Все места
Церковь

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы с колокольней в Вязниках

Достаточно только взглянуть на Благовещенский храм и сразу понимаешь - смотришь не на рядовую церковь, а на событие в архитектуре. Событие с большой буквы. Это сейчас кажется, что Вязники - "провинция". В далёком прошлом именно "провинциальные" зодческие школы делали русское искусство столь многогранным, ярким и самобытным! Вот что писал Алексей Алексеевич Тиц в своей книге из серии "дороги к прекрасному" - "По окраинным землям Владимирским", 1969 год: "Этот комплекс, оконченный в 1683 году, очень любопытен. В нём отразилась борьба двух художественных концепций - середины ХVII века, с её безудержным стремлением к узорочью, и конца века, с тенденциями к геометрически строгой регулярности. Живописность и симметрия сосуществуют в этом памятнике, они уживаются и придают ему особое своеобразие. Ассиметричная композиция всего комплекса с колокольней на северной стороне, галереей на западной и сильно выдвинутыми на восток апсидами уравновешивается спокойным объёмом храма. Зодчий, уподобляясь скульптору, как бы лепит своё произведение из отдельных объёмов. Испокон веку каменодельцы, подражая природе, делали нижние части сооружения массивнее, крепче. Идея роста организма, его развитие по вертикали используется и в Благовещенском соборе. Группа дополняющих друг друга объёмов храма объединена общим основанием - подклетом, где размещалась тёплая церковь". "Общее основание" многокомпонентного сооружения позволило зодчим применить очень интересный, нечасто встречающийся приём - сделать "двухуровневые" апсиды, когда алтарные части нижнего и верхнего храма располагаются не сплошной стеной, а ступенчато, причём нижние апсиды сильно вытянуты на восток! Этот приём был весьма популярен у каменных дел мастеров из соседнего Гороховца, Никольский собор. Особой функциональной подоплёки это решение не имеет, оно играет чисто на эстетическое восприятие - делает силуэт храма более сложным, облик - более живописным, позволяет при минимуме декора создать выразительный рисунок фасада. Ну и, конечно, это бросающаяяся в глаза, запоминающаяяся "визитная карточка" местной архитектурной школы. По храмам эпохи узорочья впору писать "энциклопедию русского наличника": что ни храм - то глава. На северном фасаде Благовещенского собора насчитываем аж целых пять типов. Однако стоит обратить внимание - расположение окон подчинено строгим законам симметрии. А это уже - примета новой архитектурной эпохи.