Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Катунках

Собор Рождества Пресвятой Богородицы, наиболее значительное и монументальное произведение в храмовом ансамбле села, не имеющее аналогий среди одновременных ему памятников Нижегородской области. Строительная история собора остается практически неизвестной: на сегодняшний день не установлены четкие хронологические рамки возведения храма и кто был инициатором его строительства. Есть предположение, что собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы был построен в первой четверти ХIХ века на средства жителей села Катунки по указу Императора Александра I.
Первые попытки реставрации собора начали предприниматься Нижегородской епархией еще в конце 1980-х годов и начале 1990-х годов. Наиболее активное восстановление памятника пришлось на 2000-е годы, когда инициаторами реставрации храма выступили архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий и руководитель УФНС России по Нижегородской области Николай Поляков, сумевшие привлечь необходимые средства на спасение памятника. В 2003-2006 годах было проведено укрепление берега, в результате чего он не только перестал грозить обрушением собору, но и превратился в благоустроенную набережную, выполнялись работы по реставрации живописи в интерьерах. 15 ноября 2007 года Собор Рождества Пресвятой Богородицы был освящен архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием.
В книге писателя и краеведа П.Б. Еремеева «Арзамасская муза» сообщается, что с 1805 года в течение двух лет известный арзамасский художник А.В. Ступин по заказу князя Грузинского расписывал храм в Катунках. В книге Еремеева храм не назван, сказано лишь, что в нем было выполнено девяносто живописных композиций на евангельские и библейские сюжеты. Такое количество фресок не могло разместиться в интерьерах другого катунского храма, кроме Рождественского, а раз так, то собор вполне может быть датирован началом XIX века.
Главный престол храма посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы, правый апостолам Петру и Павлу, левый Николаю Чудотворцу. Церковь сложена из красного большемерного кирпича и оштукатурена. Объемно-планировочная структура храма относится к соборному типу: ее основу составляет кубовидный, трехсветный, четырехстолпный четверик, перекрытый системой парусных сводов с распалубками и световым пятиглавием. С трех сторон вход в храм предваряли портики тосканского ордера. На ширину восточного фасада устроен трехабсидный алтарь, покрытый высокой конховой крышей. Над четырехскатной кровлей возвышаются цилиндрические световые барабаны, прорезанные арочными окнами с замковыми камнями и обработанные пилястрами. Крупные луковичные главы были покрыты «в чешую» и украшены звездами. Чрезвычайно изящно выглядели завершения глав: их конусы утончались до такой степени, что буквально таяли в воздухе.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?