Все места
Церковь

Церковь Воздвижения Креста Господня в Святково

В 1678 году Святково и деревни Лаврово, Обобурово числятся владением за касимовским царевичем Василием Араслановичем, далее по документам за 1715 год владелец села капитан Назар Иевлевич Арцыбашев. О перестройках и поновлении деревянной церкви за ветхостью известно в 1734-1735 годах и в 1788 году. В 1861 году вместо деревянной церкви на средства прихожан в селе Святково строится каменный Крестовоздвиженский храм, окончание строительства и освящение которого состоялись в 1869 году. Церковь была приписной, постоянно действующего причта не имела. Выстроена в стиле классицизма. Сдвоенные полуколонки на углах подвышенного четверика придают ей исключительно нарядный и уютный вид. Церковь не штукатурилась, изначально была красно-кирпичной. Однако видимо несколько позже постройки была затёрта густой известью и нарядно покрашена. На фасаде церкви остались фрагментарные следы расколеровки. В интерьере церкви местами сохранились росписи, просматриваются евангельские сюжеты. Столярные заполнения выломаны, но имеются местами уцелевшие фрагменты старых и отдельные кованые решёточки. Церковь отапливалась, отопительный подвал погребён под руинами трапезной. В советское время судьба церкви не благоволила. Разобраны на кирпич трапезная и колокольня. Завершение основного объёма выше парусного свода снаружи было полностью деревянным, рухнуло, и его остатки так и лежат на северо-восточном углу карниза четверика. Входной портал в основной объем был заложен кирпичом от трапезной, образовавшееся помещение использовалось под склад удобрений и ядохимикатов, которые так и остались в церкви брошенными с конца 1970-х годов и середины 1980-х годов. Спустя десятилетия пребывание внутри храма без средств защиты органов дыхания и спецодежды на кучах неизвестных химических веществ в разной степени разложения представляет определённую опасность. Само село Святково полностью вымерло, не сохранилось ни одной избы, дороги и подъезды заросли подлеском и травой, сельскохозяйственной деятельности не ведётся. С уцелевших местами столбов ЛЭП сняты провода. Лишь изредка в окружающих лесах с кабанами и лощинах с пернатой дичью слышны выстрелы охотников. Из хозяйственной деятельности текущего периода в небольших количествах замечена порубка и вывоз хвойных пород деревьев. Ввиду крайней отдалённости храма от пионерлагерей, дач и стройотрядов его особенностью является отсутствие обычных следов активного подросткового вандализма. Храм стоит одинокий в крайне труднодоступной обезлюдевшей местности.