойственную памятникам XVII века. В «рецепт» этой выразительности входит и масштабная соразмерность здания с человеком, и живая, как бы очеловеченная мягкость форм, и легкая асимметрия в прорисовке деталей, которая создает впечатление ручной работы, и просто патина старины, столь легко исчезающая при малейшем неловкости реставраторов.
От прежнего внутреннего убранства храма ничего не сохранилось. Однако даже сейчас, открыв тяжелую кованную дверь, ведущую в храм, невольно залюбуешься причудливой игрой архитектурных форм: многочисленных арочных проемов, соединяющих части здания, низких лотковых сводов со множеством разновеликих распалубок, глубоких ниш-«печур» в алтарной части храма.
Троицкая церковь в Аристове весьма далека от традиционных форм ярославского зодчества XVII века. Возможно, ее построили московские мастера. Однако этот памятник имеет большое значение и для истории ярославского зодчества. Вместе с Казанской церковью в Сарафонове он начинает собой целый ряд ярославских вотчинных храмов XVII-XVIII веков.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?