Все места
Церковь

Церковь Воздвижения Креста Господня в Астрахани

В Астрахани уже в начале XVII века имелась церковь с таким названием. Первое упоминание о ней восходит к 1628 году, а побывавший в Астрахани в 1703 году голландский путешественник Корнелий де Бруин оставил для нас её описание. По его словам, Воздвиженская церковь была главной после соборной. Она вся была сделана из оштукатуренного кирпича, купол на ней позолоченный, так же как и крест величиною в три сажени, внизу окрашенный зелёной краской. Храм этот, вероятнее всего, находился в Белом городе, но точное место его до сих пор не известно. Одноимённый ему храм появился намного позже, в первой половине XVIII века. Выстроен он был в Земляном городе, за Вознесенскими воротами, близ Благовещенского девичьего монастыря. Но до Крестовоздвиженского храма находился на этом месте другой, Благовещенский, история которого тоже очень интересна. Впервые о Приходской Благовещенской церкви упоминается в конце XVIII века. Стояла она тогда в Садовой слободе. У Н.Б. Голикова говорится, что «в юго-восточной части Западного города, за Армянской слободой, на Скакольном бугре лежала Садовая слобода, сложившаяся в районе созданных в начале XVIII века садов, виноградников и огородов, юго-восточным концом она выходила к валу, шедшему по берегу Кутуму». Действительно, ещё в конце XVI века к востоку от новоустроенного Вознесенского монастыря, «на реке Кутумове» располагался государев сад. Возможно, поэтому и стала возвышенность между Вознесенской обителью и рекой Кутум называться Садовым бугром. В 1617 году строитель обители иеромонах Мисаил доносил в Москву царю Михаилу Фёдоровичу, что «к ним же в монастырь прибегают из полону из Нагай и из Крыму выходцы, русские люди и хотят селиться подле монастыря, а иные-де поселились и дворы поставили». Государь разрешил селиться возле монастыря бывшим полонянникам, отчего здесь образовалась особая монастырская слободка. Она и стала основанием для будущей Садовой слободы Земляного города. Храма при этой слободке долгое время не было, её жители были приписаны к монастырю и окормлялись у монастырских священников. Крестовоздвиженский храм был построен в строгом древнерусском стиле с мощной трёхъярусной каменной колокольнею в одной связи. Венчал храм мощный двухъярусный шестигранный барабан, увенчанный небольшой главкою с луковичным куполом наверху. Нижний ярус барабана имел шесть высоких окон, а верхний, только четыре овальной формы. Колокольня по своей форме несколько напоминала знаменитую московскую колокольню Ивана Лествичника в Кремле. Её три шестигранных яруса шли в вышину по незначительной убывающей. Все ярусы имели по шесть удлинённых окон, которые почти сливались между собою, что делало колокольню воздушной несмотря на её мощный вид. Увенчана была колокольня венцеобразным куполом с вытянутым подножием для маленькой главки с крестом. С правой стороны храма к его трапезе был пристроен особый придел в честь Святых Богоотец Иоакима и Анны. Он был отделён от основного храма глухою стеною и более походил на самостоятельный храм с отдельным входом с западной стороны. Над этим приделом в центральной его части была устроена маленькая главка с маковкой-луковичкой наверху. В январе 1924 года Крестовоздвиженский храм был захвачен обновленцами, в 1930 году по распоряжению советских властей снесён. На этом месте сейчас находится пустырь на перекрёстке современных улиц Калинина и Наташи Качуевской. В 1994 году на этом пустыре был поставлен Святой Крест с изображением предстоящих равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, учителей словенских. Подобные кресты были установлены во многих городах России для увековечевания памяти святых братьев. В Астрахани место для установления Святого Креста выбрано не случайно, ведь наша земля в своё время сподобилась видеть святых Кирилла и Мефодия во время их миссионерских поездок. Само название древнего храма, стоявшего здесь, подсказывало, что лучшего места для установления духовного памятника не найти. Каждый год 24 мая, в день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, к Кресту из Успенского собора совершается крестный ход, собирающий множество астраханцев.