Все места
Церковь

Собор Владимирской иконы Божьей матери в Кронштадте

Одним из красивейших храмов Кронштадта является Владимирский собор, основанный в 1875-м году на месте прежних деревянных храмов, которые здесь трижды возводились. Строительство большого каменного храма было обусловленно необходимостью большого собора для вмещения огромного числа моряков Кронштадта, желавших посетить церковную службу. Я напомню, что в то время гарнизон состоял из 4500 человек, поэтому сделать это было непросто. Однако кронштадтский военный губернатор вице-адмирал Казакевич подал прошение о строительстве каменного собора и 2-го января 1873-го года получил высочайшее разрешение от Императора Александра Второго. Для новой каменной церкви инженерное ведомство приобрело у купца Ильина за 7050 рублей серебром место, находившиеся рядом со старой деревянной церковью. Возведение нового храма под руководством академика архитектуры Христиана Ивановича Грейфана было начато в 1875-м году. Торжественная закладка была совершена 8-го мая 1875-го года. Автором проекта нового великолепного собора стал выдающейся русский архитектор, один из создателей «русского стиля» архитектуры Давид Иванович Гримм. Таким образом возведение Владимирского собора проводилось на самом высоком уровне. Строительство церкви было окончено в 1879-м году, после чего 7-го марта 1880-го года состоялось торжественное освящение храма, которое было проведено главным священником армии и флота Петром Покровским. Внутренняя и внешняя отделка храма завершилась только в 1882-м году. Строительство велось на казённые средства; общая сумма составила 201687 рублей. В 1903-м году церковь получила статус собора. Фасады храма декорированы в стиле русской архитектуры XVII века, однако внутренняя планировка копирует базилики ранехристианских церквей и схожа с внутренней планировкой церкви Сант-Аполлинаре-Нуово, построенной в V веке в Равенне. Для сходства с римским стилем потолок был выполнен с использованием кессонов. Высота колокольни составляет 50 м. Храм рассчитан на 3000 человек. Роспись храма осуществлялась по эскизам Ефима Годуна. В храме хранились знамёна различных воинских частей. Главной святыней собора являлся список Владимирской иконы Божией Матери, написанный 9-го июля 1703-го года по распоряжению Петра Великого специально для Кронштадта. Образ был исполнен маслом на металле и украшен позолоченной медью. В 1735-м году для иконы были устроены бронзовый киот и сребро-вызолоченная риза с венцом и разноцветными камнями. На иконе была надпись: «Сей образ написан ЗCI года мая 29 дня, оклад сделан 1735 года февраля 20-го дня». Образ располагался по правую сторону Царских врат. В 1931-м году икона была изъята, дальнейшая ее судьба неизвестна, возможно уничтожена. 6-го ноября 1888-го года был освящён нижний придел во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», а 22-го ноября 1908-го года состоялось освящение правого придела верхнего храма во имя блаженного Николая Кочанова, Христа ради юродивого Новгородского, которое было проведено епископом Гдовским Кириллом. Последняя часть собора, придел Казанской иконы Божией Матери был освящён в 1919-м году. Как вы уже поняли, последнее освящение состоялось уже после прихода большевиков к власти. При новом режиме Владимирский собор пострадал, как и десятки тысяч других храмов. 16-го февраля 1931-го года он был закрыт и переоборудован под склад. В 1950-е годы  здание трижды взрывалось. Однако взрывы были прекращены, поскольку они вызвали появление трещин в соседних домах. В результате взрывных работ были разрушены алтарь, паперть и колокольня, но в целом Божьим проведением здание собора была сохранено. Впоследствии оно пустовало, но известны проекты размещения в нем бассейна или конюшен. В 1990-м году собор был возвращён Русской православной церкви. В здании были произведены консервационные работы, а службы проводились во временной церкви Всех святых. Только в 1999-м году начались службы в нижнем храме иконы Божией Матери «Утоли моя печали». В 2000-2001-х годах была перебрана кирпичная кладка, произведена расчистка и штукатурка фасадов, воссозданы главки куполов из оцинкованной стали. Позже были воссозданы орнаменты на потолке и стенах храма; отреставрированы семь фигурных композиций. Таким образом в наше время ссор практически полностью восстановлен в своем прежнем облике за исключением неизвестных по причине времени деталей.