Все места
Памятник

Изваяние Половецкий воин (Каменная баба) в Заповедном

На экологической тропе «Стрелецкая степь» в «Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В.В. Алехина» стоит каменное изваяние, так называемая «каменная баба». Сотрудники Курского музея Археологии датируют её XI веком. Обойдя каменное изваяние, можно заметить на спине у воина три косички. Эти косички носили мужчины. Их заплетали очень туго и предназначались они для того, чтобы в случае удара мечом сзади по шее голова не слетала с плеч. В 17-м веке тысячи каменных изваяний возвышались на древних курганах и холмах, заметных издали участках степи - на водоразделах, при слиянии рек, на перекрестках дорого. Как правило, фигуры стояли по двое, а то и по 5-10 штук на каждом кургане. На перекрестках дорог они показывали направление пути: в той стороне, куда было обращено лицо, находилось ближайшее поселение. «Каменные бабы» считались и божествами, которым покланялись, приносили жертвы, выпрашивая исполнить желание. В период освоения степей, курганы начали распахивать, а «каменных баб» стали в массовом количестве уничтожать или в лучшем случае свозить в крестьянские усадьбы для практических нужд, а в помещичьи – для украшения парков. Но русские ученые сумели в конце 19-го века добиться от правительства охраны этих замечательных произведений степного искусства. «Каменные бабы» изучались многими русскими исследователями, которые пришли к выводу, что они принадлежат половецкой культуре. В основу типологии легли: пол статуи (мужской или женский), поза (сидящие, стоящие) и разнообразные изобразительные и технические приемы, использовавшиеся при изготовлении статуй. При построении эволюционного ряда можно выделить следующие этапы: к 1-му (раннему) этапу относятся стеловидные и плоские статуи (к ним относится и «каменная баба», стоящая в Стрелецкой степи); ко 2-му – круглые скульптуры (стоящие и сидящие), но со слабо обработанной спиной и низким рельефом в изображении рук, живота, лица. Далее развитие рельефной круглой скульптуры идет по пути детализации портретных и костюмных элементов (украшений, оружия и разного бытового интерьера). Это позволило узнать многие элементы костюма не известные ранее, так как от них остались лишь изображения на статуях.