Покровская церковь (Александров)

Летописной даты памятник не имеет. В источниках церковь Троицы упоминается впервые в 1571 году в свадебном разряде царевича Ивана Ивановича. Со II половины 60-х годов XVI века до 1582 года священником собора был крупнейший композитор эпохи Ивана Грозного Фёдор Крестьянин.

После польско-литовской интервенции она обозначена среди четырёх церквей разорённого Государева двора. В 1641 году пустующая церковь была отремонтирована и освящена, рядом с ней были заново возведены «царские хоромы» — жилая деревянная часть дворца. В 1680 году церковь Троицы перестраивается в большую монастырскую трапезную церковь.

С запада к ней пристраивается двустолпная палата с шатровой колокольней, церковный шатёр перегораживается дополнительным восьмигранным купольным сводом, алтари расширяются, а на юго-восточном углу строится новый придел Фёдора Стратилата (в честь ктитора монастыря царя Фёдора Алексеевича) взамен старого, возле северо-восточного угла, того же посвящения. По окончании строительства Троицкая церковь была переосвящена: её престол был перенесён в соседнюю соборную Покровскую церковь (ныне Троицкий собор), а престол собора — в Троицкую.

До 1990-х годов шатровая Троицкая церковь датировалась вторым строительным периодом Слободы — пребыванием в ней Ивана IV (с 1565 по 1582 год; поскольку строительство могло начаться несколько ранее приезда Грозного в Слободу, то в качестве даты ориентировочно принимались 1560—1570-е годы). Основанием для такой датировки был её шатровый верх: традиционно считалось, что первым шатровым храмом была церковь Вознесения в Коломенском, построенная в 1529—1532 годах, и на базе этой теоретической предпосылки Троицкая церковь не могла датироваться первым строительным периодом Слободы — 1510-ми годами (временем пребывания в ней Василия III).

В этом виде датировка Троицкой церкви просуществовала до исследований В. В. Кавельмахера. В 1980—1990-е годы он провел беспрецедентную по масштабам серию раскопок и зондажей, выявивших принципиальный факт: Покровский собор, Троицкая церковь, Успенская церковь и церковь Алексея митрополита (ныне Распятская колокольня) в Александровской слободе были возведены в одном строительном периоде. В. В. Кавельмахер показал (и это подтвердили дальнейшие исследования сына В. В. Кавельмахера С. В. Заграевского), что этим строительным периодом были 1510-е годы. Но эта версия пока не подтверждается другими авторитетными исследователями.

Таким образом, можно предположить, что церковь Троицы была построена Василием III в его резиденции (в дальнейшем Александровскую слободу унаследовал Иван Грозный).

Согласно одному из предположений, именно в Покровской церкви служил распевщиком один из первых известных по имени русских композиторов, Фёдор Крестьянин.

В XVII веке храм был окружён новыми постройками и оказался как бы «утопленным» посреди этих объёмов. Среди пристроек — четырёхгранная шатровая колокольня, на которой некогда были установлены часы, исчислявшие время по восходу и заходу солнца. Фрагменты старинного часового механизма хранятся в местном музее.

За XVIII и XIX века бывшая придворная церковь подвергалась многочисленным «поновлениям», исказившим её первоначальный облик. В северной стене отмечались глубокие трещины и деформации. Комплексная реставрация проходила в 1960-64 гг. При этом были восстановлены четырёхскатная крыша трапезной и лемеховое покрытие шатра.

В XVI веке храм был расписан. Фрески сохранились главным образом в шатре, фрагменты найдены в средней апсиде и на откосах западного окна. В 1863 году иждивением купчихи Зориной древняя живопись была заменена новой, тогда же поменяли иконостас.

Троицкая церковь соответствует типу шатрового храма, близкому к традиционному, с тремя апсидами, с четвериком, завершённым горизонтальной тягой, с кокошниками, перенесёнными на грани восьмерика. Древнее ядро Троицкой церкви состоит из собственно церкви, двойного (с двумя помещениями) белокаменного подклета и заалтарной казённой палаты. Под подклетом находятся два глубоких погреба. При общей растянутости здания в восточном направлении, все его расположенные в три этажа помещения, начиная с погребов, имеют поперечную ориентацию и слегка вытянутый план. Главный фасад здания — южный, некогда обращённый к центру дворца Василия III (возможно, к тронному залу).

Церковь и палата представляют собой причудливое сочетание двух взаимопроникающих объёмов разной высоты и разной конфигурации (церковь — «верх шатром», палата — «низменной» архитектуры). Несколько «сдавленный» церковный четверик поставлен на высокий белокаменный цоколь и увенчан белокаменным некрепованным карнизом оригинального профиля. Четверик и шатёр инкрустированы кирпичными ковчегами-впадинами.

Церковь Троицы выстроена из большемерного кирпича и белого камня на дубовых осадочных и металлических внутристенных и проёмных связях, на высококачественном известковом растворе. Кладка смешанная, от яруса к ярусу объём белого камня постепенно убывает. В третьем, церковном, ярусе из белого камня целиком (кроме сводов) была выложена только казённая палата и три алтарных апсиды. В отделке же церкви и придела кирпич уже преобладает. Из белого камня здесь выложены только цоколи, лопатки и порталы (не полностью), конструктивные «накрывные» элементы карнизов и кокошников, а также облицованы до половины высоты стены в интерьере. В остальном верхние части здания почти целиком кирпичные.

Белокаменные в своей основе, «плоскостные» порталы храма принадлежат руке иностранного художника. Южный и северный порталы, а также портал придела Фёдора Стратилата — щипцовые; западный — с полуциркульным верхом. Уникальная для XVI века черта архитектуры — аркасолий под западной стеной (возможно, захоронение кого-то из членов монаршей семьи).

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?