Все места
Церковь

Церковь Воскресения Христова в Красном

В селе Красном сохранился интересный памятник архитектуры – Воскресенская церковь, построенная в 1707 году по заказу Г.А. Племянникова. Это очень редкий – а для Ярославской области, быть может, даже уникальный образец ярусного вотчинного храма начала XVIII века. Возникновение объёмной композиции «восьмерик на четверике» относится к 80-м годам XVII века. Храмы этого типа строились главным образом в подмосковных вотчинах крупных сановников – Нарышкиных, Голицыных, Прозоровских. Первоначально нижний ярус в подобных сооружениях представлял собой обычный четверик, служащий основанием для нескольких восьмериков. Однако вскоре композиция нижнего яруса усложнилась: он принимает округлую, слегка вытянутую по оси восток-запад форму. Храм окружают открытые галереи с далеко вынесенными белокаменными лестницами. По своей объёмной композиции и декору церковь в Красном напоминает памятники ранней стадии развития «нарышкинского» стиля. Её нижний ярус представляет собой вытянутый по оси восток-запад десятигранник, в плане близкий к овалу. С запада к основному объёму примыкает низкая гранёная апсида. Нижний ярус служит основанием для трёх уменьшающихся восьмериков, увенчанных небольшой главкой «с перехватом». С запада к летнему храму примыкает обширная шестистолпная трапезная первой половины XIX века. У входа в трапезную в 1916 году устроена невысокая паперть. Рядом с храмом поднимается к небу стройная шатровая колокольня середины XVIII века. Общий облик памятника отличается своего рода недосказанностью, переходным характером. Наряду с типичными для «московского барокко» приёмами: восьмигранные окна, полуколонки с базами и капителями на углах объёмов, карниз в виде «пилы» – заметна более свойственная ярославскому зодчеству конца XVII века и начала XVIII века сдержанность в наружном убранстве. Широкие плоскости граней нижнего восьмерика почти лишены декора. Количество окон отнюдь не столь велико, сколь могло бы быть при последовательном проведении стилистических принципов «московского барокко». Важнейший композиционный принцип ярусных сооружений – последовательность облегчения ярусов по мере развития архитектурных масс вверх – нарушен заметным несоответствием между пропорциями нижнего и среднего восьмериков. В интерьере Воскресенской церкви сохранился нарядный барочный иконостас XVIII века, интересные иконы XVII-XVIII веков, а так же настенная живопись прошлого века. Воскресенская церковь в Красном – прекрасная иллюстрация к истории развития нового стиля в русском зодчестве конца XVII века и начала XVIII века.