Все места
Церковь

Собор святителя Николая Чудотворца в Белой

Церковь Святителя Николая Чудотворца в Белой – главная церковь волости, рассчитанная на 1620 душ прихожан, строилась более десяти лет и была освящена в 1842 г. В то время при церкви действовали церковно-приходская школа, министерское двухклассное училище, земская женская школа. Первым священником прихода был И.А. Родионов, дьяконом – Д.И. Дачаев, псаломщиком – В.Г. Шафранов. Старожилы помнят, что церковь эта была всех выше и всех краше в округе. Венчал ее огромный купол и двухэтажная колокольня, в которой были подвешены двенадцать разных колоколов и колокольчиков. Среди них был один особенный "часовой" колокол. Караульщик зажигал фонарь с началом темноты у главных ворот церкви, а начиная с полуночи оповещал слободу о движении ночного времени, т.е. отбивал каждый час до рассвета. Этот же колокол в руках караульщика-сторожа извещал слобожан о пожарах. Церковь была обнесена кирпичной оградой с тремя железными коваными воротами. Внутри ограды росли пирамидальные тополя и фруктовые деревья. Как правило, около храма хоронили священников и особо знатных людей. Рядом с церковью была построена церковно-приходская школа, в которой выделена комната-караулка, где находился караульщик. Здесь любому человеку можно было отдохнуть и обогреться. Примечательно, что когда внутри храма делали ремонт центрального иконостаса, южных и северных ворот, то для резьбы по дереву, точеных и других тонких работ пригласили беловского мужика Ивана Игнатьевича Бондалетова по прозвищу Хорма. Церковный совет заплатил ему 600 рублей серебром. Из этой суммы 50 рублей он пожертвовал на дальнейший ремонт церкви. Особым уважением среди прихожан, да и вообще среди беловских людей, пользовался священник Георгий Шафранов. Откуда он был родом, никто не знал. Характерно, что как только на Руси были образованы комитеты народной трезвости, отец Георгий решил в своем доме открыть народную чайную, т.е. учреждение по борьбе с пьянством (1900). Отец Георгий превращался из священнослужителя в пропагандиста прогрессивных идей, научных явлений в природе и в жизни человека. Он снимал черную рясу, крест, одевался в светлый костюм, вешал на шею большой знак "Попечительство о народной трезвости". В этот момент он был неузнаваемым: становился затейником различных настольных игр, вопросов и ответов на всевозможные темы, народных и шуточных песен, всевозможных литературных и исторических сказаний. В 1928 г. началось "раскулачивание" уникального архитектурного сооружения. Под хохот публики Иван Руденко (Трепак) сбрасывает кресты и купола. Ушел из истории площади чудесный колокольный звон. Затихла и как бы замерла слобода. Но это было только начало. Главная реконструкция церкви еще впереди. Много труда было отдано, чтобы разрушить двухэтажную колокольню и огромный купол. Рассказывают, что множество книг, икон было свалено у главных ворот. Несколько дней они лежали под дождем и частично разворовывались. И только потом составили список и отвезли на станцию Псел, свалили в железнодорожный сарай, который не замыкался и не охранялся. А золотую чашу и крест по дороге "потеряли". Церковь было решено переоборудовать в дом культуры. Но голод 1933 года дал о себе знать. Нехватка средств. Кое-как была сооружена крыша и перегородки внутри помещения. Церковь стали использовать как склад под зерно. В конце 1950-х гг. по инициативе председателя райисполкома Григория Семеновича Козлова началась капитальная перестройка храма под районный Дом культуры, открытый в конце 1958 г. До сих пор здание церкви не возвращено.