Все места
Церковь

Церковь Николая Чудотворца в Архиерейском посёлке в Астрахани

Никольская церковь находилась на Форпосте, на правом берегу реки Волги. Ещё во второй половине XVIII века для астраханского Архиерейского дома был пожалован участок земли около казачьей Городофорпостинской станицы. На этом участке была устроена усадьба и стали разводить скот. В 1785 году для этой усадьбы Губернской канцелярией были отведены «близлежащие сенные покосы в размере 30 десятин». Но покосы эти оказались не очень выгодны для архиерейского дома, оттого что ежегодно заливались водой, размывались ей, а большей своей частью они просто заросли камышом. По их бесприходности земли стали сдаваться в аренду и разные астраханские жители стали строить на них свои дома, отчего к середине XIX века здесь вырос целый посёлок, получивший название Архиерейского. Долгое время жители посёлка были приписаны к близлежащей Спасо-Преображенской церкви, располагавшейся к западу от Астраханской станицы. Но к концу XIX века, особенно с расцветом в этих местах бондарного производства, число жителей посёлка сильно увеличилось, начали поговаривать о построении собственного храма, но пока сошлись на устройстве временного молитвенного дома. Для этой цели местным жителем Василием Ивановичем Калашниковым был предоставлен свой дом, который был переоборудован под дом молитвы, и священнослужители из Спасо-Преображенского храма служили в нём вечерни и обедницы. Пока в Архиерейском посёлке насчитывалось не более 100 дворов, этот молитвенный дом ещё вмещал, хотя и с трудом, всех местных жителей, правда приходилось тесниться, как говорили, «до обморока». А число дворов в посёлке всё более увеличивалось. Тогда к началу XX века всерьёз стали говорить о необходимости построения второго храма на Форпосте. Вместе с жителями Архиерейского посёлка эту идею поддержали и жители расположенного к востоку посёлка Новосолянского. Никольский храм в Архиерейском посёлке был построен по проекту архитектора Малаховского и представлял из себя почти точную копию сохранившегося храма Рождества Богородицы в селе Никольском. Только в отличие от Рождество-Богородицкого храма в нём совершенно была упразднена трапеза, и колокольня должна была находиться отдельно, боковые главы вместо каменных были сделаны деревянными, а приделы расширены. Колокольню в связи с революционными событиями так и не поставили, а вместо неё рядом с храмом была сооружена временная звонница. В 1923 году обновленцам на время удалось захватить Никольский храм. Вот как это описывается у А.И. Кузнецова, «На Николу епископ Анатолий Соколов решил служить на Трусове в Никольской церкви, не принадлежавшей обновленцам. Церковный совет уведомил епископа, чтобы он не приезжал к богослужению, так как прихожане, дескать, не состоят с ним в молитвенном общении. Настоятель церкви Серафим Аврорский поддерживал позицию церковного совета. По случаю престольного праздника к богослужению было приглашено городское духовенство с возглавлением о. Николая Пальмова. К 9 часам утра все собрались в храме, и тут произошло неожиданное: о. Серафим Аврорский вышел с крестом для встречи архиерея. Приехал епископ Анатолий Соколов. Произошло замешательство. Староцерковное духовенство покинуло храм, церковный староста и прихожане разошлись. Епископ Анатолий Соколов служил литургию, а затем Серафим Аврорский запер храм, ключи унёс с собой. Этот огромный прекрасный храм стал обновленческим». Но по милости Божией обновленцы недолго властвовали в этом храме. 30 сентября 1924 года было зарегистрировано Никольское религиозное общество Трусовского посёлка Астраханского уезда, за которым и было закреплено богослужебное имущество Никольской церкви. За православной общиной церковь оставалась до начала 1930-х годов, когда была отобрана властями. Храм закрыли, а вскоре и снесли. Недолго радовал своим видом жителей Форпоста Никольский храм, от него в память всем астраханцам остался образ Божией Матери «Скоропослушницы», написанный на Святой горе Афон в обители святителя Иоанна Златоуста в 1911 году. Этот образ был специально заказан для строящегося храма и привезён в Астрахань в том же 1911 году. Сейчас этот образ хранится в Успенском соборе в кремле и почитается верующими как большая святыня.