Церковь Михаила Архангела в Годуново

Стоит на холме в центре села, рядом с дорогой и кладбищем. Построена на средства помещика И.И. Супонева в 1806—1819 годах вместо сгоревшего деревянного храма. Это село близ речки Киржач было подарено Иваном IV Борису Годунову, род которого владел им до конца XVII века.
К 1806 году возвели южный теплый придел, обращенный продольным фасадом к оврагу; в 1819 году — основной объем церкви. Тогда кирпичные стены были окрашены по кладке в голубой цвет, элементы декора выделены побелкой.
В 1879 году, с повторением форм первоначального убранства, пристроили северный придел с крещальней на западной стороне, заподлицо с узким нижним ярусом колокольни. Верхние ее ярусы разобраны в 1965 году.
Характерный образец сельского храма в стиле раннего классицизма; в композиции основного объема и алтаря еще сильны черты барокко.
На двусветный кубообразный четверик поставлен широкий восьмерик, его основные грани завершены фронтонами. Крутую восьмилотковую кровлю венчает поднятая на глухом барабане луковичная главка с яблоком и крестом. Параллельные стены главного алтаря, пониженного и суженного относительно четверика, соединяются с лучковой дугой апсиды вогнутыми вставками. Полукруглые апсиды приделов охватывают западную часть четверика, частично закрывая его боковые фасады. Почти все углы объемов, относящихся к 1-й четверти XIX века, охвачены огибающими рустованными лопатками, переходящими без уступа во фриз.
Широкий венчающий карниз опоясывает объемы приделов и трапезной. Его верхние тяги, отделенные разреженными дентикулами, в нижнем ярусе колокольни и на северном фасаде опираются на тосканские пилястры. Аналогичны по рисунку карнизы главного алтаря и восьмерика.
По-барочному, с выпуском ребра, оформлен северо-западный угол крещальни. Все окна нижнего яруса прямоугольные, частью ложные, в рамочных наличниках с ушами и горизонтальным многопрофильным сандриком сильного выноса на низких изогнутых стойках. Аналогичные сандрики боковых арочных порталов опираются на архивольты. Окна верхнего света на четверике — круглые, в узких рамках. Арка колокольни имеет уплощенный рамочный портал с импостами и замковым камнем, так же оформлены и окна восьмерика.
Из основного объема, перекрытого восьмилотковым сводом, широкая арка ведет в алтарь с граненой конхой при плавном сопряжении стен и распалубками над окнами. В придельных апсидах конхи обычные — в четверть сферы.
В уцелевшем ярусе колокольни с очень массивными угловыми устоями свод крестовый.
На восточной грани восьмерика в интерьере храма фрагментарно сохранилась композиция «Воскресение», на стенах четверика — участки орнаментальной росписи середины XIX века. Полы выстланы керамической плиткой.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?