Все места
Церковь

Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери и преподобного Сергия Радонежского в Курске

Курский Сергиево-Казанский собор является выдающимся архитектурным памятником церковного зодчества второй половины ХVIII века. Подъезжая к Курску с юга по железной дороге или с востока по автодороге, мы видим на высоком холме, над долиной реки Тускарь, возвышаются блистающие золотыми звёздами синие фигурные главки Сергиевского собора. Вертикаль этого собора вносит в живописный силуэт городской застройки особый характер, как бы утверждает его своеобразие и неповторимость. Сооружать храм начали в 1752 году. В летописи собора об этом повествуется так: "В деле о церкви пишется, что заложен храм сей в 1752 году, но кем, сведений не имеется при соборе; а также нет на построение оного храма ни плана, ни фасада". В этой же летописи отмечается: "Неизвестно за давностью с какого именно времени и сколько лет, но несомненно, что до построения нынешнего храма существовала на этом месте церковь во имя Сергия Радонежского. Об этом свидетельствует прежде всего каменный четвероугольник, столп со крестом наверху, аршина в два, находящийся на южной стороне от собора, поставленный по всей вероятности на месте престола прежней церкви. Старожилы за верное передают, что церковь Сергиевская была деревянная и одноэтажная и во время пожара сгорела до основания". Когда во время пожара стали расчищать место, то в углях и пепле обнаружили Казанскую икону Божией Матери, совершенно не повреждённую огнём. Это было признано прихожанами сгоревшей церкви за особенное чудесное действия промысла Божия, а потому было решено построить вместо сгоревшего новый храм, но двухэтажный. При этом в нижнем этаже должен быть храм во имя преподобного Сергия, а в верхнем этаже храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Верующие обратились к епископу Белгородскому и Обоянскому Иоасафу (Горленко), в епархию которого входили храмы Курска, за благословением построить новый храм вместо сгоревшего. Епископ Иоасаф не только дал благословение на это, но сам лично освятил место построения храма и совершил его закладку. Подтверждением этого служит святой антиминс, снятый с престола нижнего храма. Протоирей Лащенков пишет: "При снятии престола во имя преподобного Сергия найдены следующие особенности: ещё до снятия престола на верхней части под срачицей ощущалась какая-то шероховатость. По снятии же срачицы оказалось, что среди престола лежал святой развёрнутый антиминс, освящённый от сотворения мира 7260 г, а от Рождества Христова в 1752 году Преосвященным Иоасафом епископом Белгородским и Обоянским. В историческом материале "Описание Курского наместничества", говорится следующее: "Церковь преподобного Сергия, вправо от города за Московскую улицею, построена усердием Курского купца Карпа Ефремова сына Первышева. Сия церковь великолепием своим превосходит прочих всех...". В "Летописи", составленной И. Лащенковым, находим сведения о подрядчике: "... помощником строителя храма купца Первышева был также Курский купец Исидор Мошнин. Когда последний, не окончив работу скончался (в 1762 г), то обязанности его по подряду приняла на себя его жена Агафия Мошнина". В газете "Курские губернские ведомости" за 1907 год в № 154 указывается, что Исидор Мошнин имел кирпичные заводы и был подрядчиком по постройкам каменных зданий и церквей. В память чудесного спасения при падении малолетнего отрока Прохора Мошнина с колокольни, в нижнем храме собора устроен придел во имя преподобного Серафима, а на месте его падения установлена сень над памятной плитой с иконой преподобного и неугасимой лампадой. Ключарь собора И. Лащенков в своей "Летописи" (1896) упоминает имя архитектора Растрелли как автора проекта и строителя Сергиевского собора. К творчеству Растрелли, как автора проекта и строителя Сергиевского собора, он опирается только на мнение иператора Александра Николаевича, который в 1861 году, подъезжая к собору, сказал: "Этот храм Растрелли". Однако, как бы ни хотелось отнести Сергиевский собор к творчеству Растрелли, приходится от этого отказаться, опираясь на составленные самим зодчим перечни его работ, обнаруженные З. Батовским и опубликованные в 1939 году. Пусть этот памятник архитектуры относится к сооружениям "школы Растрелли", пока не будет найдено и названо имя подлинного автора собора - человека, несомненно, талантливого. До 1830 года вход в верхнюю церковь собора был по наружной открытой двухмаршевой лестнице с чугунными ступенями и ограждением. Эта лестница вела с двух сторон на площадку, с которой были устроен главный вход, северный и южный входы в притвор, а также вход на колокольню. В 1830 году по проекту архитектора Грознова была осуществлена пристройка лестничной клетки, выполненная в ампирном стиле с шестью колоннами ионического ордена, что значительно испортило вид на собор с запада. Освящение храмов собора было осуществлено в разное время. Нижний храм во имя преподобного Сергия был освящён преосвященным Иоасафом (Миткевичем) в 1762 году, а верхний в честь Казанской иконы Божией Матери - преосвященным Агеем (Килисовским) в 1778 году. Считается, что шестнадцатилетний разрыв между освящением нижней и верхней церквей был связан с изготовлением и установлением великолепного иконостаса. Имя автора этого творения осталось также не известным. Позже, в середине ХХ-го века храмы были переосвящены: верхний храм был освящён во имя преподобного Сергия, а нижний - в честь Казанской иконы Божией Матери. Заполняющий по ширине всю алтарную преграду, высотой около 20 метров, весь вызолоченный иконостас представляет великолепное сочетание вычурности, изящности и богатства. Иконостас по горизонтали разделён на три яруса пышным сильно вынесенным карнизом над первым ярусом и более плоским карнизом над вторым ярусом. По обе стороны от центральной плоскости с царскими вратами находятся выдвинутые ризалиты с сильно орнаментированными колоннами "бутылкообразной" формы. Завершается иконостас фигурами трубящих ангелов, и увенчивается пышными картушами, являющимися рамками для изображений. Особое богатство и изысканность орнаментовки достигнуто в резьбе царских врат и первого яруса ризалитов. Это сплошная глубокообъёмная, почти "круглая" резьба из цветов роз, гирлянд, головок херувимов. В соборе сохранились старинные предметы утвари, в том числе напрестольное Евангелие в серебряном, вызолоченном, чеканной работы окладе. Оно отпечатано при императоре Петре Великом и патриархе Адриане. Его размеры: высота - 60 см, ширина - 40 см, а весит это Евангелие пуд.